27.11.25 22:33
Второй самолет МС-21 с российскими системами начал летные сертификационные испытания. В ходе первого полета лайнер стартовал с аэродрома ЛИИ им. Громова в Жуковском. Была протестирована устойчивость и управляемость самолета с отечественными приводами системы управления, сообщила Объединенная авиастроительная корпорация в Telegram-канале.Безусловно, интересно мнение экипажа. Так, Николай Григорьев отметил, что полет прошел успешно, подтверждены все характеристики самолета. Лайнер полностью соответствует требованиям сертификационного базиса. Олег Мутовин подчеркнул, что самолет первый свой экзамен выдержал. Но впереди еще много работы, продолжение сертификации и более углубленное изучение машины в нынешнем облике. А как сказал Олег Березин, самолет показал себя с очень хорошей стороны.
Подключение к программе сертификационных испытаний второго МС-21 – ключевой момент на пути к получению одобрения главного изменения к сертификату типа на импортозамещенную версию лайнера.
"Наша основная задача – завершить весь объем испытаний по программе импортозамещения и получить соответствующее одобрение главного изменения для последующих поставок самолетов в авиакомпании", – отметил Гайданский.
Этот борт 13 ноября выполнил беспосадочный перелет из Иркутска в подмосковный Жуковский, на аэродром ЛИИ имени Громова. Началу летных испытаний по программе сертификации предшествовали успешные полеты в рамках заводских доводочных испытаний.
Напомним: МС-21, созданный ОАК, получил российские двигатели ПД-14, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в том числе вычислители, коммутаторы, навигационные системы и радиосвязное оборудование. А также отечественную вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехнику, пульты самолетных систем и другие импортозамещенные системы. Всего в самолет внедрено более 70 российских компонентов.
Как подчеркивают специалисты, новый самолет имеет повышенный уровень комфорта – большие иллюминаторы, расширенный проход между креслами и увеличенные багажные полки. В двухклассной компоновке ("бизнес" + "эконом") он сможет брать на борт 175 пассажиров, из них 16 в классе "бизнес".
Первый борт – опытный образец МС-21 с новыми российскими системами и агрегатами прибыл на аэродром ЛИИ имени Громова в мае. Ранее сообщалось, что на середину августа он совершил в Жуковском 19 полетов. На тот момент самолет провел в воздухе 74 часа.
Теперь сертификация пойдет быстрее. Необходимое количество вылетов и часов налета распределится между двумя машинами.
Россия сегодня воссоздает практически полностью все компетенции в гражданском авиастроении. Это уникальный случай в мире. Возвращение технологического лидерства требует не просто паритета. Мы должны делать лучше. Как подчеркнул в недавнем интервью "РГ" гендиректор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", доктор технических наук Андрей Дутов, наши технологии должны иметь качественное преимущество, и не для превосходства как самоцели, а для решения наших национальных задач. И мы это уже делаем. Новые отечественные технологии внедряются в импортозамещенные МС-21 и SJ-100. Это, по сути, совершенно новые самолеты.
Сертификацию импортозамещенного МС-21 планируется завершить в конце 2026 года.