Правительство подготовило программу развития моногородов на 2019-2024 годы

01.12.19 09:27

В России

Правительство подготовило программу развития моногородов на 2019-2024 годы. Ее реализация потребует 57,3 млрд руб. Предыдущая программа, разработанная минэкономразвития и рассчитанная на 2016-2025 годы, после критики Счетной палатой признана неэффективной и досрочно прекращена. "У меня нет ощущения эффективности этой программы, - заявил осенью 2018 года председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. - То, что я вижу, - это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив".

В России 319 моногородов. В них проживают более 13,5 млн человек. Наибольшее количество моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. Их также немало в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18). Однако 107 населенных пунктов из-за оттока населения, повлекшего сокращение числа работников градообразующих предприятий, утратили признаки моногородов. По этой причине из их списка предлагалось, например, исключить Череповец. Сейчас список пересматривается и будет полностью обновлен к маю 2020 года. 

"Список моногородов больше похож на продукт усилий региональных лоббистов, чем на реестр городов по-настоящему проблемных, - говорит заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. - Цель понятна: под вывеску моногорода можно получить дополнительные федеральные средства, тот же Череповец получил уже свыше 800 млн руб. Согласно годовому отчету Фонда развития моногородов за 2018 год, из 54 введенных в строй объектов инфраструктуры в моногородах 17 - это водопровод и канализация, 15 - местные дороги, 9 - сети и подстанции электроснабжения. Хотя объекты эти, наверное, нужны, их эффективность именно для решения специфических проблем моногородов сомнительна: фонд превратился во вспомогательный источник федеральных средств для затыкания местных бюджетных дыр".

Несмотря на масштабную господдержку, социально-экономическая ситуация в моногородах остается сложной. В "красной зоне" сейчас находятся около 100 моногородов из 319. Чтобы город был отнесен к "красной зоне", в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями. 

В "красной зоне" особо выделяются около двадцати городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и старых металлургических заводах.

"Проблема моногородов - двоякая, - говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко. - С одной стороны, создана инфраструктура и качественный человеческий капитал, а с другой - когда кончается какой-то технологический цикл, у властей возникает вопрос: чем людей занять?" 

Примером успешного решения проблемы моногородов Савченко считает Комсомольск-на-Амуре: "Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода. Требовалось найти альтернативу. И как только в Комсомольске-на-Амуре стали появляться новые возможности для трудоустройства, мы закрепили там кадры. Создание в этом городе крупного технопарка проблему решило".

Правительство намерено расширять поддержку депрессивных территорий. Обещано при поддержке моногородов применять - ввиду ограниченности ресурсов - проектный метод "хотя бы на три года". 

Поддержку получат не только самые проблемные моногорода, но и относительно благополучные, если сумеют защитить свои инвестпроекты. Им будет присвоен статус территорий опережающего развития (ТОР). Для таких территорий предусмотрены налоговые и прочие льготы. Например, резиденты ТОР получают 5-процентную льготу по налогу на прибыль для первых пяти лет работы, а также 10-18 процентов для последующих пяти лет; можно также в три раза снизить размер отчислений в социальные фонды. 

Статус ТОР уже получили города Гуково в Ростовской области, Юрга в Кемеровской, Усолье-Сибирское в Иркутской и Набережные Челны в Татарстане. Предполагается, что в Гуково будут созданы до 5 тысяч новых постоянных рабочих мест, а в Набережных Челнах - до 10 тысяч. Статус ТОР присвоен также шести населенным пунктам на востоке страны. Среди них Новоалтайск и Заринск в Алтайском крае, Саянск и Черемхово в Иркутской области, поселок Линево в Новосибирской области и Новокузнецк в Кузбассе. 

Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где заняты около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе. Федеральный центр разделяет с местной властью и бизнесменами ответственность за экономику проблемных территорий. Потому что ни губернаторы, ни владельцы предприятий самостоятельно с этим не справятся. Сколько ни тверди бизнесменам про социальную ответственность, а склонять их к нерыночным решениям можно раз, другой, но не постоянно.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Feather

02.12.19 10:29

Очередная агитка.
Особенно порадовало про уничтоженные "эффективными собственниками" производств в Пикалево и швейные цеха на 300 рабочих мест. Есть официальная статистика по безработице (0,74%, ага), а есть реальная безработица, когда народ забил болт на учет и контроль и выживает как может.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, как там поживают?

Как вишенка:
Сколько ни тверди бизнесменам про социальную ответственность, а склонять их к нерыночным решениям можно раз, другой, но не постоянно.

Это вообще про что? Про "некошмарить бизнес"?


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям