Николай Патрушев: Дружественные страны проявляют значительный интерес к развитию перевозок по Трансарктическому коридору России

16.07.25 22:22

В России

Важно развивать транспортные коридоры, обеспечивающие безопасное судоходство и гарантированный доступ к странам, с которыми у России активно развиваются торговые связи. Об этом на совещании в Дудинке, которое прошло по поручению Владимира Путина, заявил помощник президента, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев. 

По его словам, одним из таких новых торговых путей должен стать Трансарктический транспортный коридор, особенно в условиях противостояния со странами коллективного Запада, которые стараются ограничить свободный выход России в Мировой океан. Для этого, по его мнению, необходимо укрепление транспортного каркаса страны и формирование бесшовной транспортной системы морского, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта.

"Дружественные России страны проявляют значительный интерес к развитию перевозок по этому арктическому маршруту", – заметил Патрушев.

Так, по его данным, Китай активно инвестирует в развитие арктических перевозок. Кроме того, Индия рассматривает возможность сопряжения морского коридора Владивосток – Ченнаи с проектом по организации международного контейнерного транзита через Северный морской путь, являющегося частью Трансарктического коридора. За три дня рабочей поездки, кроме посещения Норильска, Патрушев подробно изучил работу портов Диксон и Дудинка. По сравнению с Диксоном, где в последние десятилетия редко ступала нога обычного таймырца, не говоря уже о чиновниках федерального уровня, Дудинка отличается кардинально. Но развивать, по словам Патрушева, необходимо оба порта. 

К слову, Дудинка – единственный в мире, работающий в режиме круглогодичной навигации в условиях Крайнего Севера. Порт обслуживает грузопоток "Норникеля", обеспечивает северный завоз и международные перевозки, принимая до 4 млн тонн грузов ежегодно. Правда, раз в год во время ледохода и паводка работа порта останавливается. Причалы уходят под воду, а ледовая стихия Енисея выворачивает бетонные блоки и скручивает, словно нитки, железнодорожные рельсы. После этого в течение месяца порт полностью восстанавливают. В этом году вода окончательно сошла только к 1 июля. 

К приезду Патрушева установилась нетипично жаркая для Таймыра погода в 25 градусов – как шутят местные: те самые два-три дня лета, когда все были на работе и никто не заметил его наступления. В порту в это время вовсю шла погрузка контейнеров на пришвартованное судно, а еще несколько стояли на рейде в ожидании своей очереди.

"К 2030 году Дудинский морской порт увеличит свою оборачиваемость до 5 млн тонн в год за счет расширения мощностей. На развитие порта и строительство новых причалов направлено 21,5 млрд рублей", – рассказал Патрушеву первый вице-президент "Норникеля" Николай Уткин. По его словам, дополнительно на развитие Красноярского и Лесосибирского портов, а также Енисейского речного пароходства компания предусмотрела выделение 26 млрд рублей, включая 10 млрд на строительство новых барж.

Уже во время совещания Николай Патрушев отметил, что потенциальная грузовая база речных перевозок по Енисейскому бассейну оценивается почти в 8 млн тонн, что составляет 8% от общей грузовой базы перевозок внутренним водным транспортом по стране.

"Этот потенциал может быть увеличен за счет включения транспортной инфраструктуры Енисея в формируемый по поручению президента России Центрально-Евразийский транспортный коридор, который будет проходить через Монголию в Китай", – отметил председатель Морской коллегии.

По его словам, чтобы реализовать все эти проекты, потребуется в том числе обновление парка речных судов, углубление рек, модернизация портовой и причальной инфраструктуры, создание транспортно-логистических хабов.

Как пояснил полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, по мнению экспертов, для того чтобы повысить эффективность внутренних водных путей, нужно соединить между собой речной и морской транспорт, образовав тем самым транспортный коридор "Реки Сибири – Северный морской путь". В качестве опорных узлов для него рассматриваются порты Иркутской, Новосибирской областей, Красноярского края, а также Омской области и всего Обь-Иртышского бассейна.

По словам Серышева, при качественно продуманных цепочках поставок можно будет распределить на водный транспорт грузы с юга Сибири, что позволит высвободить дефицитные мощности Восточного полигона железных дорог.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Аббе

17.07.25 01:29

Сибирью должна прирастать Россия, а не могущество России.
Не надо отвергать Ломоносова, нужно изменить поставленные им цели.
Длина реки Селенга Ссылка 1024 километра. Водоток в устье 935 кубометров в секунду.
Уровень воды в озере Байкал относительно океана 456 метров.
Монгольское плато, где и расположена Монголия уровень над океаном от 900 до 1500 метров. Две речки, которые сливаясь порождают Селенгу суммарно не дают и 100 кубометров в секунду. Но для малых барж годятся.

Всё это и потенциал гидроэнергетики и транспортной доступности. Вопрос только экономической целесообразности.
Если зимой они перемерзают, то летом - вполне себе могут дать электроэнергию.

И вот так можно пройти все реки и речки бассейна Енисея.
Дружественные государства не просто "могут дать грузопоток", они тем покушаются на доходы европейцев. А значит будет противодействие.
То есть - нужно искать, чем сможем загружать этот океанский коридор изнутри России. А может даже и Монголии.

Какие минералы добывать, до какой глубины их обогащать или перерабатывать на конечный продукт - вот предмет рассмотрения.


veldinc`

17.07.25 16:34

А может быть сначала СМП довести до ума и начать использовать круглогодично?...

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям