Беспилотный истребитель Bayraktar впервые в истории сбил самолет

01.12.25 06:34

Армия, ВПК, спецслужбы

Разработанный турецким производителем Baykar беспилотный истребитель Bayraktar Kızılelma в ходе испытаний успешно подбил самолет ракетами "воздух — воздух", это беспрецедентное событие, утверждает производитель.

"В рамках тестового сценария на полигоне над Синопом был запущен высокоскоростной самолет-мишень с реактивным двигателем. Он был обнаружен и отслежен радаром ASELSAN MURAD AESA, интегрированным в Kızılelma. Как только радар точно зафиксировал цель, Kızılelma запустил ракету "воздух — воздух" GÖKDOĞAN BVR с крыла", — говорится в полученном РИА Новости пресс-релизе. Цель была поражена с "абсолютной точностью", уточнила компания.

Отмечается, что большинство разрабатываемых беспилотных истребителей в мире предназначены для ударов по объектам на земле. "Ни одна другая беспилотная платформа не смогла до сих пор успешно осуществить удар по объекту в воздухе. Kızılelma стала первой и единственной беспилотной платформой в мире, продемонстрировавшей способность нанести удар "воздух — воздух", открыв новую главу в истории авиации", — заявили в компании.

Kızılelma в полете сопровождали пять истребителей F-16 и БПЛА Akıncı.

Отмечается, что беспилотный истребитель может обнаруживать вражеские самолеты с очень больших расстояний благодаря передовым бортовым датчикам, концепции "видеть, пока его не видят, наносить удар, не будучи атакованным".

Baykar является крупнейшим производителем БПЛА в мире, заключив контракты на экспорт с 37 странами. Экспорт приносит компании 90% выручки.

Источник: РИА Новости

Редактор: Ксения


PeterYakovlev

01.12.25 12:38

КАКОЙ самолет сбил Байрактар ? С какой скоростью тот летел ? Мишень с реактивным
двигателем ? Kızılelma в полете сопровождали пять истребителей F16 (!! зачем? ) и БПЛА
Akıncı....Ну любят турки хвастаться !

Изменен: 01.12.25 12:39 / PeterYakovlev


ale19547797

01.12.25 13:04

Байрактар сам по себе нормальный беспилотник, ничуть не хуже и не лучше любого другого аналогичного класса, но при этом чуть более дешевый и более распиаренный.
А вот сама концепция "нового достижения турецкой военной мысли" на фоне приходящих из зоны СВО новостей что уже Герани начали затачивать на охоту за самолетами и вертолетами, вызывает только скептическую ухмылку. Так глядишь через годик турки изобретут дрон на оптоволокне...


Аббе

01.12.25 15:17

Сбивать беспилотники с беспилотника - завтрашний день реальности. И сегодняшний день мышления.
Беспилотник-перехватчик начинается с сочетания двух скоростей и системы обнаружения врага. Оружие - компонент четвёртый и будет функцией от того, что можно запилить по первым трём компонентам.
Взлёт без насилия над двигателями (ДВУМЯ двигателями) на рстопыренных крыльях. Ближайший аналог - Фы-14. Или же американская бомба ГБУ-39.
Взлёт и полёт на крейсерской скорости. Дежурство в воздухе. Возможности аппаратуры беспилотника недостаточны для надёжного обнаружения врага в достаточном пространстве. Тут нужны наземные звукометристы, наземные РЛС и просто наблюдатели на 10 экранов каждый, на 10 вынесенных в поля башен видеонаблюдения.

Обнаружили? Поняли, куда летит? Перехват от назеной техники (если усевает) и до вот этого воздушного беспилотника. Двигатели на форсаж, скорость погони, выход в район цели.
Наведение с земли.
Обнаружили аппаратурой перехватчика - расстрел бортовым оружием. И лучше бы это была ствольная артиллерия. Хотя бы и безоткатная.
Вычисление параметров выстрела (на борту беспилотника), задание времени подрыва боевой части ракеты (а лучше таки снаряда!) выстрел.
Перезарядка оружия.
Отчего ствольное оружие? Что бы выхлопом ракеты не сжигать беспилотник. У безоткатного орудия выхлоп идёт назад, за сопло расширения. Факел серьёзный. Если не врут, то сапоги стрелка могут и сжечь и сорвать. Для немцев десантников ВМВ делали безоткатки - там факел пороховых газов мог откинуть КАМНИ на много десятков метров.
Так что сбалансировать оружие беспилотника - сложно. Только вот попасть под реактивную струю ракеты - оно сильно, сильно, сильно не подарок.

Для понимания, малоимпульсный патрон 5,45*39 был создан для удобства стреляющего. А солдат однако изрядно более 60 килограмм.
И мозги у солдата должны быть заточены на попадание. Если не первым, то следующими выстрелами.
При всех достоинствах автоматизированных прицелов - не факт, что они справятся с управлением непрерывной стрельбой "почти пулемёта 12 каблибра". Вязаная картечь прекрасна? Только вот отдача - что с ней то делать?
Так что извините. Сбалансированная по отдаче схема оружия становится более, чем желательной. Даже если для этого понадобится освоить произвосдтво патронов с электронным зажиганием пороха.
На привычных капсюлях одновременно поджечь два патрона, разнесённые на 600-700 миллиметров..... Не факт, сильно не факт.


gronk

01.12.25 19:04

Надо уточнить: в первые в истории турецких ввс. У нормальных держав это уже давно применяется в боевых условиях

XP Best

01.12.25 19:14

> Аббе
Что бы выхлопом ракеты не сжигать беспилотник.
Только вот попасть под реактивную струю ракеты - оно сильно, сильно, сильно не подарок.
Аббе, ракеты с сильным факелом сбрасывают с носителя, а потом запускают двигатель. Так делают на многих самолетах с тяжелыми ракетами. Байрактару тоже никто не мешает употребить эту схему.
Др дело, что дозвуковой тихоход Байрактар против истребителя ХХ1 века, - это стократно хуже, чем реанимированный Спитфайер, Мессер или Ил-2 с такими же ракетами, запущенными по наводке с наземной РЛС или самолета- наводчика.


Teichmann

01.12.25 19:22

Тоже задумался, какой самолёт он сбил?
Вообще-то, само-лёт, который "сам летает" - это и есть дрон. "Беспилотный самолёт" - масло масляное. Надо самолёты как-то иначе называть...


TUAREGNORD

01.12.25 20:14

Аббе, RU01.12.25 15:17
Дежурство в воздухе. Возможности аппаратуры беспилотника недостаточны для надёжного обнаружения врага в достаточном пространстве. Тут нужны наземные звукометристы, наземные РЛС и просто наблюдатели

-- Нужна надёжная система спутниковой высокоскоростной помехозащищённой двухсторонней связи. Иначе - все эти "турко и проче-беспилотники" тот же FPV дрон только побольше. А пока , единственная страна которая может обеспечивать полноценную войну беспилотниками, имеющая такую систему - США. Туркам нужно посоветовать прицепить оптоволоконный кабель к их "истребитель-беспилотнику", посколько национальной туркосистемы глобальной связи с их беспилотником - у турков нет.

Изменен: 01.12.25 20:14 / TUAREGNORD


vktik

01.12.25 23:13

"-- Нужна надёжная система спутниковой высокоскоростной помехозащищённой двухсторонней связи. Иначе - все эти "турко и проче-беспилотники" тот же FPV дрон только побольше. А пока , единственная страна которая может обеспечивать полноценную войну беспилотниками, имеющая такую систему - США."

Воздыхатель по американскому оружию из Молдавии забыл, как была отключена вся электроника эсминца "Дональда Кука"
вместе со всей спутниковой и помехозащищённой связей и даже не один раз.


"Вообще-то, само-лёт, который "сам летает" - это и есть дрон. "Беспилотный самолёт" - масло масляное. Надо самолёты как-то иначе называть..."

Teichmann пытается открыть окно Овертона? Или просто делать больше нечего?

>>>gronk

"Надо уточнить: в первые в истории турецких ввс. У нормальных держав это уже давно применяется в боевых условиях".

Что у США, что у Турции, что у России, что у Китая уничтожение беспилотников или пилотируемых самолётов с помощью беспилотников, оснащённых ракетами "воздух-воздух",
находится в зачаточном, экспериментальном виде. Тут пока не о чём говорить и, тем более, спорить.


Аббе

01.12.25 23:34

> XP Best
> Аббе
Что бы выхлопом ракеты не сжигать беспилотник.
Только вот попасть под реактивную струю ракеты - оно сильно, сильно, сильно не подарок.
Аббе, ракеты с сильным факелом сбрасывают с носителя, а потом запускают двигатель. Так делают на многих самолетах с тяжелыми ракетами. Байрактару тоже никто не мешает употребить эту схему.
Др дело, что дозвуковой тихоход Байрактар против истребителя ХХ1 века, - это стократно хуже, чем реанимированный Спитфайер, Мессер или Ил-2 с такими же ракетами, запущенными по наводке с наземной РЛС или самолета- наводчика.
Нам нужен НУРС. Неуправляемый реактивный снаряд.


vktik

02.12.25 00:41

"Нам нужен НУРС"

На складе всё есть. Вам сколько?


Аббе

02.12.25 06:50

> vktik
"Нам нужен НУРС"

На складе всё есть. Вам сколько?
Нам нужен НУРС в качестве успешного оружия уничтожения беспилотников. С запуском из безоткатного орудия. Что то в размерности С-5.
Это предельная версия боеприпаса по снижению цены выстрела.
Второй вариант - 12 калибр, синхронно два выстрела, вперёд и назад. Вперёд картечь на кевларовых нитях, назад - табетки с песком. Вылетят аки последовательные пули, раскроются и расеют песок. Как вариант - мельчайшия дробь.
Крайне грубо - летночный пулесёт 7,62*39 (и снова безоткатник) Стрелять вязаными картечинами на кевларе.

Вот это - оружие с боеприпасами без неведения. В боевую часть С-5 можно ставить программатор подрыва по времени. Сколько выстрелов? Проверяется практикой.

ЗАЧЕМ без наведения? Затем, что ракеты ПЗРК стоят на порядки дороже. Затем, что основные части оружия освоены десятилетия назад и не составят проблем в массовом производстве.
Но, они же станут и пределом технологий этого комплекса от носителя до качества выстрела.
Смысл? Такой вот набор готовых или чуток доработанных систем, сведённые в летающий и работающий образец оружия станут исходником для противобеспилотниковой беспилотной авиации.
Быстро, недорого, ограниченной полезности. Но и ограниченной цены применения.
Уточним ситуацию. Самолёты крайне ограниченных возможностей у люфтваффе оказались весьма и весьма успешны. В узких нишах применения, но от этого ничуть не хуже.
Самолёт Арадо, готовый саиться и взлетать на ВПП, где и телега то не всегда пройдёт. У ниго было две системы шасси. Обычная и линейка пневматиков большой ширины/большого диаметра. Десант в посадочном варианте для диверсантов, вывезти кого то сильно важного и так далее.

Второй - общеизвстная Рама. Аритиллерийский наблюдатель.

Успешность ограниченная временем, много чем. Но, "в моменте" они были головной болью для противников и успехом для Германии.


Аббе

02.12.25 07:53

> vktik
"Нам нужен НУРС"

На складе всё есть. Вам сколько?
Ссылка как на Герань-3 повесили ракету воздух-воздух типа Р-60.
Хорошая? чуть более 2 метров, 45 килограмм.
Одна беда. Из комментариев к репортажу:
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ссылка нет уже ракет Р-60. И не производят. И те, что были на складах- давно списаны и обстреляны. Ибо применять их- уже не безопасно. Журналисты -они такие (тут слово должно быть на букву "б").
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Правда или нет? В любом случае - запуск в производство примитивной С-5 с доработкой боевой части на программирование дальности взрыва - проще, чем то же самое для хорошей Р-60.
На носитель, с которого успешно применят С-5 или С-8 (с доработками по пределу) потом можно вешать почти что угодно. А уже опыт установки на них боевых частей сильно разного назначения и вида наработан за много десятилетий в большом количестве.

Жёсткая закономерность. В новые образцы чего угодно надо ставить не более 20% реально нового. С надеждой, что отработанные 80% вытянут новичков и их можно будет довести до ума.
Если же разработка принципиально новая - ждать от неё можно абсолютно чего угодно. Включая и все виды неприятностей.
Двигаться быстро в технике означает двигаться медленно, проверяя каждый шаг, но непрерывно.

ДВА турбореактивных двигателя и между ними - боевая часть беспилотника. Ближайший аналог - двухдвигательные истребители в моноблоке. Двигатели вписаны в фюзеляж.

Крыло переменной стреловидности - конструкция проверенная, хотя от неё и отказались. Но, вернуться к ней - реально.

Готовая основа для замены блока оружия на бомбу в 100 килограмм с дальность полёта "насколько хватит керосина"
. Перевод системы из истребителей в крылатые ракеты. В три-четыре иных применеия. Просто потому, что единая платформа для армии всегда удобнее десятка оптимизированных, но каждая в свою сторону.

Нельзя думать, что центральный блок можно менять что угодно на что угодно руками пользователя. Но, делаем это на производстве и пользователь не морочится "а что это такое".

Аппаратура обнаружения цели на уровне гловок теплового самонаведения - им десятки лет. Охлаждение криптоном? Не дёшево. Но, нужно крепко думать.
Испарение углекислого газа из твёрдой крупы с доведением температуры важных для работы тепловизора на элементах Пельте? Жидкий азот при атмосферном давлении? В составе платформы на десятки килограмм места много больше, чем в ракете ПЗРК и этим можно пользоваться.

Думать надо.


ЧТО тут сильно нового? Сама по себе композиция? Вынос оптики и РЛС во входные окна двигателей "по образцу вертолётов"? Просто потому, что в средней части будет само оружие?
Сами по себе ДВИГАТЕЛИ? С высокой степенью двухконтурности, дабы спрятать выхлопное пламя разбавлением его в холодном воздухе.
В идеале спрятать горячее пятно собственно двигателя методами, отрабатываемыми на истребителях.

Ну а ДВИГАТЕЛИ нам всё равно нужны.
Да. Если работать по боевым вертолётам в чужом тылу, то 12 калибр пулемёты винтовочного патрона тут ни о чём. Оно и С-5 - как получится.

Ну так и не должно быть вертолётов с бронированием в НАШЕМ тылу.
В свою очередь чужие беспилотники самолётного типа не могут быть сильно бронированными. Их оптимизируют на максимум веса боевой части на основе коммерческих самолётиков.

Изменен: 02.12.25 08:06 / Аббе


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям