14.10.25 09:41
К концу октября в Петербурге ожидают уникальное судно – новейший краболов-процессор "Кильдин", который идет из Нижнего Новгорода. На верфях Северной столицы судно ожидает достройка. Оно движется не своим ходом: в специально разработанном плавучем доке его ведут буксиры.Серию из пяти таких краболовов (проекта КСП01) заложили в 2020 году на заводе "Красное Сормово" в рамках инвестпрограммы "Квоты под киль". Они предназначены для работы в арктических морях. В этом – их уникальность.
Дальнейшие работы по этим судам организовали по принципу распределенной верфи. На Волге изготавливают корпус и выполняют основные виды строительных работ. А до ходовых испытаний судно доводят уже на Балтике.
"Кильдин" – второй в серии. Первый такой краболов "Вайгач" уже работает в Баренцевом море. Экипаж таких краболовов состоит всего из 38 человек.
Стоит отметить, что добыча камчатского (королевского) краба в северных морях России – относительно новый вид промысла. Дальневосточного обитателя принудительно "переселили" в Арктику в 1960-х годах. Идея вполне укладывалась в советское стремление "изменить лицо Земли", а представители "королевского семейства" отлично адаптировались к заполярному климату. Их промышленную добычу разрешили в Арктике в 2004 году, поскольку популяция стала приобретать угрожающие масштабы. У краба нет естественных врагов в северных морях.
Современные технологичные суда проекта КСП01 спроектированы специально для добычи камчатского краба в Северной Атлантике и Арктике. Их главная особенность – прямо из ловушек выловленный краб отправляется на линии для переработки и вакуумной упаковки продукции. Краболов может работать на глубинах от 20 до 400 метров и обеспечивать производство до 60 тонн замороженной продукции в сутки. Ранее такие суда полного цикла в нашей стране не строили.
Как пояснил "Российской газете" Сергей Мармер – начальник производства Канонерского судоремонтного завода, который примет "Кильдин" на достройку: "Необходимость буксировки связана прежде всего с проблемами глубин". Краболовы начинают строить на волжских стапелях, но в полной комплектации судно получит значительную осадку и не сможет выбраться на большую воду. В Петербурге основную часть работ сормовцы выполнят сами, для этого они прибудут на Канонерский завод. Местные корабелы возьмут на себя лишь установку ходовой рубки, мачты и подъемного крана.
Первый новый краболов-процессор "Вайгач", построенный по этому проекту, в конце прошлого года принес первый улов. Без захода в порт, то есть в автономном плавании, такие суда способны провести в море до 50 суток. Эксплуатация возможна даже при шторме до пяти баллов. "Вайгач" подтвердил соответствие требованиям стран-импортеров. И успешно прошел проверку Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры. Так что теперь всю продукцию, произведенную на судне, можно поставлять на экспорт.
Третий - "Колгуев" – пока еще остается на "Красном Сормове". Летом нынешнего года он получил "сердце" – главный двигатель весом 32 тонны. А вот два следующих краболова этой серии "Рыбачий" и "Торос" будут отличаться от старших братьев. Как сообщили в Объединенной судостроительной корпорации, проект проходит доработку, чтобы суда получили возможность транспортировать не только мороженую продукцию, но и живого краба.
Goratio
14.10.25 11:25
Экспорт.Ирвин Шаг
14.10.25 14:03
Мясо на экспорт.