Китай представил грузовое судно с ториевым реактором

13.11.25 00:53

Наука, техника, образование

Китай раскрыл важнейшие характеристики разрабатываемого «самого большого в мире» грузового судна с ядерной силовой установкой. Выяснилось, что оно будет оснащено инновационным реактором на расплавах солей на основе тория (TMSR) с тепловой мощностью 200 мегаватт. Судно рассчитано на перевозку 14 000 стандартных морских контейнеров.

Ху Кейи, старший инженер компании Jiangnan Shipbuilding Group, раскрыл подробности.

Тепловая мощность реактора составляет 200 МВт, что соответствует мощности реакторов S6W, используемых на передовых атомных ударных подводных лодках ВМС США класса Seawolf.

Впервые о концепции корабля было объявлено в 2023 году, но до сих пор технические подробности были скудными, как сообщает SCMP.

Усовершенствованная двигательная установка и эффективность

Ху объяснил, что вместо использования тепла для прямого движения 200-мегаваттная тепловая мощность будет приводить в действие генератор сверхкритического диоксида углерода (sCO2) с использованием высокоэффективного цикла Брайтона.

Эта система вырабатывает 50 МВт электроэнергии — этого достаточно, чтобы судно могло двигаться в течение многих лет без дозаправки. По словам Ху, усовершенствованный цикл sCO2 обеспечивает эффективность преобразования тепловой энергии в электрическую на уровне 45–50 %, что значительно превышает эффективность обычных паровых реакторов, которая составляет примерно 33 %.

Основным преимуществом новой конструкции является её безопасность, обусловленная использованием тория вместо традиционного урана. Торий более распространён, а конструкция реактора не требует воды для охлаждения, что позволяет сделать систему меньше, тише и безопаснее.

Ху подробно рассказал о многочисленных мерах безопасности, отметив, что реактор работает при атмосферном давлении, что исключает риск резкого повышения давления. Реактор также обладает сильным отрицательным температурным коэффициентом, то есть ядерная реакция естественным образом замедляется при повышении температуры, что предотвращает неконтролируемый разгон.

Конструкция предусматривает две пассивные системы отвода тепла. В худшем случае расплавленное солевое топливо попадет в защитную камеру и затвердеет, удерживая радиоактивные материалы. Кроме того, весь реактор представляет собой герметичный модульный блок со сроком службы 10 лет.

По прошествии десяти лет модуль заменяется, а не заправляется на месте, что значительно снижает риск утечек и человеческих ошибок. На случай чрезвычайных ситуаций будет доступен дизельный генератор мощностью 10 МВт.

Китай стремится развивать атомную энергетику

Контейнеровоз является важнейшим компонентом более масштабной инициативы Китая в области передовой ядерной энергетики. Этот шаг был предпринят после исторической вехи 2025 года, когда экспериментальный ториевый реактор в пустыне Гоби стал первым в мире реактором, обеспечивающим стабильную работу в течение длительного времени, что подтвердило эффективность технологии. США отказались от собственной программы по созданию ториевых реакторов в 1960-х годах.

Китай также использует свои обширные запасы тория, в частности во Внутренней Монголии, для производства топлива для реакторов нового поколения. Ху также сообщил, что Китай изучает возможность создания других ядерных установок, в том числе нефтяного танкера Suezmax с быстрым реактором со свинцово-висмутовым охлаждением и плавучей атомной электростанции.

Недавний прорыв ещё больше усилил интерес к ториевым технологиям. Китай объявил об успешном первом в истории преобразовании тория в урановое топливо в реакторе на расплавах солей тория (TMSR).

Этот результат является первым конкретным доказательством технической осуществимости использования тория в реакторной системе с расплавленной солью. Это достижение является важной вехой на пути к освоению Китаем своих обширных внутренних ресурсов тория и представляет собой значительный шаг вперёд в глобальном развитии ядерной энергетики следующего поколения.

Источник: IE Media

Редактор: zav


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям