ПО — летаем: авиакомпании хотят перевести на отечественную систему бронирования

30.07.20 15:36

В России

Российские авиакомпании предложили перевести на отечественную систему бронирования — этот вопрос лоббирует "Ростех", который и разрабатывает продукт. Госкорпорация обратилась к президенту с просьбой поручить правительству стимулировать перевозчиков к такому решению (письмо есть у "Известий"). Крупнейшие авиакомпании существующие отечественные системы не устраивают по функционалу, и сегодня они работают с западными Sabre и Amadeus. Иностранные поставщики к ноябрю следующего года должны завершить перенос в РФ баз данных о внутренних перелетах. Чтобы мотивировать авиакомпании перейти на отечественное ПО, "Ростех" предлагает увязать это с предоставлением им господдержки. Эксперты считают, что для привлечения крупных клиентов российским разработчикам нужно создать систему, способную конкурировать на международном рынке.

Миграция данных

В июле 2019 года правительство РФ выпустило постановление, согласно которому к 31 октября 2021 года авиакомпании будут иметь право работать только с теми поставщиками систем бронирования, которые хранят и обрабатывают информацию о внутрироссийских перевозках — пассажирах, тарифах и сборах — на территории РФ. В кабмине аргументировали меру необходимостью обеспечить конфиденциальность данных и предотвратить акты незаконного вмешательства на транспорте.

Сегодня "Аэрофлот" работает с системой бронирования американской Sabre, S7 и "Уральские авиалинии" — с европейской Amadeus. Российскую Leonardo, разработанную компанией "Сирена-Трэвел", используют UTair и несколько небольших отечественных перевозчиков. Авиакомпания "Азимут" работает с Национальной системой бронирования (НСБ) "Ростеха", который вместе с Внуково владеет компанией ТАИС — создателем НСБ.

Ранее в "Аэрофлоте" заявляли, что Sabre за свои средства перенесет данные и процессинг в Россию. В Amadeus ничего не говорили о таких намерениях.

Система X

Глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов 29 июня направил президенту России Владимиру Путину письмо (есть у "Известий"), в котором предложил поручить правительству РФ "рассмотреть возможность перехода ведущих российских авиакомпаний ("Аэрофлот", S7) на отечественные информационные системы в рамках проекта ООО "РТ-Транском".

Предприятие "РТ-Транском" создано "Ростехом" для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов. Перед компанией стоит задача создания в стране современного и защищенного дата-центра, "а также осуществление переноса данных ведущих российских авиакомпаний, прежде всего ПАО "Аэрофлот" и S7, с импортного на отечественное ПО", говорится в обращении. В рамках проекта структуры госкорпорации установили партнерские отношения с "Сиреной-Трэвел" и "Транспортной клиринговой палатой" (ТКП), указано в письме, но подробности не раскрываются.

Глава "Ростеха" подчеркивает, что требования пока еще не выполнили ведущие российские авиакомпании. "Аэрофлот" объявил о создании совместного предприятия с компанией Sabre, однако существуют обоснованные сомнения в возможности исполнения указанного постановления правительства в требуемый срок в подобном формате", — говорится в письме.

Сергей Чемезов предлагает увязать предоставление авиакомпаниям господдержки с переходом на использование отечественных программных продуктов.

"Авиакомпаниям, использующим <...> иностранные системы, ООО "РТ-Транском" могут быть предложены значительные скидки (50% от текущих платежей иностранным поставщикам за год), бесплатная установка программного обеспечения и отсрочка платежей на один год с момента начала его эксплуатации, — сказано в обращении. — Данные меры поддержки целесообразно синхронизировать с планами оказания помощи российским авиаперевозчикам".

На письме стоит виза Владимира Путина. Президент переадресовывает его председателю правительства Михаилу Мишустину с формулировкой: "Рассмотреть и поддержать".

В "Ростехе", "Сирене-Трэвел" и ТКП на момент публикации не ответили на запросы.

Источник "Известий" в одной из российских авиакомпаний рассказал, что в июле в Минтрансе проходило совещание, на котором обсуждалась инициатива "Ростеха".

— Нам говорят, что новый продукт еще не разработан. На базе "РТ-Транском" создан проектный офис, в котором сотрудники "Ростеха" работают совместно с сотрудниками "Сирены-Трэвел", — говорит он.

Поэтапный переход

В Минтрансе сказали "Известиям", что совместно с ведущими российскими авиакомпаниями продолжают работу по защите национального суверенитета над информационными потоками в сфере гражданской авиации.

— Функционал отечественных компонентов автоматизированных систем оформления воздушных перевозок за последнее время существенно улучшился. Однако он еще не в полной мере отвечает потребностям ведущих российских авиакомпаний, включая обеспечение возможности работы в глобальных альянсах, — отметили в Минтрансе.

В ведомстве добавили, что переход авиакомпаний на российские системы оформления воздушных перевозок запланирован поэтапно, чтобы исключить риски нарушения бизнес-процессов, что особенно важно в условиях существенного снижения объемов перевозок.

"Известия" запросили крупнейшие отечественные авиакомпании.

В S7 ответили, что готовы перейти на российскую систему бронирования, но только при наличии необходимого для компании функционала и его эффективности.

— S7 — участник международного альянса Oneworld, что накладывает на авиакомпанию и ее систему PSS определенные требования. Данным требованиям система PSS "Сирены" не соответствует. Также S7 использует модель управления доходностью маршрутной сети по полному маршруту, которую не поддерживает PSS "Сирены" в ее текущем виде, — сказали "Известиям" в авиакомпании.

В S7 открыты для диалога с "Ростехом", готовы рассмотреть продукт и коммерческие условия, но пока не получали предложения и не знакомы с технико-тактическими характеристиками и коммерческой моделью системы.

В авиакомпании говорят, что, исходя из оценки объемов продаж 2019 года, переход на российскую систему бронирования приведет к потере перевозчиками суммы, которая измеряется в миллиардах рублей. Amadeus предложил несколько вариантов реализации требований постановления, стороны выбрали два основных и подписали меморандум о сотрудничестве.

— S7 занимает активную позицию в проработке способов решения поставленной правительством задачи и оказывает необходимую консультационную помощь партнеру. Мы находимся в постоянном контакте, — добавили в авиакомпании.

Источник "Известий" в одной из компаний — поставщиков иностранных программных решений утверждает, что создание дата-центров в России с хранилищем данных и их обработкой стоит около $150–200 млн.

В Amadeus не комментируют ситуацию. В Sabre сказали, что следят за изменениями на региональных рынках. Действующие проекты с клиентами компания не комментирует.

Проблемы окупаемости

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что окупить вложения в новую российскую систему бронирования только на внутреннем, относительно небольшом рынке перевозок будет сложно.

— Задача — создать продукт, который будет конкурентоспособным в мире и который можно будет продать не только российским, но и зарубежным авиакомпаниям. Создание такой системы также будет стимулировать перенос данных в РФ иностранными поставщиками, которые не заинтересованы в появлении глобального конкурента, — добавил эксперт.

Получение клиентов в лице крупнейших российских авиакомпаний сделает реалистичным возврат средств, которые будут вложены в разработку российской системы бронирования, полагает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

— Нельзя также исключать, что и после переноса Sabre данных в Россию "Ростех" продолжит попытки подключить к своей системе "Аэрофлот", — отметил он.

По мнению эксперта, с позиции авиакомпаний, использующих системы бронирования как средство для получения выручки, перенос данных в Россию не имеет смысла. Он несет в себе риски по сравнению с действующими системами и стоит существенных вложений.

— Но нельзя забывать об ухудшении внешнеполитических отношений России с США и странами ЕС. С учетом того что признаков их улучшения не наблюдается, задача физического переноса на территорию РФ остается актуальной, — добавил он.

Олег Пантелеев добавил, что преимущество международных поставщиков — в эффекте масштаба: они получают доходы от продажи своих систем крупнейшим мировым авиакомпаниям и имеют возможность инвестировать колоссальные средства в развитие продукта. Российские разработчики, по его мнению, в состоянии создать альтернативный продукт, вопрос в том, сколько времени потребуется на то, чтобы он соответствовал требованиям авиакомпаний, а также на сопряжение с международными распределительными системами и тестирование работоспособности.

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Редактор: Ксения


XP Best

31.07.20 19:57

Резервирование через иностранные системы способствует арестам россиян в третьих странах, даже их убийствам. Кто, куда, с какой целью, время и пр. - все у ЦРУ и ФБР на столе, даже по внутренним рейсам в РФ. А перенос американской Sabre хранение данных в РФ это просто смешно - данные не имеют места хранения, сохранность зависит не от места, а от ответственного хранителя. В данном случае американская Sabre. Верите ей?

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям