30.07.20 15:36
Российские авиакомпании предложили перевести на отечественную систему бронирования — этот вопрос лоббирует "Ростех", который и разрабатывает продукт. Госкорпорация обратилась к президенту с просьбой поручить правительству стимулировать перевозчиков к такому решению (письмо есть у "Известий"). Крупнейшие авиакомпании существующие отечественные системы не устраивают по функционалу, и сегодня они работают с западными Sabre и Amadeus. Иностранные поставщики к ноябрю следующего года должны завершить перенос в РФ баз данных о внутренних перелетах. Чтобы мотивировать авиакомпании перейти на отечественное ПО, "Ростех" предлагает увязать это с предоставлением им господдержки. Эксперты считают, что для привлечения крупных клиентов российским разработчикам нужно создать систему, способную конкурировать на международном рынке.
Миграция данныхВ июле 2019 года правительство РФ выпустило постановление, согласно которому к 31 октября 2021 года авиакомпании будут иметь право работать только с теми поставщиками систем бронирования, которые хранят и обрабатывают информацию о внутрироссийских перевозках — пассажирах, тарифах и сборах — на территории РФ. В кабмине аргументировали меру необходимостью обеспечить конфиденциальность данных и предотвратить акты незаконного вмешательства на транспорте.
Сегодня "Аэрофлот" работает с системой бронирования американской Sabre, S7 и "Уральские авиалинии" — с европейской Amadeus. Российскую Leonardo, разработанную компанией "Сирена-Трэвел", используют UTair и несколько небольших отечественных перевозчиков. Авиакомпания "Азимут" работает с Национальной системой бронирования (НСБ) "Ростеха", который вместе с Внуково владеет компанией ТАИС — создателем НСБ.
Ранее в "Аэрофлоте" заявляли, что Sabre за свои средства перенесет данные и процессинг в Россию. В Amadeus ничего не говорили о таких намерениях.
Система XГлава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов 29 июня направил президенту России Владимиру Путину письмо (есть у "Известий"), в котором предложил поручить правительству РФ "рассмотреть возможность перехода ведущих российских авиакомпаний ("Аэрофлот", S7) на отечественные информационные системы в рамках проекта ООО "РТ-Транском".
Предприятие "РТ-Транском" создано "Ростехом" для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов. Перед компанией стоит задача создания в стране современного и защищенного дата-центра, "а также осуществление переноса данных ведущих российских авиакомпаний, прежде всего ПАО "Аэрофлот" и S7, с импортного на отечественное ПО", говорится в обращении. В рамках проекта структуры госкорпорации установили партнерские отношения с "Сиреной-Трэвел" и "Транспортной клиринговой палатой" (ТКП), указано в письме, но подробности не раскрываются.
Глава "Ростеха" подчеркивает, что требования пока еще не выполнили ведущие российские авиакомпании. "Аэрофлот" объявил о создании совместного предприятия с компанией Sabre, однако существуют обоснованные сомнения в возможности исполнения указанного постановления правительства в требуемый срок в подобном формате", — говорится в письме.
Сергей Чемезов предлагает увязать предоставление авиакомпаниям господдержки с переходом на использование отечественных программных продуктов.
"Авиакомпаниям, использующим <...> иностранные системы, ООО "РТ-Транском" могут быть предложены значительные скидки (50% от текущих платежей иностранным поставщикам за год), бесплатная установка программного обеспечения и отсрочка платежей на один год с момента начала его эксплуатации, — сказано в обращении. — Данные меры поддержки целесообразно синхронизировать с планами оказания помощи российским авиаперевозчикам".
На письме стоит виза Владимира Путина. Президент переадресовывает его председателю правительства Михаилу Мишустину с формулировкой: "Рассмотреть и поддержать".
В "Ростехе", "Сирене-Трэвел" и ТКП на момент публикации не ответили на запросы.
Источник "Известий" в одной из российских авиакомпаний рассказал, что в июле в Минтрансе проходило совещание, на котором обсуждалась инициатива "Ростеха".
— Нам говорят, что новый продукт еще не разработан. На базе "РТ-Транском" создан проектный офис, в котором сотрудники "Ростеха" работают совместно с сотрудниками "Сирены-Трэвел", — говорит он.
Поэтапный переходВ Минтрансе сказали "Известиям", что совместно с ведущими российскими авиакомпаниями продолжают работу по защите национального суверенитета над информационными потоками в сфере гражданской авиации.
— Функционал отечественных компонентов автоматизированных систем оформления воздушных перевозок за последнее время существенно улучшился. Однако он еще не в полной мере отвечает потребностям ведущих российских авиакомпаний, включая обеспечение возможности работы в глобальных альянсах, — отметили в Минтрансе.
В ведомстве добавили, что переход авиакомпаний на российские системы оформления воздушных перевозок запланирован поэтапно, чтобы исключить риски нарушения бизнес-процессов, что особенно важно в условиях существенного снижения объемов перевозок.
"Известия" запросили крупнейшие отечественные авиакомпании.
В S7 ответили, что готовы перейти на российскую систему бронирования, но только при наличии необходимого для компании функционала и его эффективности.
— S7 — участник международного альянса Oneworld, что накладывает на авиакомпанию и ее систему PSS определенные требования. Данным требованиям система PSS "Сирены" не соответствует. Также S7 использует модель управления доходностью маршрутной сети по полному маршруту, которую не поддерживает PSS "Сирены" в ее текущем виде, — сказали "Известиям" в авиакомпании.
В S7 открыты для диалога с "Ростехом", готовы рассмотреть продукт и коммерческие условия, но пока не получали предложения и не знакомы с технико-тактическими характеристиками и коммерческой моделью системы.
В авиакомпании говорят, что, исходя из оценки объемов продаж 2019 года, переход на российскую систему бронирования приведет к потере перевозчиками суммы, которая измеряется в миллиардах рублей. Amadeus предложил несколько вариантов реализации требований постановления, стороны выбрали два основных и подписали меморандум о сотрудничестве.
— S7 занимает активную позицию в проработке способов решения поставленной правительством задачи и оказывает необходимую консультационную помощь партнеру. Мы находимся в постоянном контакте, — добавили в авиакомпании.
Источник "Известий" в одной из компаний — поставщиков иностранных программных решений утверждает, что создание дата-центров в России с хранилищем данных и их обработкой стоит около $150–200 млн.
В Amadeus не комментируют ситуацию. В Sabre сказали, что следят за изменениями на региональных рынках. Действующие проекты с клиентами компания не комментирует.
Проблемы окупаемостиГлавный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что окупить вложения в новую российскую систему бронирования только на внутреннем, относительно небольшом рынке перевозок будет сложно.
— Задача — создать продукт, который будет конкурентоспособным в мире и который можно будет продать не только российским, но и зарубежным авиакомпаниям. Создание такой системы также будет стимулировать перенос данных в РФ иностранными поставщиками, которые не заинтересованы в появлении глобального конкурента, — добавил эксперт.
Получение клиентов в лице крупнейших российских авиакомпаний сделает реалистичным возврат средств, которые будут вложены в разработку российской системы бронирования, полагает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
— Нельзя также исключать, что и после переноса Sabre данных в Россию "Ростех" продолжит попытки подключить к своей системе "Аэрофлот", — отметил он.
По мнению эксперта, с позиции авиакомпаний, использующих системы бронирования как средство для получения выручки, перенос данных в Россию не имеет смысла. Он несет в себе риски по сравнению с действующими системами и стоит существенных вложений.
— Но нельзя забывать об ухудшении внешнеполитических отношений России с США и странами ЕС. С учетом того что признаков их улучшения не наблюдается, задача физического переноса на территорию РФ остается актуальной, — добавил он.
Олег Пантелеев добавил, что преимущество международных поставщиков — в эффекте масштаба: они получают доходы от продажи своих систем крупнейшим мировым авиакомпаниям и имеют возможность инвестировать колоссальные средства в развитие продукта. Российские разработчики, по его мнению, в состоянии создать альтернативный продукт, вопрос в том, сколько времени потребуется на то, чтобы он соответствовал требованиям авиакомпаний, а также на сопряжение с международными распределительными системами и тестирование работоспособности.
XP Best
31.07.20 19:57
Резервирование через иностранные системы способствует арестам россиян в третьих странах, даже их убийствам. Кто, куда, с какой целью, время и пр. - все у ЦРУ и ФБР на столе, даже по внутренним рейсам в РФ. А перенос американской Sabre хранение данных в РФ это просто смешно - данные не имеют места хранения, сохранность зависит не от места, а от ответственного хранителя. В данном случае американская Sabre. Верите ей?