Казахстанский уголь обходит российский без скидок

23.08.25 11:36

Наследники СССР сегодня

Транзит казахстанского угля через Россию для экспорта в Европу и Азию растет. Производителям выгодно, так как они продают без скидок, которые делают российский экспорт нерентабельным, считают эксперты.

Экспорт казахстанского угля через Россию вырос за семь месяцев года на 38% — до 6,7 млн тонн. Такие данные приводят «Ведомости» со ссылкой на Argus. Основной рост пошел через Тамань, где поставки выросли почти вдвое — до 2,3 млн тонн. В июле же установили исторический максимум в 415 тыс. тонн.

Поставки через балтийские порты, в свою очередь, выросли на 19%. Через Усть-Лугу, Санкт-Петербург и Выборг продали 4,1 млн тонн угля.

По данным Argus, основной рост пришелся на длиннопламенный и газовый угли. Притом что основные поставки идут в Индию, Китай, Турцию, Польшу и Тайвань.

Транзит казахстанского угля через Россию контрастирует с экспортом российского, пишут «Ведомости». Экспорт собственной продукции через юго-западное направление сократился на 14% — до 1,25 млн тонн, а через северо-западное — на 27%, до 3,2 млн т.

Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов заметил, что в отличие от российского угля у казахстанского сохраняется прибыльность. Например, расчетный нетбэк при поставках энергетического шубаркольского угля (производится компанией «Шубарколь комир») калорийностью 5700 ккал/кг через Усть-Лугу составляет $9−10/т, через Тамань — $13−14/т, пояснил эксперт.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов отмечает, что скидка, которую вынуждены предоставлять российские производители, серьезно влияет на рентабельность.

«Да, там по российской продукции скидка до 30% от цены, по которой казахстанский уголь идет на юг Европы. Это как раз и есть эффект санкций, поскольку теневого флота по перевозке угля у нас, увы, нет», — замечает эксперт.

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


XP Best

23.08.25 12:23

Ряд портов стран ЕС запрещают у себя перевалку угля навалом, особенно старые порты, вросшие в черту города. Потому что пылевое загрянение угольной пылью страшное. Черная пыль везде и повсюду.
6.7 млн -общий вывоз:
2.3 млн - Тамань
4.1 млн - Балт. порты РФ
Возможно, Новороссийск тоже не хочет работать с перевалкой угля, порт в городе. А Тамань "деревня".
Странная логистика. Через Балтику - это в Польшу. Через Тамань - это ЮВА, Турция, Юж. ЕС. Либо Польша забирает угля больше, чем Турция и Ю.Европа вкупе с Индией и Китаем (хотя понято, что на Китай и Индией больше идет с ДВ, там нет никаких санкций), либо еще и возят на юг вокруг Европы.
И не понятна с первого взгляда связь со скидками 30% и перевозкой. Раз есть скидка 30%, значит кто-то еще покупает и есть какая-никакая перевозка.
Скидка 30% потребителю возможна в случае самовывоза покупателем на условиях ФОБ - порт отправителя. Тогда получатель хнычет, что фрахт судов на РФ затруднен, судовладельцы боятся вторичных санкций и просят больше денег за фрахт. И шахтеры вынуждены скидывать 30% для компенсации покупателям за более дорогой фрахт.
Ага, а на вывоз казахского угля из РФ портов проблем нет?
Похоже, статья не все данные и причины дает.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям