Премьер-министр Японии Сигэру Исиба принял решение уйти в отставку, передает агентство Reuters.
"Премьер-министр Японии Сигэру Исиба принял решение уйти в отставку. <...> Исиба объявит об отставке до конца августа", — говорится в сообщении.
Провал на голосовании В воскресенье прошли выборы в верхнюю палату парламента страны. По их результатам правящая коалиция Либерально-демократической партии Японии (ЛДП), возглавляемой Исибой, и партии "Комэйто" лишилась большинства, получив только 122 места из 248.
Оппозиция, напротив, значительно увеличила присутствие в верхней палате, добившись 126 мандатов.
Таким образом, после провала на выборах и в нижнюю палату и утраты там большинства осенью прошлого года правящей коалиции теперь придется договариваться и учитывать мнение оппозиционных партий.
Между тем Исиба утверждал, что не собирается подавать в отставку, переформировывать правительство или расширять коалицию.
Несмотря на неудачу, ЛДП по-прежнему остается самой многочисленной партией в верхней палате: у нее 101 депутатский портфель с учетом тех мест, которые не переизбирались в этот раз. У главной оппозиционной силы Конституционно-демократической партии — 38 мест.
Премьер-министр Японии Сигэру Исиба заявил журналистам в штаб-квартире Либерально-демократической партии, что не делал заявлений о возможности своей отставки.
"Относительно моего будущего никаких разговоров не было. В некоторых СМИ появились такие сообщения, но я ни разу таких заявлений не делал", — сказал
Ссылка сиба.
ЭКСПЕРТ поясняет нюансы:
Возникла историческая ситуация: правящая коалиция в Японии не имеет большинства в обеих палатах парламента впервые за 70 лет (с 1955 г.). Провал ЛДП — "Комэйто" произошел дважды подряд менее чем за год: в октябре 2024 г. блок уже потерял большинство в нижней палате, которая является ключевой (там у коалиции 220 мест из 465). Сформировать правительство меньшинства и сохранить власть правящему блоку удалось только благодаря разногласиям оппозиционных партий.
"Верхняя палата японского парламента не так влиятельна, как нижняя, где, собственно, все инициативы окончательно принимаются. Например, даже если верхняя палата какой-то закон не пропустит, нижняя легко может это проигнорировать и ввести его в силу", — поясняет ведущий научный сотрудник Группы экономики и политики Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Виктор Кузьминков.
По его словам, провал в верхней палате был ожидаем на фоне растущего недовольства населения ситуацией в стране: не решаются серьезные социально-экономические проблемы — от небывалого роста цен, который наблюдается еще с пандемии ковида и обгоняет рост зарплат, до ослабления йены к доллару: "Оппозиция на выборах в обе палаты всерьез усилила свое положение. Видно, как под этим давлением доминирование ЛДП, имевшее место последние 70 лет, постепенно уходит. Сильно укрепилась оппозиция за счет предложении снизить налоги и ужесточить миграционную политику. Например, ультраправая „Сансэйто“, у которой был всего 1 депутатский мандат, благодаря лозунгу „Япония прежде всего“ получила сразу 14 мест".
Исход выборов в верхнюю палату можно рассматривать в качестве небольшого сигнала в пользу возможного восстановления российско-японских отношений. Так, мандат в верхней палате получил Мунэо Судзуки — влиятельный политик с более чем 40-летним стажем, который пользуется широкой поддержкой в префектуре Хоккайдо и выступает за развитие двусторонних отношений с Россией.