MWM: Модернизация американского F-35 забуксовала, Китай вырывается в лидеры

09.09.25 18:47

Армия, ВПК, спецслужбы

Модернизация американского истребителя пятого поколения F-35 до стандарта Block 4 столкнулась с очередной волной задержек и сокращением функционала, пишут эксперты американского военного журнала Military Watch Magazine (MWM). Перевод материала публикует Pravda.Ru.

Для разработки и установки запланированных улучшений потребуется ещё два года, несмотря на значительное сокращение объёма модернизации, говорится в новом отчете Счетной палаты правительства США. Доклад основан на аудите программы F-35, проведенном этим ведомством, и отражает двадцатилетнюю историю серьезных задержек и недостатков, а также частое «размывание» требований к характеристикам ради сокращения сроков.

В отчете отмечается, что Block 4 теперь будет «иметь меньше возможностей, столкнется с задержками и неизвестными расходами». Эти задержки происходят на фоне усиления китайских ВВС, что делает модернизацию F-35 всё более срочной задачей.

Согласно отчету Счетной палаты, программа F-35 все ещё испытывает трудности с завершением давно откладывавшейся технологической модернизации Technology Refresh 3 (TR-3), которая обеспечивает вычислительную мощность и программное обеспечение для новых улучшений Block 4.

«По словам представителей программы, Lockheed Martin планирует начать поставки боеготовых самолетов с TR-3, которые позволят реализовать возможности Block 4, в 2026 году, что означает трёхлетнюю задержку из-за проблем с „железом“ и программным обеспечением», — говорится в отчете.

Там же отмечается, что проблемы с цепочками поставок продолжают сказываться на производстве самолетов и двигателей, что приводит ко всё более поздним поставкам. Все возможности, которые изначально должны были быть реализованы на F-35 Block 4 в середине 2020-х, теперь перенесены на начало 2030-х годов. В отчете Директора по операционным испытаниям и оценке в начале 2025 года отмечалось, что F-35 «по-прежнему не соответствует» показателям, установленным в изначальном документе по разработке возможностей, где также говорится, что «улучшить и поддерживать показатели пригодности самолета очень сложно».

Будущее программы F-35 становится все более неопределенным, поскольку как Китай, так и США, по-видимому, готовятся принять на вооружение свои первые истребители шестого поколения в 2030-х годах. Китай уже стал первой страной в мире, представившей истребитель шестого поколения: кадры, опубликованные 26 декабря, показали самолеты сразу из двух таких программ на продвинутой стадии прототипов. Оба этих самолета с тех пор интенсивно проходят летные испытания и, как ожидается, поступят на вооружение в начале следующего десятилетия.

Акции главного подрядчика F-35, Lockheed Martin, заметно упали после презентации китайских истребителей именно из-за высокой вероятности снижения спроса на F-35, который останется «на поколение позади».

Ожидание серьёзных задержек и проблем с разработкой американского истребителя шестого поколения F-47 вынудило Lockheed Martin предложить улучшенный вариант F-35, названный «5+ поколение», в котором интегрируется ряд технологий шестого поколения как альтернатива.

Однако серьезные недостатки всех предыдущих попыток существенно улучшить F-35, включая задержки с доведением до стандарта Block 4, создают высокую вероятность того, что более амбициозные модернизации не будут признаны жизнеспособными. Будущее программы F-35 имеет особое значение для баланса сил в различных регионах мира, ведь это не только самая масштабная программа вооружений в истории, но и единственный в мире истребитель своего поколения, который производится в сколь-либо заметных количествах за пределами Китая и по своим возможностям сравним с китайскими J-20 и J-35.

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


Аббе

09.09.25 19:55

Для войны против Китая с применением Ф-35 нужно решить, в чём будет задача этого самолёта.
Если в глубоком проникновении в земли материкового Китая - взлёт реален только с Тайваня. Большие авианосцы с Ф-35 китайцы невежливо утопят. Просто для удара по морали населения США. Из Японии - далеко. С мелких островов не лучше, чем с Тайваня и любые ВПП на островах будут бомбить на истощение ПВО, потом на невосстановимые повреждения этих ВПП.
Остаётся только крупный остров с возможностью размещения очень серьёзной ПВО и даже ПРО. В таком раскладе - зачем нужен Ф-35 вертикального взлёта?
А ведь он изначально люто отягощал всю программу требованием "Вот что бы в этом же формате ещё и вертикальность".
В общем - мы видим, что Пентагон смог сбить в отходы целых две программы самолётов уже принятых на вооружение.
Ф-117 и Ф-22. Первый уже не на вооружении. Второй такой дорогой, что на него и сами пользователи не надрываются в требовании довести его до ума.
Флот не мог отказать в равноценном ответе. Программа Зумвольт и программа тримаранов тоже два проекта, на которые с ужасом смотрят разумные люди.


zav

09.09.25 19:58

хах. Чудесные супервозможности ИИ и суперсовременные методики программирования и управления проектами внедряли десятый год, но с тех пор как последний индус уволилился, а китайца выгнали рост числа строчек кода проекта перестал коррелировать с ростом функциональности, а все больше коррелировал с ростом числа ошибок )

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям