Судоверфь "Звезда" передала Совкомфлоту головной СПГ-газовоз "Алексей Косыгин"

24.12.25 15:26

В России

В Приморье на судостроительном комплексе «Звезда» состоялась торжественная передача заказчику первого российского арктического танкера-газовоза СПГ «Алексей Косыгин», способного преодолевать лед толщиной более двух метров.

Газовоз "Алексей Косыгин" – ледокольный танкер класса Arc 7 стал головным в серии, которую "Звезда" строит для проекта "Арктик СПГ-2". Эти суда могут работать в арктических условиях, самостоятельно преодолевая лед толщиной более двух метров. Каждый газовоз вмещает более 172 тысяч кубометров СПГ и оборудован тремя винто-рулевыми колонками, также произведенными на территории ССК "Звезда" заводом "Сапфир". Длина судна – 300 м, ширина – 48,8 м, дедвейт – 81 тысячи тонн. Мощность силовой установки газовоза составляет 60 МВт.

Судно было построено и спущено на воду с помощью сухого дока, одного из крупнейших в мире. Технические параметры сухого дока впервые в России позволяют строить большинство типов существующих и перспективных судов водоизмещением до 350 тыс. тонн.

Газовоз назван в честь видного советского политического и государственного деятеля, дважды Героя Социалистического Труда Алексея Косыгина.

Перед сдачей судна заказчику специалисты ССК в ноябре 2025 года провели газовые и ходовые испытания, при этом газовые испытания проводились на Дальнем Востоке впервые. Наладка и пуск оборудования, подготовительные работы перед началом бункеровки СПГ включали проверку работоспособности в различных режимах нагрузки.

"Пользуясь случаем, хотел бы выразить уверенность, что сдача заказчику головного судна этой серии позволит ускорить поставку всех остальных судов", – сказал на церемонии гендиректор "Совкомфлота" Игорь Тонковидов.

Позднее он сообщил журналистам, что рассчитывает на поставку еще двух газовозов в 2026 году.

"Все наши ожидания находятся исключительно в руках работников ССК "Звезда". Но я абсолютно уверен, что в течение следующего года будет поставлено еще два газовоза во флот нашей компании, которые немедленно войдут в работу и начнут реализацию той большой программы, которую нам поставила наша страна", – сказал Тонковидов.

Судостроительный комплекс "Звезда" создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) консорциумом АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и Газпромбанка. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает "Роснефть" с заказом на 28 судов. Сейчас в портфеле верфи более 60 судов, в том числе атомные ледоколы проекта "Лидер", танкеры нового поколения, арктические челноки, газовозы, многофункциональные суда снабжения.

ССК "Звезда" вышел на проектный уровень и обладает всеми необходимыми технологиями по строительству крупнотоннажных гражданских судов. Всего на верфи спущено на воду уже 16 судов, активно строятся еще более 20 судов из более чем 60, находящихся в портфеле заказов предприятия.

"Совкомфлот" специализируется на перевозке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, это один из крупнейших в мире операторов танкерного флота. Free float "Совкомфлота" составляет 15,5%, квазиказначейский пакет – около 1,7%. РФ принадлежит 82,8%.

Источник: Интерфакс

Редактор: Ксения


ale19547797

24.12.25 15:38

Шикарнейшая новость и реально неожиданная. То есть за несколько лет после ухода ключевых исполнителей (в основном южнокорейцев) наши смогли допилить технологии или заменить основные "санкционные" элементы и спустить крайне высокотехнологичное судно. И это при всех проблемах, которые на верфи были и есть.
Даже странно что первые лица государства лично не присутствовали, все-таки событие для нас почти эпохальное.


Dmitriy427

24.12.25 16:22

Не неожиданная, корейцы поделились проектом, технологиями и оборудованием, в качестве неустойки и "на зло врагам". )
США их, как французов с вертолетоносцами, попытались сделали главными потерпевшими, в этой истории, они ответили ассиметрично.


Аббе

24.12.25 16:33

Чего не хватает? Газового танкера - накопителя. Где то на Камчатке или чуть севернее. Там, куда могут подходить уже обычные газовозы, не специализированные на ломание льда.
Один на Востоке и один на Западе. Где то рядом с Мурманском.
Дальше уже только успевай их наполнять.
Чего ещё нет?
Простите, но моего любимого терраформирования. А именно - приливной ГЭС в Мезенской губе. Ссылка
Но не просто так "швырк-швырк" прилив и отлив, а с проталкиванием части воды на восток через узкий перешеек полуострова Канин. Ссылка
Смсыл простой и важный. Проталкивать на Восток хотя и малую, но часть Гольфстрима. А значит делать куда менее толстыми льды, которые восточнее полуострова. Облегчать навигацию в этом участке СМП.
А может даже и проход судов вдоль берега, южнее северной оконечности этого длинного (300 километров) полуострова. Кому это в радость, пониматься на север на 2 градуса и 40 минут по широте? Пустячок где угодно, да только не на СМП. Если получится промывать зимой полосу более тонкого льда, а то и вообще чистой воды, многое в этом регионе изменится и куда как существенно.
Не просто участок СМП, а именно участок облегченного плавания и совершеннейше в полном распоряжении России. Как именно ВНУТРЕННИЕ воды.
Доступный только нашему судоходству и тем, кому будет дано таковое разрешение, за немалые деньги.
Оно и короче, оно и южнее, оно и легче во всех отношениях.
Это и деньги и немалое влияние.
Прикинем? Осадка танкера "Алексей Косыгин"? 11,7 метра. Добавим 4 метра, что бы не цеплялся за дно в плохую погоду. А это уже 16 метров.
Канал шириной 150 метров, что бы не цеплялся бортами за борта канала.
Перед нами сечение 2400 метров. Дадим там скорость течения в 5 метр? И время течения в 2 часа, пока есть высшая точка прилива, а вход в створ на Западе губы закрыт. Это 12000 кубометров в секунду. И за 2 часа проскочит порядка 0,086 кубокилометра воды, которая "чуть чуть теплее".
Но? Приливов то за сутки - два? И это уже 0,173 кубокилометра. Шесть суток и кубокилометр. А в году таких отрезков по шесть суток уже 60. Не мало. Что замечательно - это будет непрерывно, пока работает ПрГЭС. Год за годом и десятилетие за дасятилетием.
Мелочь, а хуже от этого не будет.

Изменен: 24.12.25 16:44 / Аббе


Аббе

24.12.25 17:44

> Dmitriy427
Не неожиданная, корейцы поделились проектом, технологиями и оборудованием, в качестве неустойки и "на зло врагам". )
США их, как французов с вертолетоносцами, попытались сделали главными потерпевшими, в этой истории, они ответили ассиметрично.
Со стороны корейцев это разумное капиталовложение. Они постарались быть договороспособными, хотя бы и на "когда то сильно позже".
Одни корейцы провели обучение своих лучших войск в реальной войне 21 века, хотя бы и несколько экзотичной (по моему разумению - на самом деле странная война).
Другие, в меру сил своих, просаботировали указания из США.
Интересный народ. И с ними можно (пока не доказано иное) решать долгосрочные проблемы.
Согласитесь, в сегодняшнем мире это не частое явление.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям