28.10.25 13:49
Второй импортозамещенный МС-21, совершивший во вторник испытательный полет, оборудован отечественными радиоэлектронными системами, органами управления в кабине и рядом других узлов российского производства, сообщила госкорпорация "Ростех".
Ранее во вторник Минпромторг РФ сообщил, что образец импортозамещенного МС-21, на борту которого тестировали работу новых систем и двигателей ПД-14, успешно совершил испытательный полет и приземлился в аэропорту Иркутского авиационного завода компании "Яковлев".
"В цехе окончательной сборки на самолете выполнена замена комплектующих и систем импортного производства на отечественные. В том числе заменены органы управления в кабине, приводы системы управления, система перемещения механизации крыла и механизм перестановки стабилизатора", – говорится в сообщении "Ростеха".
Также на отечественный был заменен комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), комплексная система кондиционирования воздуха, интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, система торможения колес, маршевые и вспомогательная силовые установки, топливная система, колеса и шины.
Помимо этого, в летно-испытательном подразделении Иркутского авиационного завода специалисты выполнили проверку топливной системы, запуск вспомогательной и основных силовых установок, а также отработку систем и оборудования самолета при работающих двигателях, отметили в "Ростехе".
"Совместно с ОАК мы продолжаем решать вопрос импортозамещения в авиа- и двигателестроении для обеспечения технологического суверенитета. Создание и начало летных испытаний еще одного опытного образца самолета МС-21 с силовыми установками ПД-14 демонстрирует успешную работу в этом направлении", – отметил генеральный директор ОДК, член Бюро правления общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России" Александр Грачев.
МС-21 – среднемагистральный пассажирский лайнер нового поколения. Летные испытания самолета на российских двигателях ПД-14 начались в этом году. Всего в самолет внедрено более 70 российских компонентов.
В конце августа "Ростех" сообщил, что опытный импортозамещенный самолет МС-21 провел в воздухе 74 часа в рамках сертификационных испытаний, и анонсировал присоединение к программе второго борта. Благодаря этому сертификация должна пойти быстрее, пояснял "Ростех".
"Ростех" ожидает, что поставки МС-21 авиакомпаниям начнутся в 2026 году. Крупным заказчиком этих лайнеров является группа "Аэрофлот", которая рассчитывает до 2030 года получить 108 самолетов МС-21, а к 2033 году увеличить их число в своем парке до 200.
В апреле этого года первый полет совершил опытный МС-21, оснащенный как российскими, так и иностранными системами и агрегатами. Тот борт, как уточняли в "Ростехе", получил отечественный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехнику, пульты самолетных систем.
По данным сайта "Яковлева", МС-21 сможет перевозить до 211 пассажиров, в двуклассной компоновке на 175 человек дальность полета составит 3830 км. Сертификация и поставка первых двух серийно выпущенных лайнеров ожидается в конце 2026 года, заявлял Чемезов, к 2030 году их производство планируется нарастить до 36 штук в год. Ранее сроки реализации программы МС-21 несколько раз переносились: изначально самолет создавался в международной кооперации, однако после введения антироссийских санкций иностранные партнеры вышли из проекта, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и комплектующих.
28.10.25 13:49
Летчик-испытатель оценил полет на самолете МС-21
Летчик-испытатель и командир экипажа Андрей Воропаев, выполнявший во вторник полет на российском импортозамещенном самолете МС-21, назвал его красавцем.
Ранее во вторник Минпромторг РФ сообщил, что образец импортозамещенного МС-21, на борту которого тестировали работу новых систем и двигателей ПД-14, успешно совершил испытательный полет и приземлился в аэропорту Иркутского авиационного завода компании "Яковлев". Полет был выполнен экипажем в составе летчиков-испытателей Воропаева и Олега Мутовина, а также ведущих инженеров по летным испытаниям – бортовых операторов Антона Кузнецова и Григория Кудряшова. Самолет находился в воздухе 50 минут, достигая высоты до 3500 метров. Воропаев заявил, что полетное задание выполнено полностью, а все отечественные системы работали штатно.
"Самолет прекрасен. Ну посмотрите, красавец. Даже несмотря на то, что не все у него покрашено в цвета, в белое, в синее и так далее, самолет сам по себе просто красив. А как наши великие конструкторы говорили, что красивый самолет красиво летает", – сказал Воропаев на видео, которое опубликовано в Telegram-канале "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК).
Воропаев – командир воздушного судна, заслуженный летчик-испытатель России, летчик-испытатель ПАО "Яковлев".