СМИ: правительство посчитало нецелесообразным строительство Севсиба

03.12.25 15:26

В России

Правительство России посчитало нецелесообразным строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиба), оцененного в 50 триллионов рублей из-за сложных геологических условий, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на слова источника про письмо вице-премьера Виталия Савельева президенту РФ Владимиру Путину.

Путин в 2023 году поручал кабмину совместно с правительством Кузбасса рассмотреть вопрос о строительстве этой магистрали.

"Правительство посчитало нецелесообразным строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали – участков от Нижневартовска до Белого Яра и от Таштагола до Урумчи в Китае. Об этом, как рассказал источник "Коммерсанта", вице-премьер Виталий Савельев в письме сообщил президенту РФ Владимиру Путину", – пишет газета в среду.

По словам собеседника издания, отказаться от проекта решено из-за высокой стоимости. Затраты на строительство Севсиба оценены в 50 триллионов рублей в первую очередь из-за сложных геологических условий, а инвестпрограмма РЖД и так существенно сокращена.

Вопрос о строительстве Северо-Сибирской железной дороги – Севсиба – обсуждается уже много лет, и рассматривались разные маршруты. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусматривала строительство Северо-Сибирской дороги протяженностью 1,9 тысячи километров и стоимостью почти 218 миллиардов рублей от Нижневартовска через Белый Яр до Усть-Илимска.

Отдельно как часть Севсиба упоминался участок Ельчимо – Чадобец в Красноярском крае. Он оценивался в 12,6 миллиарда рублей.

Предполагалось, что Северо-Сибирская железная дорога, которая свяжет Ханты-Мансийский АО с Байкало-Амурской магистралью, будет служить для развития и обслуживания промышленной зоны в Нижнем Приангарье.

"Коммерсант" в среду ещё пишет про участок Севсиба Таштагол — Урумчи, предполагавший создание нового входа в Китай через 55‑километровый западный отрезок российско-китайской границы на Алтае, между Казахстаном и Монголией. Из-за сложного рельефа, отмечает издание, рассматривалось строительство под Алтаем двух тоннелей, российского и китайского, но до дела так и не дошло.

Источник: РИА Новости

Редактор: Ксения


Zmey

03.12.25 16:05

Скорее всего, слона будут есть по частям.
От Нижневартовска до Белого Яра то уж точно будут строить, там слишком много заинтересованных.
Да и Путин обычно (как уже не раз было) часто настаивает на строительстве даже самых дорогих инфраструктурных проектов, справделиво расценивая это как инвестиции в будущее развитие страны.


Аббе

03.12.25 17:50

Срубить Осиновские порги на Енисее да подумать насчёт обводного канала мимо Качачинских порогов - сильно дешевле таких триллионов. Делим на 100? 500 миллиардов евро. Дороговато.
По советским меркам Туруханская ГЭС и Среднеенисейская ГЭС стоили в десятки раз дешевле.
В чём выгода Енисея? В том что он уже ЕСТЬ. И его надобно только поправлять. Взорвать пороги? Вынести оттуда оболомки после взрывов? И обеспечить фарватер в 12-14 метров. А может и вовсе "срезать шишку".
Те пороги на изогнутом участке реки. Пробить канал напрямую. Оно короче выйдет. И водить там суда по крутому повороту - мало радости.

Опять же - прорубать пороги надо на всю ширину реки. Просто потому, что судно с осадкой в 10 метров, которое случайно вынесет на глубины 3,2 метра - не жилец.
Да и пользы в том, что пробивать пороги под водой?

То же самое, но на суше? Короче по длине. Вплоть до того, что канал то сделать шириной намного меньше! Хватит и 200 метров. То есть - бурильно-взрывные работы на суше, с полным контролем, что получилось. И берега выровнять и дно гладенькое. Без турбулентностей, которые непредсказуемые и осложняют судовождение.
Объём работ меньше, качество конечного результата намного выше.
А если ещё поставить шлюз - можно будет в этом участке вести судно по совсем спокойной воде. Открыли, зашли, закрыли ворота, прошли, выровняли уровень воды, открыли ворота - идите далее без проблем.

Длина вовсе не много сотен километров, как на предлагавшейся ЖД.

Можно поставить ГЭС мизерного напора для местных нужд. И вот уже до Казачинских порогов фарватер "почти хороший".
Что не так - можно и тротилом помочь реке.
Обводной накал на Казачинских порогах? Тут сложнее. Что бы не снесло там всё ледоходом. Пресный лёд после сильнейших зимних морозов и под напором паводка - это серьёзно.

Так сказать ПРОБЛЕМА.

Но?
В чём тут выгода?
Да в том, что КАЖДЫЙ шаг строительства только РАСШИРЯЕТ готовую магистраль.
Не ждать, когда будет положено последнее, замыкающее звено ЖД, а сразу знать, заканчиваем ЭТОТ этап и получаем улучшение того, что уже ЕСТЬ.
Если же ещё хватит сил на Среднеенисейскую ГЭС - регион начнёт меняться в масштабах СССР времён великого гидростроительства.

ЖД - дело хорошее, правильное, полезное во всех отношениях. Но, вот это свойство "начнёт работать только после полного ЗАМЫКАНИЯ линии" в сегодняшних военно-экономических условиях меняет очень и очень многое.
Так что - извините.
Енисей уже ЕСТЬ. И он готов к важнейшему изменению транспортной системы России. Она в основном широтная? Особенно это видно восточнее Урала. Ну а Енисей - он заведомо МЕРИДИОНАЛЬНЫЙ.
Если же сможем строить ГЭС на двух Тунгусках - вот они станут его расширением в широтном направлении.

Хорошо это или плохо - не мне об том судить. Важно то. что технически это возможно. И на фоне ценника на обсуждаемую ЖД - вообще практически даром. Выработка же энергоёмких продуктов на ЭЭ, которую из региона весьма весьма сложно вытащить даст нам некоторые прелюбопытные экономические решения.
Простите, но термодерево не так то давно стало чем то известным и, до некоторой степени, востребованным.
Одно дело - хвойный лес кругляк по ЖД в Китай. Цена продукта так себе, цена транспорта ой, как не так себе.
Серьёзной по пропускной способности магитрали там нет. Автотрапорт нельзя и рядом ставить с речным флотом. И, тем более, с флотом океанским.
То есть - даже и очистка пространств от переспелого леса в регине может дать поток кругляка. Но, шаг вперёд?
И можем получить совсем другое дело - термодерево после распиловки в заданный контрактом размер и с изгибом в аммиаке на нужные радиусы.
Сложно загорается, не гниёт, не поражается грибками. Осталось узнать, как оно на термитов. Практически вечный материал с прекрасной экологической историей.

Гнать ЭЭ на Норильск и перерабатывать там отходы за почти 100 лет. Электролиз и высасывание из отвалов всех нужных элементов и соединений без применения высоктемпературных процессов с выбросом окислов азота. Сырьё то уже на поверхности!

В общем, ЖД - проект следующих десятилетий. Может и следующего века. Тут как получится.
Зато проект "Большой экономический Енисей" - об этом думать можно уже сегодня.

Изменен: 03.12.25 18:01 / Аббе


Leo Leon

03.12.25 19:05

Для Вас Аббе -

"Хвалить
не заставят
ни долг,
ни стих
всего,
что делаем мы.
Я
пол-отечества мог бы
снести,
а пол —
отстроить, умыв.
Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
в сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды —
которое будет.
Я
планов наших
люблю громадьё,
размаха
шаги саженьи.

Я радуюсь
маршу,
которым идём
в работу

и в сраженья."


Не я придумал, В.Маяковский конечно

Изменен: 03.12.25 19:06 / Leo Leon


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям