Мировой спрос на литий продолжает расти: Какие возможности на рынке есть у России?

03.11.25 20:25

Экономика и Финансы

Россия может начать получение промышленного лития уже в 2026-2027 годах, соответствующие технологические и опытные исследования пройдены. Об этом глава Роснедр Олег Казанов заявил в ходе прошедшего недавно Российско-африканского сырьевого диалога.

К 2030 году спрос на литий достигнет беспрецедентного уровня и составит 94% от мирового потребления, подсчитали в консалтинговой компании Straits Research. Основным драйвером роста аналитики называют распространение электромобилей, парк которых, по прогнозам, увеличится в 25 раз. В результате объем использования лития на мировом рынке возрастет с 720 тысяч тонн в 2022 году, до 3,1 миллиона тонн в 2030-м.

Востребованность металла выросла благодаря технологическому рывку последних двадцати лет, отмечает профессор кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Алексей Харланов. По его словам, сейчас литий-ионные аккумуляторы стали связующим звеном для 87% всех литиевых ингредиентов в области информационно-коммуникационных технологий и машиностроения. Основным драйвером спроса стал мировой автопром. В прошлом году 80% всего произведенного лития ушло на элементы питания для электромобилей, говорит Харланов. Ожидается, что уже через три года совокупный рост рынка экологически чистых аккумуляторов достигнет 250%. Именно литию мы обязаны будущим порогом в 25 миллионов электромобилей, которые ежегодно производятся, в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе и США. Преимущественно для производства аккумуляторов и батарей литий используют в Китае, Южной Корее и Японии. Именно в Азии сосредоточено его основное потребление, которое составляет порядка 92%, добавляет Харланов.

На глобальной карте добычи лития сегодня доминируют несколько игроков. Крупнейшими производителями являются Австралия, Чили и Китай, отмечает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Активно наращивает свои мощности и Китай, причем не только внутри страны, но и за рубежом. Только в первой половине 2025 года, по данным Газпромбанка, страна занимает 28% в мировой добыче и 62% в переработке этого металла. Уже к 2026 году КНР может обойти Австралию, стать крупнейшим производителем лития в мире и удерживать лидерство до 2035 года, считает Баранов. Рост производства также ожидается в Зимбабве и Аргентине, где реализуются крупные проекты.

В этой глобальной гонке за "белое золото" роль России только предстоит определить. Существующий уровень добычи лития в стране остается низким. Сейчас ежегодный объем производства исчисляется лишь десятками тонн, что не соответствует потенциальным возможностям. Баранов объясняет, что текущая доля РФ в мировой добыче лития незначительна, но запасы страны создают потенциал для роста при условии инвестиций в добычу и переработку. Рудные залежи этого металла оцениваются в 3,5 миллиона тонн, согласно последним данным Минприроды. К 2030 году правительство разрабатывает промышленное производство лития с целевым объемом не менее 60 тысяч тонн карбоната лития в год. Эти планы будут реализованы за счет ввода в эксплуатацию предприятий на трех основных месторождениях: Колмозерском и Полмостундровском в Мурманской области и Тастыгском в Республике Тыва.

Более оптимистично настроен декан Факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев. Текущий мировой профицит на рынке лития, по его словам, создает для России возможность для входа в отрасль. Низкие цены позволяют начать развитие проектов с меньшими затратами. Ключевым преимуществом здесь являются международные партнерства. Селезнев видит возможность для России получить свою долю рынка через укрепление связей в Латинской Америке, в частности в Боливии. Она обладает крупнейшими в мире подтвержденными запасами этого металла, в 2025 году они оцениваются в 23 миллиона тонн. Это сотрудничество может открыть России доступ к перспективному "зеленому" рынку, полагает Селезнев.

Россия может рассматривать и другие страны "Литиевого треугольника": у Аргентины и Чили развита добывающая промышленность и более стабильная регуляторная среда. Дополнительно, по словам эксперта, потенциал для сотрудничества существует с Бразилией и Мексикой, которые развивают собственные высокотехнологичные цепочки и заинтересованы в партнерствах в энергетическом и технологическом секторах.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Аббе

04.11.25 01:34

Закрыть тему неиспльзования расолов на нефтяных месторождениях Прибайкалья. Десятки тысяч тонн в год без особых вложений в инфраструктуру. Она уже есть, может понадобиться её расширять, но это намного легче, чем быстро-быстро создавать с нуля.
Почему расолы? Они почти бесконечны. В недрах их миллионы тонн. Бури скважину на выкачку, бури скважину на закачку обратно. Только успевай отбиваться от нефти да газа.
Расширение производства за счёт увеличения количества скважин (не катастрофические издержки), может нужно будет расширить одни автодороги и пролодить другие. Понадобятся энергоблоки? Надеюсь, у России есть производство турбинных агрегатов нужной мощности. Или купить у того же Ирана.
Газ то всё равно сейчас закачивают обратно под землю!
Всё, что только могло быть готовым для работы уже есть.
Оборудование по разделению "литий себе, остальной обратно" уже на готовых растворах. Они подземные, неоптимальные для химиков? Но, это выглядит удобнее, чем прокладывать сотни километров дорог, ЛЭП, обустраивать (возможно и с нуля). Горные вскрышные работы в сильно северных условиях. Это ни разу не готовые растворы из готовых неиспользуемых скважин.
Расчитить место, добыть руду, доставить на обогащение, провести работы с собственно добычей из руды, куда то скинуть сотни тысяч "лишних горных пород" и остатков от выщелачивания лития "бывшей руды".
В отличие от этих работ, растворы для перемещения потребуют только то насосов для химически активных растворов. Не дёшево, но эта наменклатура намного меньше, чем горнодобывающей промышленности.
Таково моё скромное мнение.
НАЧАТЬ с растворов и довести эту тему до максимально возможного там результата. Литий и (а вдруг получится) десятки иных компонентов. Бери единый подземный расол, разделяй по компонентам, лишнее сбрасывай "туда, откуда взяли".
И не надо бояться, что дожди да тающие снега разнесут из гравия/песка - отходов производства растворы по всей поверхности на десятки квадратных километров. Откуда взяли - туда и вернули. И эти расолы ранее никогда не вырывались на поверхность по воле природы.
Это же хорошо?


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям