07.01.26 07:43
Польша стремится стать главным хабом для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу. К такому выводу в Варшаве пришли на фоне отказа ЕС от российского топлива. Западные СМИ уверены, что это может изменить энергетические потоки в регионе. Насколько это возможно в реальности, разбирались «Известия».
Плавучий газовый терминал на Балтике: что это значитПольша, которая уже эксплуатирует один терминал для экспорта СПГ в портовом городе Свиноуйсьце с пропускной способностью 8,3 млрд куб. м в год, планирует строительство второго.
Решение о возведении нового плавучего терминала на Балтийском море к 2028 году могут принять в первой половине 2026-го. Его мощность может достигать 6,1 млрд куб. м.
Согласно анализу Bloomberg, это позволит стране, стремящейся стать главным хабом для экспорта СПГ в регионе, расширить транзит в другие государства, создать для соседей более стабильную альтернативу трубопроводным поставкам, в том числе упростить поставки на Украину.
Цель строительства дополнительного терминала — привлечь новых покупателей СПГ из-за рубежа, а также объединить несколько ключевых маршрутов.
Оба терминала забронированы нефтегазовой компанией Orlen, которую контролирует государство.
Польша занимает центральное положение в европейской газовой сети, хотя постепенно позиции в сфере СПГ завоевывают Литва, Греция и Хорватия.
В публикации Bloomberg отмечается, что новый терминал позволил бы хранить импортируемое из США топливо в больших подземных хранилищах на Украине или же поставлять соседним странам, у которых нет выхода к морю. Например, это могут быть Венгрия, Словакия или Чехия.
Напомним, Украина получает американский СПГ из Польши, в 2025 году поставки составляли 600 млн куб. м, ранее в Orlen сообщили о готовности увеличить транзит более чем до 1 млрд куб. м в 2026-м.
Также Украина получает СПГ из Литвы, причем маршрут, считающийся дорогостоящим и длинным, пролегает через территорию той же Польши. В случае включения дополнительных мощностей второй маршрут можно будет сократить.
Справка «Известий»ЕС значительно уменьшил поставки российских энергоресурсов после февраля 2022 года в рамках санкций против Москвы. В РФ эти ограничительные меры называют незаконными. В октябре 2025 года ЕС утвердил план по отказу от российского газа, против него выступили Словакия и Венгрия. Запрет вводится с 1 января 2026 года, при этом переходный период для действующих контрактов сохраняется: краткосрочные, которые заключили до середины июня 2025 года, могут действовать до середины июня 2026-го, а долгосрочные — до 1 января 2028-го.
Помешать Польше осуществить ее планы может европейская бюрократия, так что процесс согласования и утверждения маршрутов, испытаний и технологических решений может застопориться.
К тому же хабы Германии и Нидерландов не спешат уступать Польше большую часть своего внутреннего рынка. Также на подходе литовские, хорватские и греческие терминалы, а в ЕС поощряют децентрализованную систему.
Помимо этого, стоит учитывать логистические и инфраструктурные сложности и недостаточную пропускную способность внутренних газопроводов из Польши на восток и юг — для этого необходима модернизация.
При этом отказ от российского газа подстегнет спрос на американский газ, хотя он значительно дороже и не всем в ЕС по карману.
Бывший глава ЕЦБ Марио Драги не раз говорил о том, что СПГ из США в Европе стоит на 60–90% дороже — причем без учета расходов на регазификацию и логистику. В 2024 году оптовые и розничные цены на газ в ЕС были выше американских в 3–5 раз. Это привело к значительной потере Европой своей конкурентоспособности, особенно в сравнении с США и КНР. ЕС впал в зависимость от импорта сырья и технологий.
Напомним, в 2024 году Польша импортировала из Катара 1,79 млн т СПГ, среди других партнеров Варшавы — Египет, Норвегия, Нигерия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея.
Занять место ГерманииРуководитель группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский в беседе с «Известиями» напомнил, что поляки всегда выступали против российских газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2».
— Потом министр иностранных дел Радослав Сикорский радостно благодарил американцев в своем Twitter за подрыв российских трубопроводов, так что перед поляками стоит альтернативная задача. Если раньше все торговые потоки в целом шли с запада на восток и с востока на запад, то сейчас Польша стремится к развитию транспортных коридоров по линии север – юг, — пояснил эксперт.
Политолог добавил, что Польша в этом может занять ключевую позицию, потому что в Центральной и Восточной Европе есть страны, не имеющие выхода к морю: Венгрия, Чехия, Словакия, Австрия.
— Сейчас в Польше идет активное развитие терминалов приема сжиженного газа. Причем поляки, судя по их планам, закладывают однозначно больше, чем на потребности только своей собственной стороны. Кроме того, у них есть газопровод из Норвегии, который называется «Балтийская труба» (Baltic Pipe), — сообщил специалист.
Полонист добавил, что возможности получения сжиженного газа из США, Катара, Норвегии создают у поляков вполне логичные амбиции — стать хабом для стран, у которых нет собственного выхода к морю и нет возможности построить терминалы по приему сжиженного газа.
— Украинский газовый транзит уже перестал действовать. Так что здесь есть и логика, и возможности. Но надо сказать, что строится это в основном на европейские деньги. Например, в августе 22-го года был открыт интерконнектор между Польшей и Словакией. Проект реализовали на деньги Евросоюза, а в сентябре 22-го года были подорваны «Северные потоки», — подчеркнул аналитик.
По его словам, в Словакии строился интерконнектор, еще через Чехию планировали довести его до Австрии, но не получилось. Проект сократили и отодвинули, что указывает на противоречия между сторонниками.
— Но в целом никаких существенных проблем, наверное, быть не должно, хотя восточноевропейцы довольно ревностно относятся к амбициям поляков, которые стремятся быть номером один в регионе, им это не нравится, и они не всегда легко идут полякам навстречу, — пояснил Офицеров-Бельский.
Политолог добавил, что на ближайшую перспективу планируются масштабные проекты, которые должны утвердить ключевую роль Польши в регионе и в каком-то смысле Польша должна даже заместить Германию.
— И это не только энергетический хаб, речь идет о логистическом хабе, поляки активно строят склады, модернизируют портовую инфраструктуру в Гданьске и т.д. Они уже начинают планировать строительство одного из самых крупных авиахабов в Европе, так что амбиции у них достаточно серьезные, — подытожил эксперт.
Аббе
07.01.26 11:29