Патрушев: Россия создает флот, способный решать любые задачи в Мировом океане

13.08.25 00:18

Армия, ВПК, спецслужбы

Зачем была создана и чего достигла за год существования Морская коллегия, какие изменения ждут судостроительную отрасль страны и какие новые задачи и облик получит российский флот, в интервью "Российской газете" рассказал помощник президента, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

Николай Платонович, 13 августа исполняется год с момента образования Морской коллегии Российской Федерации. Многими наблюдателями в стране и за рубежом ее создание было расценено как намерение Москвы вновь заявить о своих интересах на морских просторах. Подтверждают ли эти оценки итоги первого года работы коллегии?

Николай Патрушев: Россия как одна из ведущих морских держав на планете обязана иметь и последовательно реализовывать свою морскую политику. История показывает, как многие государства, пренебрегавшие морским вектором развития, сходили со сцены, а страны, вовремя обратившие внимание на океаны, становились ведущими в мире.

Для развития и процветания страны требуется обеспечение национальных интересов. Важнейшим является укрепление ее обороноспособности и экономического морского потенциала. Для поддержания морской мощи государства крайне необходимо согласованное развитие военно-морского флота, торгового и пассажирского транспорта, морской научно-исследовательской деятельности, эффективное освоение морских ресурсов.

При этом сохранение за Россией статуса великой морской державы возможно только при высоком уровне межведомственной координации на данном направлении. Первый год работы Морской коллегии подтвердил значимость системного стратегического подхода к развитию морской деятельности на основе долгосрочного планирования, а также объединения усилий всех ведомств и организаций.

Необходим не просто долгосрочный, а дальновидный подход к морской политике. Мы ведь помним, как в 90-е годы под большим вопросом находилось существование нашего Военно-морского флота, а сегодня наблюдаем все возрастающие военные угрозы со стороны ВМС натовских стран на Балтике, Черном море и в Арктике.

Николай Патрушев: Морские просторы постепенно становятся едва ли не главной ареной антироссийской политики Запада. Осознав невозможность нанести прямое поражение России на поле боя, западники решили сосредоточить усилия на экономической войне, в первую очередь блокировании морских перевозок углеводородов, удобрений, продовольствия и другого стратегического экспортного сырья. В этой связи возрастает роль Военно-морского флота, демонстрирующего морскую мощь России и способного защитить национальные интересы. Без ВМФ и береговой охраны серьезно снижаются политические и внешнеэкономические возможности России на целом ряде направлений.

Именно поэтому определение будущего облика флота находится в числе важнейших приоритетов Морской коллегии. По нашей инициативе впервые были разработаны и утверждены президентом России Стратегия развития ВМФ на период до 2050 года и Стратегия развития корабельного состава органов ФСБ. В этих документах сформулированы основные требования к будущему составу и перспективному облику флота, его основные задачи в мирное и военное время. В настоящее время завершается разработка программы кораблестроения до 2050 года и программы кораблестроения органов ФСБ. Документы позволят планировать весь жизненный цикл кораблей, определят их количество, тип строящихся кораблей и судов, серийность. В обозримой перспективе флот будет преображаться. Мы берем курс на создание подлинно сбалансированного флота, способного решать любые задачи во всех значимых для России районах Мирового океана.

Владимир Путин одно из недавних совещаний Совета безопасности РФ посвятил вопросам повышения эффективности национальной морской политики. Можете ли рассказать в общих чертах, какие были приняты решения?

Николай Патрушев: По предложению Морской коллегии Совет безопасности уделил внимание документам стратегического планирования в морской сфере. Определено, что при подготовке таких документов ведомства обязаны обеспечить их согласование с Морской коллегией. В ближайшее время необходимо актуализировать Морскую доктрину Российской Федерации, обновить Стратегию развития морской деятельности до 2030 года, Основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.

Разумеется, обсудили и более прикладные задачи. По итогам совещания главой государства даны поручения по модернизации и долгосрочному развитию судостроительной промышленности. В частности, предусмотрено активное использование отечественных передовых разработок для исключения зависимости от иностранных технологий и комплектующих.

Среди прочего речь шла об усилении экологического контроля и ужесточении ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении морской деятельности, которые привели к возникновению техногенных катастроф.

Имелась в виду авария с танкерами "Волгонефть" в Керченском проливе?

Николай Патрушев: В том числе. По нашим данным, почти половина всех аварийных случаев в море связана с техническими неисправностями судов. Поэтому строительство и модернизация гражданского флота находятся на особом контроле Морской коллегии. С целью обновления как военного, так и гражданского флота, а также судостроительных мощностей правительством страны недавно принята Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года. В настоящее время готовится план ее реализации.

Известно, что Морской коллегией готовится проект федерального закона "О судостроении". Сами судостроители признают, что такой закон уже давно назрел, но пока еще не знают, как он будет работать на практике, чтобы не допускать возникающих системных противоречий. Например, когда конструктор, заказчик и исполнитель могут видеть будущий проект совершенно по-разному, а на выходе со стапелей через годы вообще получить уже устаревший корабль, который никому не нужен.

Николай Патрушев: Действительно, в судостроении в последнее время накопилось много проблем. Для их решения необходимы изменения в нормативно-правовой базе. Предлагаемый законопроект будет способствовать формированию целостного правового регулирования деятельности в области судостроения.

Для дальнейшего развития отрасли крайне важно упорядочить взаимоотношение судостроительных предприятий с заказчиком, отношение верфей с заводами, выпускающими комплектующее оборудование. Остро назрела необходимость навести порядок в отношениях, возникающих при ремонте, переоборудовании, модернизации и утилизации кораблей и судов. За год работы мы изучили проблемы, с которыми сталкиваются конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Считаем, что их работу также необходимо структурировать. Так, предлагаемый закон позволит восстановить научно-технический задел судостроительной отрасли.

А кто-то сейчас уже отвечает за перспективное развитие морской науки и техники?

Николай Патрушев: Стоит отметить, что за выработку новых направлений в работе научного сообщества в морской сфере стал отвечать созданный научно-экспертный совет Морской коллегии. Он уже предложил комплекс мер, касающихся развития научно-исследовательского флота, освоения Арктики, использования новых материалов в судостроении, разработки и применения беспилотных подводных и надводных аппаратов.

По предложению Морской коллегии Владимир Путин одобрил идею создания Национального исследовательского центра судостроения имени академика А.Н. Крылова. Этот шаг обеспечит интеграцию исследовательского, конструкторского, технологического и кадрового потенциала в единой структуре. Более того, президент РФ поручил ряду министерств и ведомств принять дополнительные меры, направленные на актуализацию целей и задач НИОКР, прикладных научных исследований, проводимых в интересах создания современных образцов морской техники, и, что немаловажно, обеспечить внедрение полученных результатов научной деятельности.

Также главой государства принято решение сформировать единую долгосрочную программу морских научных экспедиционных исследований и подготовить стратегию обновления научного флота.

Известно, что научно-экспертный совет  не единственный рабочий орган Морской коллегии, которая по сути стала постоянно действующим координирующим органом в области морской политики.

Николай Патрушев: Вы правы. В составе Морской коллегии помимо президиума заработали советы по стратегическому развитию ВМФ, по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике, по развитию и обеспечению морской деятельности Российской Федерации. По линии всех этих советов уже подготовлены дополнительные меры, направленные на укрепление позиций государства в Мировом океане, на развитие флота, транспортной инфраструктуры и морской науки.

Кроме того, для нас крайне важно, чтобы национальная морская политика реализовывалась в приморских регионах, каждый из которых имеет свою специфику, свои проблемы. Поэтому в этом году на новый уровень поднята деятельность региональных морских советов. Завершается их формирование в новых субъектах Федерации, чья экономика неразрывно связана с использованием Азово-Черноморского бассейна. Отдельный акцент в их работе сделан на безопасности судоходства и морской инфраструктуры.

За этот год удалось лично наблюдать, как вы активно работали по всей стране: от Балтики до Тихого океана. Посетили все флоты и флотилию ВМФ России, десятки судостроительных заводов, морских и речных портов в разных регионах страны, а также учебных заведений. Какое впечатление о состоянии наших морских дел сложилось по итогам поездок?

Николай Патрушев: Каждая поездка по регионам страны завершается выработкой мер, направленных на решение задач, возложенных на Морскую коллегию.

Порой выяснялось, что для искоренения проблем, с которыми годами не могут справиться судостроительные предприятия, нужна лишь грамотная координация. Например, при реализации гособоронзаказа критически важно, чтобы заказчик в полной мере учитывал финансовое положение заводов-исполнителей и соблюдал платежную дисциплину, а исполнители, в свою очередь, строго следовали графику выполнения заказов. Недопустимо, когда общегосударственные интересы подменяются ведомственными и корпоративными.

Отдельное внимание уделяем транспортной инфраструктуре. У морских и речных портов есть огромный нереализованный потенциал, поэтому после каждого посещения принимаем дополнительные меры, направленные на увеличение мощности портов, использование дноуглубительной техники. Кстати, по последнему вопросу уже даны поручения, связанные с созданием необходимой группировки российского дноуглубительного флота с использованием производственных мощностей и компетенций отечественной судостроительной промышленности.

Вообще говоря, порты не должны жить отдельной жизнью, нужно их плотно встраивать в общероссийскую транспортную систему. Поэтому совместно с федеральными и региональными властями и бизнесом прорабатываем создание сети мультимодальных транспортно-логистических центров. Они должны появиться по всей стране и обеспечить интеграцию водного транспорта с железнодорожным и автомобильным, создав равные условия их функционирования.

Как в целом российский морской транспорт сегодня вписывается в глобальную архитектуру морских перевозок? Удается интегрироваться?

Николай Патрушев: У нас нет цели куда-то вписаться или внедриться. Есть цель укреплять экономику страны. Россия обладает огромным потенциалом, над реализацией которого мы усиленно работаем. Акцент делаем на такие стратегические проекты, как Трансарктический транспортный коридор и МТК "Север – Юг".

Успешность запуска упомянутых коридоров зависит прежде всего от мощности нашей внутренней логистики, эффективного использования возможностей великих российских рек, транспортировка грузов по которым гораздо дешевле, чем наземным транспортом.

Поэтому президентом России поставлены задачи наращивания пропускной способности внутренних водных путей и железнодорожной инфраструктуры в интересах работы портов, а также организации новых логистических маршрутов, в том числе на базе уже имеющихся объектов.

Показательный пример - Беломорско-Балтийский канал. Его модернизация будет способствовать увеличению загрузки Трансарктического транспортного коридора и повышению эффективности МТК "Север – Юг".

Однако любую передовую идею нельзя будет воплотить в жизнь, что называется, "в железе", если не будет тех, кто сможет строить новые суда, обладая самыми современными знаниями и навыками. Но и построенная новейшая техника окажется безжизненна без тех, кто сможет ей управлять. Удастся ли в ближайшей перспективе преодолеть ситуацию кадрового дефицита, который сохранялся в морской отрасли долгие годы?

Николай Патрушев: Подготовка кадров является одним из первостепенных вопросов. Регулярно в рамках полномочий Морской коллегии поручаем минобрнауки, минпросвещения, минпромторгу, минтрансу, Объединенной судостроительной корпорации принимать меры, направленные на усиление обеспеченности судостроительной и транспортной отрасли квалифицированными кадрами всех профессиональных и образовательных уровней.

Подготовка судоводителей, судовых механиков и электромехаников, гидрографов проводится с использованием последних достижений науки и техники в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге.

Ведущим вузом страны по подготовке инженерных кадров для судостроения является Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Ежегодно обновляется его научная и образовательная база, открываются новые лаборатории, научно-производственные цеха и конструкторские бюро.

Чтобы заинтересовать молодежь стать судостроителями, в общеобразовательных школах страны создаются профильные инженерно-технологические судостроительные классы.

Продолжается совершенствование единой системы довузовских образовательных учреждений ВМФ в составе Нахимовского военно-морского училища с его пятью филиалами и Кронштадтского морского кадетского военного корпуса. Приятно отметить, что завершился первый учебный год в новом филиале Нахимовского училища в Мариуполе. Воссоединившиеся с Россией регионы уже готовят юных моряков, которые, не сомневаюсь, в будущем составят славу Российского флота. С удовлетворением отмечаем, какие трудолюбивые и высокопрофессиональные люди работают на море, верфях, в конструкторских бюро и смежных отраслях, какую сложнейшую работу они выполняют, насколько велик их творческий потенциал. Их опыт внедряем на предприятиях других регионов страны. Ходатайствуем перед президентом России о награждении государственными наградами граждан и организаций, внесших наибольших вклад в морскую деятельность нашей страны. Государство высоко ценит их нелегкий труд, поддерживает и продолжит поддерживать.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Аббе

13.08.25 01:13

Если это будет надводный военно-моской флот, то без прикрытия с воздуха он не выглядит чем то реальным. Как минимум - вертолёты, конвертопланы. И эту задачу можно начинать решать уже сейчас.
Даже если это будет "флот сугубо прибрежный".

Прикрытие с воздуха малореально без самолётов ДРЛО с базированием на кораблях. И эта задача уже проявила себя в ходе СВО. Наземные посты РЛС замечательны, однако же беспилотники враждебной нам Европы уже летят на сотни километров вглубь наших земель. Непрерывное и плотное прикрытие хотя бы линии фронта и Крыма для регистрации "что летит на Новороссийск" оказывается важной задачей. Самолётов А-50 и А-100 не хватает.
Двигатели для таких самолётов с задачей потом посадить их на палубу - задача "уже для сейчас".

Новые установки ПВО малой дальности с запуском из вертикальных пусковых установок не критичны для сухопутчиков, но станут критичны для кораблей. Сняли половину пусковых ячеек для Калибров и поставили на место каждой из них пепербокс. Это такой револьвер из шести - семи ячеек в одном слое для запуска "что то в развитие темы ракеты для Панциря, но с вертикальным запуском
".

Три, может и четыре слоя в ячейке размерности "Здесь была ячейка запуска ракеты Калибр" и вот уже от 18 и даже до 28 ракет ПВО малой дальности в готовности к запуску. Может даже не ракет ПВО, а единых, включая и оборону от налётов катеров-беспилотников.
Уроки налёта англичан на Кронштдт во времена Гражданской войны пора осознать и обновить средства реагирования.

Расширение размерности Беломоро-Балтийского канала дело важное, но без переосмысления Волги оно не может быть применено со всею возможной пользой. Расширение канала, удлинение и расширение шлюзов закроют только связку Белого моря с Балтикой, но не с Каспием и Чёрным морем.
А это значит, что фарватер Волги нужно, как минимум, гарантировать в 4,5 метра по всей длине. То есть - понадобятся подпорные дамбы "как бы для сверхМАЛОнапорных ГЭС. Естественно со своими шлюзами.


Проход по Волге кораблей ВМФ с их высоко вынесенными антеннами РЛС нереально без внесения в мосты подъёмных пролётов.
Коридор Север-Юг невозможен без активного участия Ирана.

Воздушные беспилотники патрулирования морей и каких то участков океана можно создавать уже сейчас, хотя бы в версии сухопутного применения. Как римляне учили солдат грести вёслами на суше в имитаторах гребной галеры. Просто сухорутные воздушные беспилотники нужно уже сейчас применять с какой то пользой.
И так далее, далее, далее.

Серьёзная часть работы по созданию океанского флота России может быть начата задолго до создания кораблей для ВМФ России.

Создание флота фактически заново - задача минимум на поколение людей. От 25 до 40 лет. Наполнение флота комплектующими и создание инфраструктуры для флота суть задача на где то 10 лет, а где то и на те же 25-30 лет.
Извините, но создание военно-транспортной авиации во всей полноте размерностей самолётов это не только для сухопутчиков, но и для переноса части дефицитного оборудования с кораблей флотов бассейна Атлантического океана на Тихий океан или наоборот.

Создание существенно нового состояния ВМФ без изменения положения дел в России в целом попросту не имеет смысла.


Leo Leon

13.08.25 13:12

"Создание существенно нового состояния ВМФ без изменения положения дел в России в целом попросту не имеет смысла."

На мой взгляд это самое главное в Вашем выступлении. Сейчас в ручном режиме решаются только сиюминутные задачи государства.


GAF

13.08.25 16:53

"Сейчас в ручном режиме решаются только сиюминутные задачи государства
."
А что прикажете делать? По другому и быть не может. Судостроение, как и мнолгое другое, было обнулено в 90-е годы. В 80-х СССР и США были абсолютными лидерами в мировом судостроении. Самый мощный в мире рыболовный флот был в СССР. В городах открывались фирменные магазины "Океан", в которых за "копейки" можно было купить продукт, добытый на всех морях и океанах планеты.
В первую очередь принялись восстанавливать судостроение для ВМС. Начались подвижки в восстановлении гражданского судостроения: рыболовный и танкерный флот. Судоверфи, как и авиазаводы - места сборки водных и воздушных судов, поставки оборудования для которых обеспечивают многочисленные предприятия-смежники. В гражданском судостроении больше половины оборудования поступает из-за рубежа....

ПС, в торговом судостроении абсолютным и недосягаемым лидером является Китай - производит более половины судов в мире. Вместе с ЮК и Японией 90% судов. Россия на 11-м месте и США на 15-м месте - в качестве утешения.




Аббе

13.08.25 18:48

> GAF
"Сейчас в ручном режиме решаются только сиюминутные задачи государства
."
А что прикажете делать? По другому и быть не может. Судостроение, как и мнолгое другое, было обнулено в 90-е годы. В 80-х СССР и США были абсолютными лидерами в мировом судостроении. Самый мощный в мире рыболовный флот был в СССР. В городах открывались фирменные магазины "Океан", в которых за "копейки" можно было купить продукт, добытый на всех морях и океанах планеты.
В первую очередь принялись восстанавливать судостроение для ВМС. Начались подвижки в восстановлении гражданского судостроения: рыболовный и танкерный флот. Судоверфи, как и авиазаводы - места сборки водных и воздушных судов, поставки оборудования для которых обеспечивают многочисленные предприятия-смежники. В гражданском судостроении больше половины оборудования поступает из-за рубежа....

ПС, в торговом судостроении абсолютным и недосягаемым лидером является Китай - производит более половины судов в мире. Вместе с ЮК и Японией 90% судов. Россия на 11-м месте и США на 15-м месте - в качестве утешения.


Вот именно поэтому и нужно начинать с ПЕРИФЕРИИ флота. Гражданское судостроение в виде речных пароходств. Отслужили люди на флоте или не прижились там? Куда им идти? Фрезеровщиками?
Каналы/шлюзы, рыболовство, водоводы, судостроение и прочее рядом с водой. Их дети не будут пугаться моря.
Шлюзы Беломоро-Балтийского канала под корабли в 8000 тонн водоизмещения. Это сложно и дорого. Потом медленно и печально расширять фарватер и углублять его под свободу прохода этих кораблей. На понтонах и до 10 000 тонн.
Сегодня негде и не из чего строить такие корабли.
Но.
Пока доведём до ума модернизацию канала - гляди что и получится.
Почему? Потому, что 6000-8000 тонн выглядят хоть как то годными для океана.
Мелочи типа МРК это от отчаяния и нищеты.
Енисейское пароходство сегодня выглядит единственным перспективным направлением среднесрочных вложений.
Почему?
Потому, что Транссиб - не только проводник, но и СОПРОТИВЛЕНИЕ потоку товаров.
А из потока и сопротивления рождается НАПРЯЖЕНИЕ.

Останется только одна средненькая задача и одна БОЛЬШАЯ задача.
Средненькая - снести Осиновские пороги. Фарватер в 3,2 метра на сильно кривом участке русла это явное препятсвие. Сопротивление потоку в 8 миллионов тонн груза. Сопротивление нагревается и плавит изоляцию. Сиречь ширину и глубину русла. Если понравится - так оно и выпрямить его захотят. Но это дороже,сильно дороже.

Большая задача - Средненисейская ГЭС.
Извините, но водохранилище с длиной в 250 километров долго будет незамерзающим. Сокращение длины Енисея на 11% за счёт вытягивания грузов даже и до средины, конца октября с накоплением в новосозданном порту не помешает во время короткого прорыва льдов сосредины лета и до замерзания, неподвластного даже ледоколам.
Закидываем грузы до самых северных из доступных речных портов-накопителей грузов осенью с прицелом на сокращение сроков вывоза оных летом следующего года.

Поработали речники летом на Енисее и с октября на судостроительные заводы.
Отгуляли отпуска да на заводы по подработке грузов, сброшенных в пункты накопления. Электроэнергия с Среднесибирской ГЭС, с Туруханской ГЭС, может даже на Подкаменной Тунгуске что то поставят.
Получим регион, где водоплавающие и рождаются и работают и оттуда можно их призывать на флот. В дополнение к сущесвующим морским берегам.
Получим место, куда можно столкнуть судостроение мелочовки. Подкормить регион работой и дать региону выход в мировой океан. Китайцы обвалили ценник на кремний? Но, сталеварение то для флота понадобится?
ГЭС - источник эектроэнергии. Искитим - источник графитовых электродов для сталеваров. Дешёвая электроэнергия - она для ожижения воздуха на кислород. Выжигать из железа вредные примеси типа серы и фосфора.

Пески Гагинского района Нижегородской области - они и титан и цирконий. Легирующие элементы. Это уже готовый песок. Поверхность для высасывания нужных минералов создана природой, дробить валуны не нужно.
Разложили соль на хлор и щёлочь - плавим щёлочь с песком. Высасываем из песка минералы. Проливаем йодом и получаем иодид титана. Способ отогнать эту соль испарением.
Поливаем остатки соляной кислотой - получаем хлориды металлов. Они тоже летучие. Перегоняемих в самогонном аппарате, разгоняем по фракциям.

Потом хлориды осаждаем нужными химикатами железо и прочее, кроме титана и циркония - получаем легирующие присадки, пока что в составе хлоридов. Восстанавливаем желаемые фракции хотя бы и металлическим кальцием и получаем как обескислороживание железа, так и легирование железа до желаемого уровня прочности.

Откуда кальций? Из того же самого хлорида кальция. растворяемего в димексиде и делаем электролиз при комнатной температуре.
Вбросили что то типа ферросплавов, может даже и высокоуглеродистого чугуна "только из железа и углерода" - вот уже недурственная сталь.

И всё это с опорой на избыток недорогой ЭЭ.
Избыток ЭЭ и раскройка металла гидроабразивом. Без термических напряжений и вугорания легирующих присадок после координатной резки ацетиленом. Новый индустриальный район, просто висящий на речной артерии до океана.

И точное понимание людей этого района, что "Море это жизнь". Ещё более точное понимание того, что Транссиб для них не столько проводник, сколько СОПРОТИВЛЕНИЕ. Для людей-пассажиров проводник, а для того, что они могут изготовить - сопроивление и тормоз.

Что ещё? Понимание факта, что флот без авиаприкрытия ничто.
Вот для этого заказчикам флота нужна линейка авиационных турбин. Может даже и довольно плотная по количеству этих самых турбин от минимальных для беспилотников и до чего то близкого ПД-8 для вертолётов, конвертопланов и самолётов ДРЛО. может и сами ПД-8 в количестве немалых десятков или даже сотен.

Раскрутка электроники.

Российское производство литиевых батарей с высокой надёжностью, дабы не погибали люди аки на Лошарике.
То есть - массовый потребитель этих батарей для наработки технологий и наработки на отказ.

Флоту то надо не сильно много? Но наилучшего. А значит и не из Китая и не откуда то ещё. Своего продукта, проверяемого качества.
И вот так - по каждой позиции. От безоткатного оружия в 12 каблибре для вооружения беспилотников-истребителей ближней дальности защиты от средств воздушного нападения и до..... Затрудняюсь.


И многое из этого можно и нужно заказывать здесь и сейчас не для завтрашнего флота, а для сегодняшней СВО и сегодняшней экономики. С серьёзным прицелом на создание флота в ближайшее время. Нам нужна программа "двойного назначения". Отработали сегодня, проверили, изменили?
Ну а завтра из проверенных кубиков уже корабли, которые не погибнут, как несчастный крейсер Москва.

Потому, что флот, построенный по ТЗ всего навсего 2018 года сегодня уже никто.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям