24.09.10 21:51
У Государственного ракетного центра имени академика Макеева в Миассе (Челябинская область) есть разработка, которая может стать альтернативой ракете "Булава", заявил Агентству новостей "Доступ" генеральный директор и главный конструктор ГРЦ Владимир Дегтярь ."Альтернатива “Булаве” есть, и если будет принято решение относительно коренных изменений, то у нас есть вариант. Мы его предлагали и продолжаем предлагать. Рассмотрение вопроса будет в конце октября", – сказал Владимир Дегтярь, уклонившись от подробностей.
Между тем, уже несколько дней в военных кругах муссируется заявление главного российского эксперта по баллистическим ракетам подводных лодок (БРПЛ), контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, которое он сделал РИА Новости.
"Лучшим решением в данной сложной ситуации, когда “Булава” “не летает”, стало бы назначение руководителем этого проекта гендиректора государственного ракетного центра “КБ имени академика Макеева” Владимира Дегтяря. Чтобы не тратить время зря, нужно назначить Дегтяря ответственным за проект в целом со всей кооперацией предприятий и организаций, способных завершить дело принятием “Булавы” на вооружение", – цитирует высшего офицера издание.
Также РИАН приводит мнение контр-адмирала о том, что КБ имени Макеева на протяжении всей своей истории занималось разработкой баллистических ракет морского базирования, имеет совершенную экспериментальную базу для отработки специфических вопросов БРПЛ и подготовленных опытнейших специалистов в области морских комплексов. "Ракеты этого КБ до сих пор стоят на вооружении Морских стратегических ядерных сил (МСЯС) России, и по энергомассовому совершенству никем не превзойдены", – заявил Вячеслав Апанасенко.
Р-30 "Булава-30" – новейшая российская твердотопливная баллистическая ракета для размещения на подводных лодках. Разработка ракеты ведется Московским институтом теплотехники (ранее создавшем ракету наземного базирования "Тополь-М"). Ракета морского базирования "Булава" способна нести 10 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по крену и тангажу. Общий забрасываемый вес 1 150 кг. Первый запуск "Булавы" был произведен 23 сентября 2004 года. На сегодняшний момент из двенадцати испытательных запусков ракеты – только пять признаны успешными.
РСМ-54 "Синева", разработанная ГРЦ "КБ имени академика Макеева", принята на вооружение ВМФ РФ 9 июля 2007 года. Во всем мире считается шедевром морского ракетостроения. По энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) ракета "Синева" – лучшая в мире.. Для сравнения, если у РСМ-54 этот показатель составляет 46 единиц, то у американской БР морского базирования "Трайдент-1" он составляет 33, а "Трайдент-2" – 37,5.
9 сентября 2006 г. атомный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) ВМФ России "Екатеринбург" произвел пуск ракеты "Синева" с Северного полюса в район полигона в Архангельской области. Все боевые блоки успешно поразили назначенные цели.
"Синева" будет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 года.
Mofack
25.09.10 09:45
про какую альтернативу разговор? "Синева" дальше 667 БДРМ не пойдёт. а их годы сочтены. или макеевцы сделали что-то ,что может влезть в уже построенный корпус "Юрия Долгорукого"?Tardigrada
25.09.10 11:35
Макеевцы участвовали в создании МИТовской булавы. В то же время у них был собственный проект того же класса, проигравший при выборе.Мамонт
25.09.10 11:45
МоФак, более длинная Синева без серьезной переработки в 955-е Бореи конечно не влезет - надо курочить саму АПЛ, приделывая ей "горб", что не есть кул. Сделать - с учетом опыта создания Синьки - замену Булавке, под конструктив Бореев, макеевцы могут. Хотя ЖРД и РДТТ - две огромных разницы, но это отдельный разговор. Как вариант можно реанимировать Барк, который под Бореи собственно и делался. Либо сделать обрезание Синеве, о чем кто-то из макеевцев вроде бы заикался. Жалко просто лярдов, которые впалены в Булавку. Их не вернуть. Если такими суммами разбрасываться, никаких нефтегазовых бюджетов не хватит. В реале остается выбирать из нескольких зол - стоимость доработки Булавки (с риском, что не полетит), стоимость новой разработки (тоже с риском что не полетит) и т.п. Ну и еще один существенный момент - сколько времени эта свистопляска продлится.Вообще это результат куроедского решения: нафига палить деньги в Барк, когда есть Тополь. Перелицуем его под АПЛ - и будет у нас унификация, мир и благорастворение во человецах. В результате десять лет ни Барка, ни подводного Тополя. Хотя если честно - это палка о двух концах. Ну настряпали бы Барков, потратив кучу денег, и ходил бы Долгорукий с разработкой 20-летней давности. Лучше уж на эти деньги шишек с Булавой набить, и в конце концов сотворить что-то новое, на уровне 21 века, которое не надо будет через 10-15 лет снимать с вооружения. Но это - потому что ядерный гром не грянул, и мужик не перекрестился. А если бы грянул?.. Неоднозначно тут толкование ситуации. А если совсем честно - хорошо, что вылезло это безобразие. Теперь хошь/нехошь придется наводить порядок в ракетостроении, по всей цепочке кооперации. Иначе безоружный Долгорукий будет просто официальным, международно признанным приговором российскому ВПК, т.е. фактически фундамент уйдет из-под ног Путина и К. Мне кажется, они это понимают.Я сторонник конкуренции в ракетостроении. Когда бодаются МИТ и ГРЦ - это по большому счету идет на пользу (коррупционную составляющую оставим за скобками). Потому что с одной стороны вроде бы на две конторы денег надо вдвое больше; с другой стороны если их слить воедино на манер ОАК, то при некотором небольшом (не двукратном вовсе) уменьшении расходов в начальной стадии они потом удивительным образом начинают распухать. Монополист головой может и патриот и тэдэ, но жопой он понимает другое: что держит страну за ракетно-ядерные яйца. И теряет чувство реальности, начиная требовать все больше и больше. Аппетит приходит во время еды. ОАК тоже создан не от хорошей жизни - самолетчики глобально проигрывают зарубежным конкурентам, теряя огромные ниши типа аэробусов. Тут уже не до денег. Отрасль спасать надо. Но когда подтянем производство до мировой планки - надо будет снова разумно почленить авиапром по школам конструкторским - Ту, Су, Миг, Ил и пр. И пусть рвут друг друга, а заодно и Забугрундию. Злее будут, а нам от этого как раз благорастворение и мир в человецах.Tardigrada
25.09.10 11:45
Бореи переделывать никто не будет. Скоро, кстати, второй из цеха выведут. Поэтому разговоры о "замене" пустой треп.Мамонт
25.09.10 12:18
Тардиграда, а если Булавка таки не полетит??? Воленс-неволенс, а что-то ставить надо. Гос.изменой будет НИЧЕГО не ставить. Так что не пустой ни разу треп. Я аналогичные балалайки строгал лично, так что малость в теме.Tardigrada
25.09.10 12:20
Если по вашим перлам судить, то разве что модельки деревянные строгали. Нет такого понятия "не полетит". Есть только "закрыть проект". В данном случае это будет равносильно отказу от мсяс с соотв. последствиями.Мамонт
25.09.10 12:35
Уважаемый Тардиграда. Если уж Вы ошиблись относительно родства Булавы и Тополя - давайте спросим любого нейтрального спеца. Он сразу скажет: человек, не знающий такой общеизвестной вещи, вряд ли вообще сколь-нибудь серьезно разбирается в проблеме. То, что Вы не знаете, что под 955 проект шло несколько разработок МБР, в том числе Барк и Булава, тоже не делает Вам чести. Выражение "не полетит" - популярное обиходное выражение у конструкторов, а "закрыть проект" в основном применяется в официозе. Ваше противопоставление этих понятий просто еще раз подтверждает, что ВНУТРИ этой тематики Вам бывать не приходилось. Что касается морской тематики, то я например, лично строгал МЛы. Наземной - 5В27. Если это по-Вашему деревянные модельки... ну в общем некрасиво это. Я ни в коем случае не ставил задачу выставить Вас дураком. Я просто поделился своими соображениями, коль скоро в этом что-то понимаю. Не более того. Зачем кипятиться-то? Ну спокойно объясните мне, в чем я неправ, я Вам огромное спасибо скажу. От чистого сердца причем.Tardigrada
25.09.10 12:59
Ув. Мамонт. На Булаве другое топливо, другой диаметр ступеней и сложная ргч вместо моноблока. Унификация тут по разработчику :-) (что существенно) и некоторая, возможно по СУ. Борей под 12 90+ т ракет и 16 ~38 т это, по факту, разные лодки. 955а с 20 ракетами это третья лодка, на которой реализуют все, что планировали изначально.Мамонт
25.09.10 14:05
Ну слава Богу, Тардиграда. Таки есть унификация, да? Если бы Вы знали, сколько разработок переходит у одного разработчика из модели в модель, Вы бы не улыбались. По СУ - именно не некоторая, а была заявлена серьезная унификация. По ТТ - в разработке РДТТ имеет огромное значение знание тончайших нюансов кинетики горения и уникальных технологий создания твердотопливной шашки определенной конфигурации, плотности и т.п. Вам не приходило в голову, что есть еще унификация по технологиям? А зря.По Бореям пусть нас морские спецы рассудят. Я продолжаю утверждать, что проект 955 разрабатывался изначально как раз под Барк, несмотря на его 90 тонн веса. Никакой Булавы в начаале разработки Бореев не было в помине. Когда решили переходить на более легкую и компактную Булаву, никаких - понимаете, НИКАКИХ изменений корпуса и двигла лодки не понадобилось. Крышки шахт не в счет. Т.е. это все-таки одна и та же лодка. Говорить про 955А (причем предполагаются уже и другие модификации, да?) бессмысленно, потому что не известно, чем и как их будут вооружать. Могут еще перерешать десять раз, хоть под КР, хоть под что-то совсем новое. Подводный лазер например (тут можете и поулыбаться, ибо сие конечно шутка - хотя в каждой шутке есть доля шутки...) Под эти модификации действительно возможны изменения начиная с корпуса. Но к моему тезису это не имеет никакого отношения.По старту Барка - писал по памяти, вполне возможно ошибся. "Стреляющим" не был, поэтому ляп не исключен, проверю при случае. Но у Синевы все-таки мокрый старт, не так ли??? Видите - я готов признать ошибки. А Вы?Фредди - спешл тханк за искрометное чувство юмора.ksa
25.09.10 14:42
SKS
25.09.10 15:25
Ув. Мамонт, есть отличный спец по СЯС и еже с ними Дмитрий Иваницкий он же javascript:// . Если есть желание пообщаться по данной теме по прошу сюда СсылкаМамонт
25.09.10 17:01
СКС, спасибо огромное, так классно на Данкомме, ушел туда. Всем привет, простите, если кому-то не отвечу. Ну маловат тут градус дискуссии, кто хочет покруче - идите вы все на... в смысле - куда СКС послал. СКС: за мной должок. Чем смогу - помогу.Tardigrada
25.09.10 17:47
Мамонт
26.09.10 01:04
Устал спорить. Тардиграда, ответьте на простой вопрос, если считаете себя специалистом в этой теме: какие элементы конструкции подвергаются заневоливанию при сборке Синевы? Гугль тут не поможет, надо конкретную технологию знать. Отсчет пошел.valerius
27.09.10 00:32
"не полетит" вы употребили в значении "непреодолимые технические трудности" , а я вам говорю - ИХ НЕТ. Закрытие проекта будет саботажем.valerius
27.09.10 00:48
Hayama
27.09.10 04:19
Мамонт
27.09.10 08:40
Военный бюджет США на порядок превосходит наш. При таком раскладе наш флот не может численно тягаться с американским. СССР пытался - и то не выдержал этой гонки. Сокращение флота было неизбежно. По Сеньке шапку надо иметь, тем более России сейчас нафиг не нужно решать геополитические задачи типа штатовской защиты доллара по всей акватории мирового океана, с помощью жутко дорогостоящих авианесущих ударных группировок. Им надо быть в каждой попе затычкой, ну и трусы им в парус. Нам-то это зачем?Zmey
27.09.10 09:35
СсылкаTardigrada
27.09.10 11:38
Мамонт, вы полагаете я стал бы обсуждать технологии брпл в сети, даже если б их знал? 3 раза ха. И о чем тут спорить? Макеевцы имеют ввиду свой проект булаву-40, которую можно поставить на бореи,а не измышления журналистов.hurenweibel
27.09.10 11:50
Мамонт
27.09.10 13:52
Hayama
27.09.10 14:35
RocK
27.09.10 15:02
Пару слов в защиту Мамонта.Мамонт
27.09.10 16:06
Рок, все Вы правильно написали - но В ОБЩЕМ правильно. А конкретно в изделиях прежде всего заневоливаются самые обычные БОЛТЫ!!! Которых на два порядка больше пружинок. Кто не имел дела с мехобработкой, или хотя бы техпроцесс не читал, ни в жисть не догадается. Хотите - расскажу, как мои слесари это ФИЗИЧЕСКИ делали в цехе. Где Вы это в Сети найдете? Нигде. А разработчики и производственники - знают. Эксплуатационники могут не знать - ну я на то и второй вопрос вывесил. Посмотрим, как Тардиграда на этот раз отмазываться будет.Что касается "полетит Булава" - я еще в 81-м году на совещании производства выступил. В частности сказал: если дальше так работать будем - у нас в конце концов не полетит НИЧЕГО, даже серийное. Я кроме нашего завода стажировался на самолетном и вертолетном. Вы бы знали что там творилось. Никакого места тут не хватит, плюс закрытые темы еще периодически всплывают, как магнитные мины. Проблема Булавки - это не только МИТовский проект, с которым есть свои заморочки. Это проблема ВСЕЙ ЦЕПОЧКИ КООПЕРАЦИИ, сотни заводов, тысячи поставщиков сырья и комплектующих. Такие вещи быстро не отлаживаются, а Вы говорите - полетит. Проблемы отрасли закладывались в 70-80 годах, с 90-х понесла нелегкая. По инерции 20 лет на старых разработках, кадрах, технических идеях и орг.решениях рулили-рулили - дорулились. Кончается советский задел. Надо ВСЮ ОТРАСЛЬ заново отлаживать, а то в пике пойдем как ерапланщики. Которые вообще бы загнулись - спас Китай с Индией, у которых большое бабло на истребители вовремя нашлось, а то бы уже не было у нас авиапрома. Лет пять назад приглашали меня на всероссийское совещание авиапрома, имел возможность освежить впечатления.Хайяма, концепция ПРО все время меняется. Физика не стоит на месте, техника тоже. Стали бы амеры палить бабки на лазеры, гиперы и т.д., если бы не рассчитывали что-то оттуда выжать для ПРО. Вчера были хороши баллистические траектории, сегодня - настильные с малым АУТ и маневрирующими ББ, завтра вообще черт знает что может потребоваться. Вчера позиционный район в Польше задумали, сегодня - в Румынии, Вы уверены, что завтра он иманно там будет развернут? Я - не уверен.Hayama
27.09.10 19:19
gekkon
27.09.10 21:07
> HayamaМамонт
27.09.10 23:36
Вы ребята оптимисты, как я погляжу. Не попадите только со своим оптимизмом да ногой в жир. Как первый президент IBM. Когда Пентагон отвалил им бабки на первый в истории США компутер, один журналист спросил, сколько по его мнению фирма сможет построить и продать компов ВООБЩЕ. Президент подумал и сказал, что он в дальней перспективе оценивает потребность в компьютерах - в масштабах всей страны - в количестве ЧЕТЫРЕ ШТУКИ. Широко мыслил человек... По-вашему, когерентные пучки только в оптическом диапазоне бывают? И только постоянные? Насчет тераваттного импульса с длиной волны порядка ангстрема (плюс-минус лапоть) не прикидывали? Слухи ходят, что уже и петаваттный импульс сгенерили. А вы говорите - маразматические. Те лазеры, которыми пиндосы с самолета шарашат - это просто прикрытие. Или вот скажите, ХААРП на кой ляд стоит не где-нибудь, а на Аляске? Может, как уверяют пиндорасы, для исследования северного сияния? Посчитайте по антенному полю, на какие энергии оно рассчитано при таких размерах, и тихонько так скажите: так вот ты какой, северный олень.gekkon
27.09.10 23:46
А расскажите-ка мне, разлюбезный Мамонт, какой источник питания нужен для тера- или петаваттного лазера? Сколько электростанций будут его обслуживать и сколько штатов придется обесточить для десятка залпов из такого лазера? На остальную промышленность и сельское хозяйство США что-нибудь останется?12Х18Н10Т
28.09.10 01:35
Мамонт
28.09.10 08:06
Интересно сравнить с ситуацией начала 40-х по атомной бомбе. Теоретическая база в целом была, но технические проблемы казались непреодолимыми. Однако реалии 2МВ заставили Рузвельта и Сталина кинуть на этот проект все что можно (и нельзя), и битте-дритте: Хиросима. Ситуация с разработками оружия на новых физических принципах сейчас примерно такая же, только войны в явном виде слава Богу (пока?) нет... хотя по большому счету эстафету Второй мировой подхватила Холодная. Ну и как-то не заканчивается она, перейдя в такую перманентную фазу. Или латентную, что ли, если поиграться умными словами.Геккон, Вы уж пожалуйста поспокойнее. В эстетике "Мимино" - я тэбэ сэйчас один умный вэщ скажу, толко ты не абижайса. Умные люди на этом ресурсе собрались для того, чтобы почерпнуть из кладезя мудрости других. Глупые - чтобы подчеркнуть, что именно они таковым и единственным кладезем являются. У Вас есть совершенно свободный выбор одной из этих двух категорий. Вот Тардиграда ткнул меня носом, что я путаю модели БРПЛ, ну так огромное человеческое спасибо ему - я действительно подзабыл кое-что, а кое-то и не знал вовсе. Теперь знаю.Руссо: "Люди ошибаются не потому, что не знают, а потому что думают, что знают". Геккон и Тардиграда, примите мои заверения в совершеннейшем к Вам почтении.Мамонт
28.09.10 08:26
Хайяма, смущает Ваша категоричность: МО РФ знает, что надо, а конструктора - нет. А подумать с точностью до наоборот Вы пытались? Вот давайте в рамках макеевской темы рассмотрим: МО дает ГРЦ макеевскому ТЗ. Те - в полном соответствии с этим ТЗ ваяют комплекс, который неизбежно оказывается в 100-тонном форм-факторе. Для чего приходится создавать под них Тайфуны в соответствующем форм-факторе. Результат: имеем самые большие в мире ПЛ - как следствие страдает их скрытность - и с учетом превосходства США на море имеем большую поппу. На хрена нам самые распрекрасные ракеты с самыми большими лодками, если эти ПЛ: а) могут не успеть свои ракеты выпустить, б) сжирают ресурсов (денег, времени и т.п.) столько, что на другие СЯС не хватает?ksa
28.09.10 09:44
wlass
28.09.10 10:08
Мамонт
28.09.10 11:05
Власс, большинство людей плохо понимает разницу между постоянкой и импульсом. Или совсем не понимает. Там и другие тонкости есть, но если я попытаюсь тут оперировать терминами типа "плотность потока мощности", народ решит, что я выпендриваюсь. Поэтому к сожалению приходится писать как можно проще, хотя иногда одной формулой (которая задает точный закон соответствия неких параметров) можно заменить изрядный кусок текста (который даст лишь самое приблизительное понятие о связи указанных параметров и к тому же допускает различные толкования). Я вот хотел попросить Тардиграду дать эпюры поперечных усилий и крутящих моментов для ракеты, летящей с ускорением на криволинейном участке траектории, да передумал. Негуманно. Хотя мне аналогичный вопрос задавали - так то ж в кругу специалистов. Другая аудитория.Кса, если Соломонов сегодня застрелится, а завтра Булава полетит - Вы сможете его вернуть с того света? Или у нас уже так много ген.конструкторов, что их не жалко?gekkon
28.09.10 21:31
gekkon
28.09.10 21:35
12Х18Н10Т
29.09.10 00:04
Мамонт
29.09.10 08:55
Геккон, давайте я Вам на пальцах объясню. Нагрев облучаемой конструкции пропорционален поглощенному ей количеству ЭНЕРГИИ (которая в джоулях). Энергия может поглощаться как за некий длинный период (от луча постоянного лазера), так и практически одномоментно при попадании в конструкцию ИМПУЛЬСА. Так вот энергия тераваттного импульса такова, что любую ракету прошьет мгновенно. А энергия петаваттного импульса такова, что его даже толком фокусировать не надо - все, что попадет в пятно порядка метра, превратится в пар. Вместе с любой защитой. Поймите пожалуйста: это почти то же самое, что подорвать ядерный заряд по соседству с ракетой. Только в этом случае заряд имеет сферическое поражающее действие, т.е. шарашит во все стороны, а в случае трансформации его в рентгеновский когерентный импульс - направленное действие. Если совсем по-простому - это направленный ядерный взрыв, т.е. импульс несет энергию порядка килотонн ( в джоули пересчитаете?). В этом разрезе говорить о какой-то теплозащите атакуемой ракеты - это значит не понимать сути проблемы. Против лома нет приема... окромя другого лома - лазер такого рода штука немаленькая и тоже может быть атакован, но это уже совсем другая песня.nebesny
29.09.10 09:04
Мамонт
29.09.10 10:10
Небесный, кто бы сомневался. Это само собой разумеется. Но технический-то аспект при этом никуда не делся, вот мы его в основном и обсуждаем. Ибо обсуждать подковерные интриги, попил фин.потоков - нам не по зубам. Мы ж там свечку не держали, а предполагать можно все что угодно - один хрен недоказуемо сие. Тем более правильный попильщик всегда сливает дезу и контрслухи, которые зачастую кажутся даже правдоподобнее того, что есть на самом деле. Вот если слухи, дошедшие до меня, верны - чувачок пролетел мимо кассы. Больше пока сказать не могу, как это в "Иване Васильевиче" - паки... паки... иже херувимы... простите, Ваше Сиятельство, языками не владеем-с...ksa
01.10.10 15:07