ЕСПЧ признал Россию ответственной за крушение MH17 в Донбассе

09.07.25 23:47

Европа: тенденции

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), решения которого Россия считает ничтожными и не признает, в среду признал РФ ответственной за крушение рейса MH17 в Донбассе, несмотря на приводимые ранее доводы в пользу виновности киевского режима в гибели лайнера и людей на борту.

ЕСПЧ во вторник вынес решение по иску Нидерландов и Украины против России, который касается событий на востоке Украины с 2014 года, включая крушение рейса MH17.

"Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции в ее материально-правовом аспекте в отношении удара по самолету рейса MH17", – объявил председатель Европейского суда по правам человека Маттиас Гийомар, зачитывая вердикт. Трансляция велась на Youtube-канале ЕСПЧ.

Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Россия не собирается выполнять решения Европейского суда по правам человека по жалобам Украины и Нидерландов на действия Москвы, так как считает их ничтожными.

Европейский суд по правам человека начал рассмотрение совместной жалобы Нидерландов и Украины в адрес России 26 января 2022 года. Спустя год – 25 января 2023 года – суд в Страсбурге признал этот иск частично приемлемым.

Летом 2023 года ЕСПЧ отклонил жалобу РФ против Украины, в том числе касающуюся крушения рейса MH17 на востоке Украины, объяснив это тем, что Москва якобы не ответила на многочисленные запросы суда. В жалобе, поданной Россией в ЕСПЧ, заявлялось, что Украина несет ответственность за гибель пассажиров рейса MH17, который потерпел крушение 17 июля 2014 года, так как страна не закрыла свое воздушное пространство. В иске также шла речь о нарушениях прав человека на Украине с 2014 года, в том числе убийствах, похищениях, насильственном перемещении, вмешательстве при голосовании, ограничениях на использование русского языка и нападениях на российские посольства и консульства.

Малайзийский Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли. Киев сразу обвинил в авиакатастрофе ополченцев ДНР, но те заявили, что у них нет средств, которые позволили бы сбить самолет на такой высоте.

В ноябре 2022 года в Нидерландах завершился после двух с половиной лет процесс по делу о крушении рейса MH17. Окружной суд Гааги 17 ноября 2022 года признал россиян Игоря Гиркина, Сергея Дубинского и украинца Леонида Харченко виновными в уничтожении самолета рейса MH17 на востоке Украины в 2014 году и убийстве 298 его пассажиров и заочно приговорил их к пожизненному заключению. При этом суд признал четвертого обвиняемого россиянина Олега Пулатова, невиновным и отклонил требование прокуратуры поместить его в тюрьму. Пулатов был освобожден от ответственности по искам о компенсации. Остальные, как решил нидерландский суд, должны будут выплатить семьям пострадавших в общей сложности 16 миллионов евро. Суд не увязал напрямую с Россией применение ЗРК "Бук" против рейса МН17 в ходе вынесения приговора, хотя и выразил мнение, что Россия имела контроль над ДНР в то время. Суд также постановил, что самолет рейса MH17 был сбит из ЗРК "Бук", запущенным со стороны Первомайского, подконтрольного на тот момент ополченцам ДНР.

Замгенпрокурора России Николай Винниченко сообщал РИА Новости о том, что РФ передала Нидерландам не только данные российских радаров, но и документацию, свидетельствующую, что ракета ЗРК "Бук", поразившая Boeing, принадлежала Украине, а пущена она была с подконтрольной Киеву территории, однако эту информацию следователи проигнорировали. При этом в первый день заседания суда обвинение признало, что получило и изучает данные российской прокуратуры. Старший помощник генпрокурора РФ, представитель России при рассмотрении советом ИКАО споров "Австралия и Нидерланды против России" и "Россия против 37 государств-членов ИКАО" Денис Грунис сообщил, что Россия предоставила совету все доказательства непричастности к крушению борта MH17, несмотря на то что совет не имеет компетенции рассматривать этот вопрос.

Российская сторона обращала внимание, что следственная группа по МН17 полагается на непроверенные источники, игнорируя неопровержимые доказательства, предоставленные РФ. Так, в ходе судебного процесса в Нидерландах судья Дагмар Костер заявлял, что выводы следствия о том, что ЗРК "Бук" был доставлен из России и затем перевезен обратно, основаны на украинских фото- и видеоматериалах. Он также сообщал, что следствие просмотрело более 500 видео и фото "Бука", "найденные в Интернете". При этом в министерстве обороны РФ указывали на фальсификации в видеозаписях. Как заявляли в оборонном ведомстве в 2018 году, следствие делает выводы на основании изображений из соцсетей, "подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования". Так, например, видео о передвижении якобы российского "Бука", которым был сбит лайнер, по территории Украины – это анимация, сделанная на основе одиночной фотографии. При этом фото- или видеоматериалами предполагаемого пуска ракеты следствие не располагает.

В июле 2024 года посольство России в Нидерландах заявляло о том, что "не поддается объяснению, почему за прошедшие десять лет так и не было задано ни одного вопроса Украине", которая отказалась предоставить данные радаров и записи переговоров наземных служб слежения за полетами, не смогла объяснить, куда исчезли работавшие в тот день украинские диспетчеры, которые могли бы пролить свет на обстоятельства трагедии.

Источник: РИА Новости

Редактор: Ксения


Аббе

09.07.25 23:59

Такие штуки готовятся не днями и не неделями. То есть - процедура "а как будем врать всему миру и обвинять Россию" - это может и месяцы.Но вот подготовка кадров для этого дела - тут годов мало. Тут нужны десятилетия.
Повторять провал суда над Дмитровым в Европе категорически не желали.
Ну что? Молодцы, врут не убедительно, однако же в одной тональности.
Как там оно из правил подготовки снайпера?

"Пусть в начале обучения стреляет не точно, но хотя бы кучно. Точности научим, а вот кучность во многом зависит от самого обучаемого
".

С кучностью голосов у них прекрасно. Настолько прекрасно, что на точность они наплевали.
Прошло 90 лет? Ну вот решительно ничего не поменялось. Телеграммы заменены на смартфоны, театры и кино на телевидение?
Но вот сущностно?
Ничегошеньки.


Kotofeich

10.07.25 01:08

а собственно при чем здесь Нидерланды и почему следствие прводит именно эта страна? Просто потому, что рейс вылетел оттуда? Но насколько я знаю это противоречит принятым правилам и нормам. Уже одно это делает всю процедуру следствия ничтожной. А уж если взглянуть на существо дела, то это просто клоунада, а не расследование

Изменен: 10.07.25 01:08 / Kotofeich


Никто

10.07.25 05:27

> Kotofeich
а собственно при чем здесь Нидерланды и почему следствие прводит именно эта страна? Просто потому, что рейс вылетел оттуда? Но насколько я знаю это противоречит принятым правилам и нормам. Уже одно это делает всю процедуру следствия ничтожной. А уж если взглянуть на существо дела, то это просто клоунада, а не расследование
Нидерланды начали производство по заявлениям родственников погибших (подавляющее большинство было из Голландии). И ничтожным оностало не по существу, а по отношению к фактам. Которые не устраивали "суд", те отвергались или не принимались к рассмотрению. Нам надо было не только игнорировать это судилище, но и договориться с властями Малайзии о проведении расследования, например, по заявлению владельца самолета. Малайзия изначально была против расследования Нидерландов и против результатов их суда. Тогда получилось бы два расследования с разными выводами.

Изменен: 10.07.25 05:28 / Никто


Kotofeich

10.07.25 06:59

> Никто
> Kotofeich
а собственно при чем здесь Нидерланды и почему следствие прводит именно эта страна? Просто потому, что рейс вылетел оттуда? Но насколько я знаю это противоречит принятым правилам и нормам. Уже одно это делает всю процедуру следствия ничтожной. А уж если взглянуть на существо дела, то это просто клоунада, а не расследование
Нидерланды начали производство по заявлениям родственников погибших (подавляющее большинство было из Голландии). И ничтожным оностало не по существу, а по отношению к фактам. Которые не устраивали "суд", те отвергались или не принимались к рассмотрению. Нам надо было не только игнорировать это судилище, но и договориться с властями Малайзии о проведении расследования, например, по заявлению владельца самолета. Малайзия изначально была против расследования Нидерландов и против результатов их суда. Тогда получилось бы два расследования с разными выводами.
По заявленим родственников или не по заявлениям - это дело десято. Есть определенные правила расследований авиакатастроф и насколько я понимаю Нидерландия никаким боком не вписывается в эти процедуры. То есть с самого начала это не расследование, а заказное фуфло, единственной целью которого было, есть и будет - выставить Россию виновной. Насколько я помню, правительство Малайзии как раз согласно с выводами и доакзательной базой России. Я так понимаю, что в текущей ситуации выводы нидерландского суда вообще никого не интересуют ибо никаких рычагов давления на Россию Европа уже не имеет по причине того, что Европа сама эти рычаги давно сломала и выбросила.

Хотя кмк России и Малайзии надо бы выкатить встречный иск к нидерландам за недобросовестное и предвзятое расследование и сделать это максимально публичным. И одновременно начать медийную кампанию по убийству репутации Нидерладндов и их судов с использованием соц платфром и "независимых" блогеров с обнародованием внутренней переписки этих следователей и т.д. Я практически уверен, что покопавшись в их переписке можно найти очень много неприглядных договорнячков. И главное претензии предхявить некому - це ж злые хакеры накопали, может даже из Сев. Кореи


NRoss

10.07.25 08:15

Отлично отработанная провокация.
Ещё в 2014-15 гг пытался найти список жертв этого рейса - на буржуйских пабликах, в реддите и пр. помойках, но нигде не нашёл. Хотя вроде и пиарили это дело во всей дури тогда.
Вывод: на борту не было живых. Может были трупы в креслах. Отчасти это даказывает и то, что в ЕС не было организованных протестов "родственников жертв", ибо каждого можно проверить.
История с МН17 до боли напоминает сбитие Советами "мирного" борта в 1983-м над Охотским морем. Поисковые команды не нашли там ни одно тело, но за то кучу одежды и детских игрушек.
Почему наш МИД засудул язык туда, куда не должен - не понятно.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям