Литва не пропустила китайский десант

29.11.19 13:39

Наследники СССР сегодня

Власти Литвы сделали резкий антикитайский разворот и отказали Поднебесной в возможности инвестировать в крупнейший на Балтике порт в Клайпеде. "Мы не можем позволить, чтобы Китай контролировал Клайпедский порт. Мы не позволим отдать Китаю контрольный пакет акций", – цитирует министра обороны Литвы Раймундаса Кароблиса американская Washington Examiner.

***

Пекин надеялся получить контрольный пакет акций в порту Клайпеда, который нужен ему для расширения торговли с европейскими странами в рамках инициативы "Один пояс – один путь". Переговоры шли много лет, но сейчас в Литве и США стали опасаться, что у КНР не только экономические устремления. Помимо получения дополнительных политических рычагов влияния, по заявлениям американских СМИ, Китай сможет воспрепятствовать операциям НАТО в случае кризиса.

По данным Washington Examiner, китайцы собирались экспортировать через литовский порт товары, которые планируют производить в белорусском индустриальном парке "Великий камень". И им нужны только 50% и больше акций порта. В противном случае, намекали они, в Прибалтике есть и другие порты, инвестиции могут пойти и туда.

По словам Кароблиса, ситуация обсуждалась на совещаниях НАТО в течение 2019 года, на которых США предупреждали о том, что Китай планирует использовать передовые телекоммуникационные технологии для получения доступа к системам связи НАТО.

"На протяжении нескольких месяцев союзники оценивают влияние приобретения, контроля или прямых иностранных инвестиций в ряд стратегических объектов инфраструктуры и технологий государственной важности, – рассказал изданию один из чиновников НАТО. – Нахождение портов, железных дорог и аэродромов в иностранном владении может также повлиять на возможности альянса перемещать военные силы в Европе".

***

Клайпедский порт – самый северный незамерзающий порт на восточном побережье Балтийского моря, тут соединяются морские и сухопутные пути. Во времена СССР он сочетал в себе и пассажирский, и грузовой порты, также тут располагалась военно-морская база. Инфраструктура порта была за годы независимости не только сохранена, но и значительно модернизирована, благодаря углублению дна тут принимают суда с осадкой более 15 м и длиной более 300 м. В 2008 году порт впервые за годы своего существования переработал 30 млн т грузов и вышел по этому показателю на первое место среди портов стран Балтии (Вентспилс, Лиепая, Рига, Таллин). В 2017 году грузооборот порта составил 43,2 млн т. За январь–май 2019 года грузооборот вырос на 8,5% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года – до 19,77 млн т. Порт ежегодно обслуживает около 7 тыс. судов. Значительную долю загрузки порт получает за счет транзита грузов из Белоруссии, по официальным данным, составляющая белорусских грузов – 30%.

Литва станет не первой страной, кто вознамерился остановить портовую экспансию Китая. По данным американского издания Diplomat, в апреле под давлением американских регулирующих органов базирующаяся в Гонконге компания "Ориент Оверсиз Интернешнл Лимитед" объявила о продаже своей доли в калифорнийском контейнерном терминале порта Лонг-Бич за 1,8 млрд долл. Компания пользовалась портом долгие годы, но проблемы возникли после того, как в июле 2017 года эту фирму приобрел китайский государственный гигант КОСКО.

Именно эта китайская компания еще задолго до того, как председатель КНР Си Цзиньпин официально объявил о запуске своей инициативы "Один пояс – один путь" в конце нулевых начала скупать акции греческого Пирейского порта недалеко от Афин и к 2016 году получила там контрольный пакет. Китайцы так или иначе получили контроль в нескольких портах развивающихся стран, например, в Пакистане. В общей сложности к 2016 году Китай инвестировал в девять портов 20 млрд долл. В декабре 2017 года правительство Шри-Ланки было вынуждено передать Китаю за долги порт Хамбантота. В сентябре 2018 года Замбия таким же образом потеряла контроль над столичным международным аэропортом. Китай может получить Кенийский порт Момбаса, крупнейший транспортный узел, обслуживающий внешнюю торговлю стран Восточной Африки.

***

"Отказ Литвы от китайских инвестиций в Поднебесной воспримут, как обычно, спокойно, а свои усилия они не оставят, просто вернутся к этому вопросу спустя несколько месяцев, – сказал "НГ" руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. – На экономике страны это никак не скажется, логистика доставки грузов по всему миру у них давно налажена, основную роль в ней играют такие огромные океанические порты, как голландский в Роттердаме, откуда уже суда меньшей грузоподъемности развозят грузы не только по всей Европе, но даже в Америку. Балтийский порт нужен Китаю на будущее, для развития. Контроль им нужен потому, что они планируют делать огромные инвестиции в модернизацию порта. Сейчас глубина клайпедского порта около 14 м, но этого недостаточно, для океанических судов 7–9-го классов, которыми в основном перевозятся грузы из Китая нужна глубина в 20 м".

НАТО волнуется потому, считают эксперты, что Клайпедский порт – один из крупнейших на Балтике, там со времен СССР сохранилась развитая инфраструктура, в том числе есть причальные стенки для военных судов. В ноябре 2016 года туда прибыло первое соединение Военно-морских сил НАТО. Его позиционировали в качестве сил быстрого реагирования.

"Литва приняла с экономической точки зрения неправильное решение, и, учитывая давление со стороны, подобные ситуации будут разрешаться в таком же ключе. Поэтому мы прогнозируем активизацию переговоров между РФ и КНР по сотрудничеству в сфере инвестиций в северные российские порты и развитию инфраструктуры в этих регионах", – сказал "НГ" президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.

По словам эксперта, события в Литве нужно рассматривать не отдельно, а в контексте американо-китайских отношений. "Китай уже приобрел ряд портов в странах Юго-Восточной Азии, а также Южной Европе, в частности в Италии и Греции. Эти сделки получили неодобрение со стороны США, но Италия традиционно более независима, а Греции просто нечего терять. Интерес к североевропейским портам также логичен, и он соответствует китайской стратегии. Вместе с тем страны Прибалтики, и в частности Литва, политически и экономически несамостоятельны, поэтому подобного рода решения невозможно согласовать без участия американских партнеров. США выступают против расширения присутствия Китая, поскольку китайский контроль над инфраструктурой ослабит позиции США в регионе. Другие североморские страны тоже вряд ли пойдут на сделку с Китаем по тем же причинам".

***

В этой ситуации выигрывает Россия, считает Манкевич: "Во-первых, стратегическое взаимодействие между Россией и Китаем уже налажено: инициатива "Один пояс – один путь" открывает широкие возможности для сотрудничества, и российские северные порты являются отличной альтернативой прибалтийским морским портам. Порты Калининграда и Санкт-Петербурга также гармонично встраиваются в китайские инициативы, тем более у России глобальные планы по инвестициям в портовую инфраструктуру и дноуглубление. Во-вторых, сотрудничество РФ и КНР будут способствовать сдерживанию политики НАТО в северных водах Европы и не позволять появляться новым конфликтам на этой почве, так как будет существовать четкое разделение торговых границ. Условно говоря, у каждого останется своя вотчина".

Источник: Независимая газета

Редактор: Moro


laba-reka

29.11.19 22:35

Нерыночно как-то литовцы относятся к долларам, напечатанным для коммунистов Китая. Напоминает попытку либералов России купить Опель-банкрот за доллары, напечатанные для либералов России.

Главный Злодей

30.11.19 15:09

=== Пекин надеялся получить контрольный пакет акций в порту Клайпеда, который нужен ему для расширения торговли с европейскими странами в рамках инициативы "Один пояс – один путь". ===
=== Власти Литвы сделали резкий антикитайский разворот и отказали Поднебесной в возможности инвестировать в крупнейший на Балтике порт в Клайпеде. "Мы не можем позволить, чтобы Китай контролировал Клайпедский порт. Мы не позволим отдать Китаю контрольный пакет акций", – цитирует министра обороны Литвы Раймундаса Кароблиса американская Washington Examiner. ===
Ну чо, молодцы. Отстрелили себе яйцо на радость Белому Господину.


nikolhaas

02.12.19 01:54

Развернули на литовско-китайской границе? Смелые люди.

ale19547797

02.12.19 09:04

Более мощного самострела в собственную экономику представить даже сложно... Теперь товары пойдут либо через польские порты, либо через российские. А Клайпеда и так была не в лучшем состоянии, а такими темпами и правда скоро на металлолом пойдет....

Главный Злодей

04.12.19 16:05

Теперь товары пойдут либо через польские порты, либо через российские.
Что характерно, картина схожая по всей пр**балтике: https://aftershock.news/?q=node/811513&full
===

"Судя по неофициальной информации, крупнейшие российские грузоотправители подписали с правительством РФ график сокращения грузопотоков через латвийские порты. На этот раз правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно",
— указал чиновник.
Иесалниекс отметил, что последствия этих решений уже ощутимы. "Мы видим это уже сейчас. Уже нынешней осенью. Объемы грузов — они и так уже низкие — в течение девяти месяцев сократились по сравнению с прошлым годом на 12,5%. А четвертый квартал намного хуже. Все особенно плохо с углем, который был нашим спасителем. Сейчас объемы перевозки угля настолько низкие, что они хуже даже наших самых пессимистичных прогнозов, которые мы делали полгода назад", — отметил латвийский управленец.
По его словам, в этой связи грузовой перевозчик Latvijas dzelzceļš ("Латвийская железная дорога") получил от Министерства сообщения задание пересмотреть расходы предприятия. Более того, остается актуальным и вопрос о том, что будет с проектом электрификации железных дорог на € 318 миллионов.
Иесалниекс напомнил, что и Литва, и Эстония тоже модернизируют свои линии. Если Латвия отменит реализацию проекта, Latvijas dzelzceļš проиграет своим конкурентам, а падение грузоперевозок означает и снижение доходов. Поскольку само предприятие не сможет воплотить в жизнь такой дорогой проект, возможно, потребуются дополнительные средства из госбюджета. При подготовке проекта электрификации аудиторы Ernst&Young рассчитали падение грузоперевозок, при котором этот проект может быть финансово невыгодным.
Предупреждения со стороны России о том, что грузы будут идти в обход Прибалтики, звучали уже давно, однако объем грузоперевозок стал существенно сокращаться лишь после 2014 года.
Теперь же, по словам Иесалниекса, недавно Кремль составил конкретный график, согласно которому российские торговцы и операторов железнодорожных грузоперевозок должны пересматривать контракты на перевозку грузов через российские порты. Согласно плану, перевозку традиционных грузов планируют сократить до нуля, а через Латвию перевозить только опасные грузы.

Чтобы справиться с прогнозируемыми трудностями, Министерство сообщения Латвии пытается вести переговоры с Белоруссией, однако Latvijas dzelzceļš уже получила задание готовиться в худшему сценарию и пересмотреть расходы предприятия.
Публицист Андрей Стариков пишет на портале Baltnews.lv, что прибалтийские порты теряют разные виды российских грузов по-разному. "Еще в начале века основной объем российской нефти шел на Запад через Таллин, Ригу, Вентспилс. Сегодня черное золото отгружается через морские гавани Ленинградской области. В 2018 году ими было перевалено 66 млн тонн нефтегрузов. К 2020 году экспорт российской нефти через Прибалтику сократится до нуля. Падают объемы перевалки угля. Отгрузка антрацита через гавани Латвии, Литвы и Эстонии за семь месяцев 2019 года просела на двадцать процентов. После расширения Транссиба и БАМа российский уголь и вовсе поедет на Восток — цены в Азии сегодня выше, чем в Европе. Из Прибалтики уходят российские сухие удобрения. Уйдут совсем: в порту Усть-Луга для этого строит огромный терминал "Еврохим". Банальная экономика: зачем отдавать грузы, когда можно переваливать их самим, предоставляя возможность заработать российским компаниям? Но и доля политики в этом, конечно, есть", — отмечает Стариков.
"Россия реализует курс на загрузку собственных портов. За шесть месяцев 2019 года объем перевалки российских грузов через гавани стран Балтии, Украины и Финляндии сократился на двадцать процентов. Перевалка угля через Незалежную, судя по статистике, остановилась совсем. По углю просела и Рига — минус тридцать процентов за восемь месяцев. В целом же начало осени крупнейший латвийский порт встретил десятипроцентным падением относительно прошлогодних цифр. Сокращение российского транзита через страны Балтии будет продолжаться. Зерновые, контейнеры — россияне будут загружать собственные портовые мощности. Вопрос времени, но не принципа.
Пока еще Россия остается в некоторой степени зависимой от иностранных портов. Зависимость сохраняется по отдельным видам грузов: руда, минеральные удобрения. Для их перевалки не хватает глубоководных терминалов. Но строительство этих терминалов уже запущено. В анонсированные весной проекты в Санкт-Петербурге и Ленобласти будет инвестирован триллион рублей. Активнее всего строятся комплексы по перевалке сжиженного газа. Готовится экспортный прорыв", — констатирует эксперт.
Он ставит вопрос: уйдет ли Россия совсем? "Скорее, нет. Деликатно забудет в прихожей какие-то вещи. Объем российских внешнеторговых грузов, который переваливается через гавани сопредельных государств, приблизительно достиг пятипроцентной отметки относительно объемов в собственных портах. Задача по переориентации практически выполнена. Пару миллионов тонн "проблемных позиций", от которых плюются российские стивидоры, можно оставить и прибалтам. Такая тенденция оформляется уже сегодня. За восемь месяцев грузооборот латвийского порта Лиепая просел на шесть с половиной процентов. А вот судов в морской гавани было обслужено на двенадцать процентов больше. Что из этого следует? Былые потоки заместил мелочный транзит. Партии грузов стали меньше. Транзитеры работают с большим числом судов, чтобы купировать потери, но эффективность труда от этого падает. Но и эти остатки по-прежнему выглядят лакомыми. Морские гавани стран Балтии готовы за них бороться", — отмечает Андрей Стариков.
===

Я некогда предлагал, чтобы остаток транзита, который милостиво оставят пр**балтике, возили только вагонами с надписью "РУСОФОБИЯ - ЭТО ДОРОГО!" Не могу не признать - вопрос решили ещё изящнее. Русофобы, которые грозили кулачонками русским ракетам, будут возить через себя, образно выражаясь, русское химическое оружие - и никуда не денутся.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям