19.07.25 09:44
Совет ЕС утвердил 18-й пакет санкций против России и запретил импорт нефтепродуктов из российской нефти. Их поставки обеспечивают индийские НПЗ, которые стали крупнейшим поставщиком дизельного топлива в ЕС. Накануне европейские трейдеры заявили на конференции «Петролеум Украина» в Варшаве, что запрет крайне опасен для Евросоюза.
«За последние несколько лет в Европе не открылось ни одного НПЗ, они только продолжают закрываться. Такой шаг только усилит зависимость европейского рынка от импорта. Я не уверен, что он ему нужен», — сказал изданию enkorг представитель крупного европейского трейдера.
Издание отмечает, что на конференции эксперты и трейдеры обратили внимание на высокую зависимость Европы от поставок с востока.
«В 2024 году более 40% дизельного топлива было импортировано из этого региона в ЕС и Великобританию, и эта тенденция явно будет развиваться даже без дополнительных стимулов», — пишет enkorг.
«Закрытие нефтеперерабатывающих заводов может увеличить зависимость Великобритании от импорта средних дистиллятов, таких как дизельное топливо и реактивное топливо, более чем на 25%. Внутреннее производство в настоящее время может удовлетворить только около половины потребления средних дистиллятов в Великобритании. Закрытие заводов в Грейнджмуте и Линдси может снизить эту долю до 42%», — сказал старший вице-президент RJ O’Brien Limited Олег Хирко.
По его данным, Великобритания импортирует в среднем 1 млн тонн дизельного топлива каждый месяц. При этом за год доля топлива из стран Ближнего Востока и Индии в импорте выросла с 13% до 18%.
В то же время США являются вторым по величине источником поставок в Европу (около 15 млн тонн в год) и практически исчерпали свои возможности по наращиванию экспорта, отметили в enkorr: «Американские нефтеперерабатывающие заводы уже работают на полную мощность, и в планах закрыть три завода общей мощностью переработки 600 тыс. тонн. баррелей в сутки».
В то же время, продолжает издание, европейские трейдеры не хотели бы увеличивать зависимость от Ближнего Востока, так как регион не отличается стабильностью.
«Учитывая события, происходящие сейчас на Ближнем Востоке, в ближайшие полгода ЕС, скорее всего, не будет реализовывать запрет на поставки нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в третьи страны. Ситуация нестабильная, все стремительно меняется», — надеялся Элвин Гулмурадов из Alkagesta.
Как сообщало EADaily, Совет ЕС опубликовал более подробную информацию о 18-м пакете санкций, который утвердили 18 июля. Под запрет попадет и импорт нефтепродуктов из российской нефти.
«ЕС вводит запрет на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской сырой нефти и поступающих из любых третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США, тем самым препятствуя попаданию российской сырой нефти на рынок ЕС через черный ход», — говорится в сообщении Совета ЕС.
Ранее еврокомиссар по иностранным делам Кая Каллас заявила в Х, что введут ограничения к индийскому предприятию, которое принадлежит «Роснефти». Российская компания имеет 49% в Nayara Energy — собственнике второго по величине НПЗ в стране. Завод в Вадинаре мощностью 20 млн тонн в год является одним из крупнейших поставщиков дизельного топлива и авиакеросина в Европу. Нефтепродукты, поставляемые в Европу, получают в основном из российской нефти, но это было не запрещено санкциями ЕС.
После того, как ЕС запретил импорт российской нефти за исключением поставок по нефтепроводу «Дружба», регион потерял основного поставщика дизельного топлива. Его место заняла Индия, которая увеличила закупки нефти из России до трети всего импорта. Это позволило как заработать индийским НПЗ, так и обеспечить Европу топливом.
Поставки из России составляли 20 млн тонн в год.
Новость о запрете импорта нефтепродуктов из российской нефти уже привела к подорожанию дизеля в Европе. По данным Франкфуртской биржи, цена топлива выросла за сутки более чем на $50 за тонну — до 744 евро. Без учета разового июньского скачка это самая высокая цена с февраля.