Мир ждет избыток газа: произойдет ли обвал цен, и что будет с российским экспортом

02.11.25 17:29

Экономика и Финансы

Евросоюз совсем не случайно так долго согласовывал в 19 пакете санкций план поэтапного отказа с 2026-2028 года от российского газа. Именно на этот период приходятся ожидания резкого роста предложения на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ) из США, Катара и некоторых других стран.

Но огромный объем новых мощностей, которые одновременно выйдут на рынок, может привести к избытку предложения СПГ над спросом. А перепроизводство товара – это всегда падение цен.

Ожидается, что США в период 2026-2028 года увеличат производство СПГ на 30-45 млн тонн до 116-131 млн тонн в год. Катар также планирует рост мощностей к 2027-2030 году с 77 до 126 млн тонн. А есть еще новые проекты в Канаде, Мавритании, Сенегале и других странах, да и Россия не собирается оставаться в стороне. Планы по запуску новых СПГ-заводов у нас сохраняются. К примеру, в Усть-Луге продолжает строится газохимический комплекс, который будет выпускать до 13 млн тонн СПГ в год. Для сравнения, весь наш экспорт СПГ в 2024 году составил около 33,5 млн тонн.

По словам старшего менеджера консалтинговой компании "Имплемента" Ивана Тимонина, до начала 2027 года в мире ожидается ввод целого ряда новых заводов по сжижению газа общей мощностью более чем 80 млн тонн, что эквивалентно примерно 20% текущего объема рынка. Столь существенный рост окажет давление на котировки, но все же не обвалит их, поскольку поддержку ценам продолжит оказывать экономика наименее эффективных поставщиков. Исходя из этого, цены на рынках Европы и Азии в среднем за 2027 год составят порядка 350 долларов за тысячу кубометров газа.

При этом, как замечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, длительный период заниженных цен маловероятен. Для большинства новых проектов СПГ точка безубыточности расположена сильно выше 250 долларов за тысячу кубометров. А снижение цен в свою очередь будет стимулировать спрос в азиатских странах. Если этот процесс будет сочетаться с выполнением планов по сокращению использования угля, то период избытка будет достаточно коротким. Если вообще случится, поскольку могут произойти разные непредвиденные события. В свое время первую волну катарского СПГ породило цунами в Японии, подкосившее на время развитие атомной энергетики в этой стране.

Кроме того, партнер Kept, руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максим Малков напоминает, что нельзя забывать о двух главных системных драйверах спроса на СПГ: экономический рост и погода. Длительные периоды холодов зимой и длительные периоды высоких температур летом могут привести к повышенному спросу, как и ускорение экономического роста. Ожидается структурное снижение цен, однако рынок СПГ является сложным уравнением, ценовые решения которого находятся в постоянной динамике.

Впрочем, нас в этой истории интересует будущее российского газа и его экспорта, в том числе, в виде СПГ. Уже понятно, что мы уходим из Европы, сохранив для себя только рынок Турции. Проекты экспорта газа по трубопроводам будут реализовываться, здесь есть явные конкурентные преимущества перед СПГ, но их минус, что они очень долгие, а это в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и геополитической ситуации играет против них. Планы по расширению экспорта СПГ у нас есть, но отрасль оказалась под жесткими санкциями. Уже запущенные или строящиеся заводы, попавшие под санкции, вроде "Арктик СПГ-2" постепенно находят себе покупателей (Китай), но начинать с нуля новые проекты сейчас слишком рискованно и затратно. Яркий пример, недавнее сообщение компании ЯТЭК о приостановке проекта "Якутский СПГ", который предполагал выпуск 18 млн тонн сжиженного природного газа в год. А если произойдет еще и обвал цен на газ в мире?

Но Гривач считает, что мировая конъюнктура нас сейчас волнует в меньшей степени. На перспективы российских проектов сейчас больше влияют санкции и ограничения на перевозку российских энергоносителей, в условиях турбулентности на рынке. Решать эти вопросы станет сложнее при низких ценах, но решать их необходимо в рамках укрепления технологического суверенитета, уверен эксперт.

Схожее мнение у Тимонина. Действующие и новые российские заводы по сжижению газа весьма конкурентоспособны с точки зрения стоимости поставок, в значительной степени благодаря сравнительно невысокой стоимости сырьевого газа. В связи с этим ожидаемого уровня цен может быть достаточно как для покрытия операционных затрат, так и для обеспечения возврата инвестиций. Основными вопросами для российской отрасли СПГ на этом фоне остаются обеспечение загрузки активов в санкционных условиях — контрактация с новыми потребителями, а также обеспечение флотом, считает он.

Если российский СПГ будет нерыночным способом исключен с европейского рынка, то эту нишу займут другие производители, поясняет Малков. Главным образом, США и Катар. В свою очередь, российский СПГ найдет освободившиеся ниши на рынках АТР и стран Глобального Юга. То есть, рынок СПГ будет во многом искусственно фрагментирован.

Пострадать от падения цен на газ, в первую очередь могут австралийские заводы по производству СПГ, уточняет Тимонин. Они наименее эффективными с точки зрения экономики. При снижении цен на природный газ и, что даже более важно, нефть, к стоимости которой привязана значительная часть долгосрочных контрактов на поставки СПГ, первыми "в минусе" окажутся именно они. Но даже при генерации убытков австралийские заводы продолжат работу для выполнения контрактных обязательств. Более оперативно среагируют на изменение ценовой конъюнктуры поставки с американских заводов, в значительной степени зависящие от спотовых (быстрых) контрактов. Соответственно, снижения загрузки в первую очередь следует ожидать именно там, в США.

С последним согласен Малков. По его мнению, от избыточного предложения и снижения цен, в первую очередь, пострадают новые крупные проекты в США, которые еще не отбили свои капитальные затраты, и где будет усугубляться конкуренция между внутренним рынком газа и экспортной альтернативой. Это может сделать некоторые американские проекты менее прибыльными, но вряд ли остановит очередную волну роста мощностей в США, ведь самые масштабные инвестрешения уже приняты. Кроме того, в зоне риска могут оказаться проекты с наиболее высокими удельными операционными затратами на производство. В первую очередь это проекты в Австралии, Малайзии и Индонезии.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Аббе

03.11.25 01:17

Вот поэтому и нужно готовить внутреннего потребителя для природного газа. И это - заводы производства азотных удобрений. Калийная селитра, аммиачная селитра, карбамид......
Это электроэнергию можно делать (рваным ритмом) на ВИЭ. Сегодня это модно, цены на оборудование энергично снижают. Вот "большую химию" на ветряках и фотопанелях сделать не получится.
Нас стараются столкнуть лбами со всеми производителями СПГ?
В эти игры можно играть вдвоём. У всех ли производителей СПГ есть прямой доступ к залежам калийных солей? И все ли могут переключить часть газа на производство калийно-азотных удобрений?
А если хорошо подумать, то и фосфорные отвалы можно пустить в дело.
Комплексные калийно/азотно/фосфорные удобрения - дело не бесполезное.
Без электроэнергии жить сложно? А вот без еды - никак.
Сегодня мы не можем "сжечь Париж"? Но вот помочь обрушению французского экспорта сельскохозяйственных продуктов - разве это плохо? В страны, куда они гнали свои продукты поставлять удобрения для производства продуктов СХ прямо в этих странах.
Доброе слово и пистолет обрушения французского экспорта - намного более убедителен, чем просто доброе слово. Весь экспорт обрушить не реально? Так нам и не надо ставить такие цели. Помочь им обвалиться на большие единицы процентов - тоже хорошо. А если на небольшие, но десятки процентов - воообще замечательно.

Решение весьма ограниченной мощности.
Это правда.
Но?
Если посчитают специалисты не газовой отрасли, а именно те, что по удобрениям?

Опять же. Производство азотных удобрений на основе метана - дело энергоёмкое. И сброс тепла из производства будет немалым. А это - ресурс, который можно употребить не далее, как в 1000-10 000 мтров от места его возникновения.

Вот и подумать, где же размещать такое производство да так, что бы и вторичный ресурс пошёл в дело наилучшим образом.
Собственно вот ЭТО и есть война экономик.

К моменту сокрушения бандеровцев у России должен быть инструмент преработки газа, который не пускают на выгодные нам рынки в продукт, который купят везде.
Не факт, что нам нужно бодаться по фосфору с Марокко. Взять, сколько сможем, но не более того. Но вот калий и азот, в связке - почему бы и нет?
Добавить спектр микроудобрений с возможностью выбора под конкретные условия потребителя и продкут может получиться очень интересный.

Сами европейцы мимо этого рынка пролетают с посвистом. Из тяжёлой и иных энегоёмких отраслей их несту на пинках и США и собственные управленцы. В приципе - не так то оно и плохо. Умудрились ещё разлаяться с Китаем по микрочипам, но это уже их собственные гении разумного управления экономикой.

Тут главное - ни в коем случае не кидаться спасать Европу. Нужно милосердно не мешать им подохнуть.
Сами, сами, сами, всё сами и по своим же замыслам.

И пусть пройдут годы, десятилетия, ВЕК, но пусть они помрут САМИ. Без наших усилий добивания и спасения.
Сами, всё сами.

Изменен: 03.11.25 01:29 / Аббе


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

03.11.25 02:59

Вскрыша над месторождением редкоземельных в Ирскутской области на мильярды тн фосфоритов, СССР планировал 10 мрлд.рублей на ГОК(150км от РЖД) но китайские монголы могут нам перебить кайф, они же сегодня подрядчики по другим РЗМ там же рядом.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям