Полностью импортозамещенный МС-21 приступит к летным испытаниям в ближайшее время

08.10.25 09:44

Наука, техника, образование

Полностью импортозамещенный среднемагистральный самолет МС-21 приступит к летным испытаниям в ближайшее время, сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Антон Алиханов.

"Машина проходит проверки в летно-испытательном комплексе и в ближайшее время присоединится к программе летных испытаний", – сказал он.

Ранее первый полет полностью импортозамещенного МС-21 ожидался в августе этого года, его анонсировал, в частности, глава "Ростеха" Сергей Чемезов на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

"Если говорить про МС-21, более 70 систем и агрегатов произведены уже российские, импортозамещенные. В августе месяце взлетит самолет уже полностью импортозамещенный – сегодня пока летает частично импортозамещенный. Надеюсь, до конца 2026 года завершим сертификационные полеты и начнем уже серийно производить", – сказал тогда Чемезов.

МС-21-310 – базовая версия семейства самолетов МС-21, разработкой которого занимается ПАО "Яковлев" (входит в ПАО "ОАК" "Ростеха"). По данным сайта разработчика, лайнер сможет перевозить до 211 пассажиров на расстояние до 5100 км, максимальная коммерческая нагрузка – 21,3 т. Сообщалось, что старт серийного выпуска лайнера планируется в 2026 году – ранее сроки несколько раз переносились.

Изначально самолет создавался в международной кооперации, однако после введения антироссийских санкций иностранные партнеры вышли из проекта, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и комплектующих. Сообщалось, что "русифицированный" МС-21-310 получился тяжелее, чем предполагалось, что не позволяет обеспечить заявленную дальность полета. Решением проблемы может стать выпуск версии с укороченным на одну секцию фюзеляжем, говорил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Укороченная версия – МС-21-210 – будет вмещать, ориентировочно, до 160-170 пассажиров, сообщал ранее Чемезов.

Источник: Интерфакс

Редактор: Ксения


Leo Leon

08.10.25 10:25

Интересно каково будет окончательное наименование этого самолета? А то названия МС-21, да и Superjet, как-то не в ряду с принятой ещё в дальние годы традицией называть самолеты/вертолёты по имение главного конструктора или конструкторского бюро.

Аббе

08.10.25 11:18

> Leo Leon
Интересно каково будет окончательное наименование этого самолета? А то названия МС-21, да и Superjet, как-то не в ряду с принятой ещё в дальние годы традицией называть самолеты/вертолёты по имение главного конструктора или конструкторского бюро.
Важнее окончательные параметры машин первой серии. Будет ли заявленная дальность, пассажировместимость и прочее? Вон уже обсуждают тему насколько хватит ресурса полуевропейских двигателей на Сухой 100. И времени осталось мало, максимум 4 года, а машин заменять нужно много. 160 штук. Может и ремоторизация, но только это тоже не простое и не быстрое дело.
320 двигателей создать и поставить на крылья за оставшиеся 3-4 года? Хорошая, очень хорошая задача.
И это только поверх тех, которые нужны на самолёты, которые уже изготавливаются или будут изготовлены за это время.
ОЧЕНЬ хорошая задача.


Leo Leon

08.10.25 11:41

2 Аббе
"Может и ремоторизация, но только это тоже не простое и не быстрое дело."

Одно время писали, что ремоторонизация на SSJ-100 невозможна и её не будет. И, кстати, пока не слышно про какие-то физические подвижки в этой теме, всё на стадии разговоров.


Осс

08.10.25 12:36

> Leo Leon
И, кстати, пока не слышно про какие-то физические подвижки в этой теме, всё на стадии разговоров. 
----------------

Как же, 97012 уже несколько десятков полетов сделал. Как раз ремоторизованный на ПД-8.


Аббе

08.10.25 12:54

> Leo Leon
2 Аббе
"Может и ремоторизация, но только это тоже не простое и не быстрое дело."

Одно время писали, что ремоторонизация на SSJ-100 невозможна и её не будет. И, кстати, пока не слышно про какие-то физические подвижки в этой теме, всё на стадии разговоров.
Новый С-100 под новые двигатели уже есть. Осталось сделать их 200 штук и прикрыть грешное тело наших перевозок. По самому минимуму. Потому, что потом будетзаканчиваться ресурс Боингов и АйрБасов. И заменять их придётся в самом пожарном режиме.
В таких раскладах, увы, увы, увы.
Ремоторизация уже существующих С-100 станет необходимостью. То есть - полная разборка самолёта, в ноль. Замена на нём всего, что только возможно. Начиная с двигателей и систем управления двигателями. Да и мозги самолёта в целом - скорее всего тоже.
Будет ли это легче или дешевле, чем изготовить новые самолёты? Да кто бы это знал?
Почему придётся это делать?
Потому, что это даст нагрузку не на авистроение, а на авиаремонтные мощности. Деньги из одного источника, но вот люди и заводы должны быть разными.
Потому, что самолёты не изношеные. Им мало лет. И пропустить их через сплошную дефектацию с полной разборкой означает получить опыт "а чего в них спроектировано не совсем правильно".
Если в одних и тех же узлах окажутся сходные дефекты - это уже порок и проектирования и технологии изготовления "в целом".
Потому, что в процессе ремоторизации и существенного переоборудования самолета в целом, да ещё и в количестве 160 штук в них можно внести изменения, накопившиеся у разработчиков к сегодняшнему дню.
Более того, этот самый "сегодняшний день" будет не 08.10.2025, а много позже, минимум через год, скорее через два три года, когда производство двигателей обгонит производство самолётов под них. За это время придётся создать очередной проект.
Если С-100 с полнотой комплектации из российского производства нужно признать С-100.2.0., то модернизируемые 160 штук пойдут по версии С-100.1.5.
Нуууу...
Это очень и очень грубое приближение.
Россия слишком бедна, что бы выкинуть на свалку 160 пассажирских самолётов.


Фара

08.10.25 13:39

> Leo Leon
Интересно каково будет окончательное наименование этого самолета? А то названия МС-21, да и Superjet, как-то не в ряду с принятой ещё в дальние годы традицией называть самолеты/вертолёты по имение главного конструктора или конструкторского бюро.
Капитализм (тот самый зарыночный, невоенный, прозападный) за 36 лет не создал ничего конкурентоспособного, гражданского и сертифицированного (принятого) Западом.
Думаете почему Аэрофлот во всеуслышание отдаёт приоритет МС-21? А по принципу - лишь бы не советское. Причём половина заказа отдается иностранным бортам Ссылка
наверное бывшим в эксплуатации у африканских авиакомпаний.
Так что нет ничего плохого для советских традиций в индексах эМСи-21 и СухойСуперДжет, лишь не позорили Ил, Ту и Як.
Ну а сроки сдвинут, бумага стерпит, в конце концов турецкие авиалинии располагают вполне современными Боингами...


Agronom

08.10.25 13:41

А сказать то что хотел?

Аббе

08.10.25 15:28

> Фара
> Leo Leon
Интересно каково будет окончательное наименование этого самолета? А то названия МС-21, да и Superjet, как-то не в ряду с принятой ещё в дальние годы традицией называть самолеты/вертолёты по имение главного конструктора или конструкторского бюро.
Капитализм (тот самый зарыночный, невоенный, прозападный) за 36 лет не создал ничего конкурентоспособного, гражданского и сертифицированного (принятого) Западом.
Думаете почему Аэрофлот во всеуслышание отдаёт приоритет МС-21? А по принципу - лишь бы не советское. Причём половина заказа отдается иностранным бортам Ссылка
наверное бывшим в эксплуатации у африканских авиакомпаний.
Так что нет ничего плохого для советских традиций в индексах эМСи-21 и СухойСуперДжет, лишь не позорили Ил, Ту и Як.
Ну а сроки сдвинут, бумага стерпит, в конце концов турецкие авиалинии располагают вполне современными Боингами...
Самолёты СССР были прекрасны 40 лет назад. Сегодня обновилось практически всё. Материалы, системы управления, двигатели, методы проектирования. Если не врут, то автоматизированный, компьютеризированный пересчёт конструкции какого то пассажирского самолёта дал возможность уменьшить его массу на 1,5%.
Доступ к месторождениям редкоземельных металлов, к неограниченной поставке лития даст нам предел уменьшения масс алюминиевой части машины.
Если не врали книги академиков авиастроения срдены 1990х годов, переход от клёпки к сварке и к алюминий-скандий-литиевым сплавам давал экономию да как бы не в 10%. Простите, прошло 30 лет и не всё помню. Может быть и много больше, но.....
Память моя не надёжна.
Новые слоистые пластики. Углеткань, графен.
Передача информации по оптоволокну вместо электроповодов, хотя бы и алюминиевых.
Тупо, в Казани воссоздали камеру по сварке центроплана бомбардировщика Ту-160. Цельная, хотя и сварная титановая конструкция.
И что теперь?
Простаивать такой чудесной установке?
Может и в гражданском самолётостроении пригодятся огромные ажурные и предельно экономные по массе (при заданной прочности) силовые элементы? По технологии, проверенной на намного более нагруженных военных самолётах?
И так далее, далее, далее.
Ну и как будут выглядеть самолёты, спроектированные 40-50 лет назад и построенные 30-35 лет назад на фоне современных?


Dmitriy427

08.10.25 16:03

> Осс
> Leo Leon
И, кстати, пока не слышно про какие-то физические подвижки в этой теме, всё на стадии разговоров.
----------------

Как же, 97012 уже несколько десятков полетов сделал. Как раз ремоторизованный на ПД-8.
Не ответит. У этих людей собственная виртуальность какая-то. Неудобных им фактов в упор не видят.


Leo Leon

08.10.25 16:53

> Dmitriy427
> Осс
> Leo Leon
И, кстати, пока не слышно про какие-то физические подвижки в этой теме, всё на стадии разговоров.
----------------

Как же, 97012 уже несколько десятков полетов сделал. Как раз ремоторизованный на ПД-8.
Не ответит. У этих людей собственная виртуальность какая-то. Неудобных им фактов в упор не видят.
По себе что ли судите?


Leo Leon

08.10.25 16:55

> Осс
> Leo Leon
И, кстати, пока не слышно про какие-то физические подвижки в этой теме, всё на стадии разговоров.
----------------

Как же, 97012 уже несколько десятков полетов сделал. Как раз ремоторизованный на ПД-8.
Сообщение про ремоторизацию одного борта двигателем ПД-8 честно признаться пропустил. Ранее читал, что слысла в ремоторизации нет, что это дорого и т.п.. И что под эти двигатели будет новая машина в развитии SSJ-100.


Dmitriy427

08.10.25 17:28

Забавно. Ведь этот ремоторизованный серийный SSJ-100 был первым бортом вышедшим на летные испытания с ПД-8, не считая Ил-76ЛЛ.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям