24.08.25 09:42
США приступают к выводу войск из Ирака: первые военные колонны уже покинули базу в провинции Анбар в направлении Курдистана, сообщили «Известиям» официальные источники в Багдаде. По данным иракских СМИ, последний американский солдат покинет базу Айн аль-Асад 15 сентября. Эти шаги соответствуют договоренностям о поэтапном завершении миссии коалиции к 2026 году. Республика сталкивается с дефицитом вооружений, что увеличивает угрозу со стороны террористических организаций. Повысить уровень безопасности страны способна Москва, к сотрудничеству с которой Багдад проявляет интерес.
Первые американские колонны покинули базу в ИракеВоенные США уже покинули крупнейшую базу Айн аль-Асад в провинции Анбар, сообщили «Известиям» официальные источники в Багдаде.
— Колонны военной техники выдвинулись из базы в провинции Анбар в сторону базы Харир в городе Эрбиле (город в Курдистане. — «Известия»), в соответствии с соглашением о выводе сил международной коалиции, — сообщили собеседники «Известий».
Администрация Дональда Трампа уведомила иракские власти о скором старте переброски сотен военнослужащих с базы, что соответствует соглашению о завершении международной миссии, которое намечено на 2026 год.
Иракское агентство Shafaq со ссылкой на источники в силовых структурах уточняет, что база Айн-Асад будет окончательно закрыта 15 сентября.
Иракский военный эксперт Сафаа аль-Асам сообщил «Известиям», что часть американских сил направилась в Сирию, а основная масса — на базу Харир в Курдском автономном районе (ее все подразделения окончательно покинут в 2026 году).
Советник премьер-министра Ирака Хусейн Алави в беседе с государственным телеканалом Al Iraqiya подтвердил, что миссия коалиции в Багдаде и на базе Айн аль-Асад завершится уже в сентябре. Он подчеркнул: кабинет министров следует заявленному правительственному курсу. Правительство приверженно программе укрепления вооруженных сил, завершения миссии международной коалиции и перевода отношений с ее странами на двустороннюю оборонную основу.
В Ираке находятся около 2,5 тыс. американских военнослужащих в составе международной коалиции против терроризма. Помимо коалиционных сил, в стране присутствуют подразделения НАТО, действующие в рамках консультативной миссии.
Сотрудничество Багдада с МосквойХотя «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, террористическая организация запрещена в РФ) уже не представляет угрозы на уровне середины 2010-х, деятельность экстремистов остается долгосрочной проблемой для безопасности Ирака. Около 60 тыс. членов ИГ содержатся в лагерях и тюрьмах на территории Сирии под контролем курдских формирований.
Дети, проживающие в этих лагерях, представляют собой второе и третье поколение радикалов, что, по словам аль-Асама, — по сути, «бомба замедленного действия». В случае прекращения поддержки курдов Соединенными Штатами тюрьмы в этих регионах могут быть открыты, что создаст новые риски для соседних стран и Ирака в частности.
Сокращение поддержки со стороны иностранной коалиции делает страну более уязвимой к террористическим атакам. В то же время это открывает возможности для других игроков укрепить свое влияние.
Аль-Асам обратил внимание на то, что вывод коалиции вряд ли будет осуществлен полностью, если иракская армия не восполнит существующие пробелы в обороне.
— У Багдада сохраняется дефицит в системах ПВО, разведке, артиллерии и ряде других направлений, — рассказал эксперт.
Багдад, балансируя между влиянием Вашингтона и Тегерана, активно диверсифицирует свои внешнеполитические связи. Россия может сыграть здесь значимую роль, предлагая Ираку расширение военного сотрудничества и доступ к современному вооружению.
В частности, уже длительное время сохраняется интерес к российским системам ПВО. Иракское правительство проявляет внимание к ЗРК С-400, о чем еще в 2019 году сообщал посол республики в РФ Хайдар Мансур Хади. Посол России в Ираке Эльбрус Кутрашев ранее пояснил «Известиям», что основным препятствием для закупки таких систем была позиция США.
Укрепление сотрудничества с Россией позволит Ираку повысить обороноспособность, получить доступ к передовому вооружению и компенсировать сокращение возможностей после ухода американских войск. По словам советника премьер-министра республики Фади Аш-Шамри, опыт Москвы в борьбе с терроризмом может быть полезен Багдаду, который нуждается во взаимодействии с международными партнерами для обеспечения того, чтобы подобные организации не вернулись на иракскую землю.
Вывод коалиционных войск из Ирака и его последствия будут важным испытанием для страны. Багдад, стремясь к укреплению собственной безопасности и обороноспособности, рассматривает возможность диверсификации партнерств, которая позволит повысить стратегическую устойчивость страны.
Сафаа аль-Асам подчеркнул: до 2003 года военная доктрина Ирака строилась на восточных образцах вооружений, а после свержения режима Саддама Хусейна армия фактически перешла на западные стандарты, и США стали главным поставщиком вооружений. Он допустил, что Россия могла бы восполнить часть дефицита, однако отметил: подобное решение зависит не только от двусторонних договоренностей, но и «от баланса интересов великих держав, прежде всего США и России».