Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес

09.10.20 13:31

Наука, техника, образование

У СССР был Ту-144, у Великобритании и Франции - "Конкорд", у США в 20-м веке ничего не получилось. Теперь фирма Boom Supersonic представила прототип лайнера нового поколения.

Раньше на авиазаводах непременно был слышен звук клепальных молотков. В ангаре американской компании Boom Supersonic в аэропорту Денвера в штате Колорадо, наоборот, довольно тихо. Такое впечатление, что находишься в гигантской лаборатории, в которой особо придирчиво следят за чистотой. Никаких стружек, никаких громких станков. Здесь работают прямо-таки с хирургической точностью, проверяя сотые доли миллиметра с помощью лазерных измерительных приборов. Добро пожаловать - вы на авиационном производстве 21-го века!

XB-1: первый в мире сверхзвуковой самолет за частные деньги

"Мы тут каждый день с волнением наблюдаем за тем, как в нашем ангаре вызревает будущее авиации", - говорит Блейк Шолль, 39-летний глава высокотехнологичной компании Boom Supersonic. К концу этого десятилетия она собирается наладить серийное производство самолета Overture - первого после "Конкорда" (Concorde) коммерческого сверхзвукового пассажирского авиалайнера.

7 октября произошло важнейшее событие в истории созданной в 2014 году фирмы: в ходе прямой трансляции в интернете состоялась презентация двухместного XB-1 - первого в истории мирового авиастроения сверхзвукового самолета, построенного на частные деньги. Компания Boom Supersonic вложила в его создание основную часть полученных от инвесторов 160 миллионов долларов.

XB-1 - это уменьшенный примерно в три раза прототип будущего пассажирского лайнера Overture, рассчитанный на двух летчиков-испытателей. Его длина - 21 метр, размах крыльев - 6,40 метра, максимальная дальность полета - 1900 километров. Ожидается, что он сможет летать со скоростью Mach 2,2 - в два с лишним раза быстрее звука или примерно 2700 километров в час. Начало летных испытаний намечено на середину 2021 года. Это на три года позже, чем первоначально планировалось.

Чем Overture будет отличаться от Concorde

В компании Boom Supersonic уверены, что на мировом рынке пассажирских авиаперевозок имеется довольно большая ниша для нового поколения сверхзвуковых самолетов, которые придут на смену британо-французскому "Конкорду", чья эра закончилась в 2003 году. Благодаря современным технологиям эти лайнеры можно сделать достаточно экономичными, так что полет обойдется пассажиру не дороже сегодняшнего билета в бизнес-классе на дальнемагистральном рейсе.

К тому же Overture будет приблизительно на четверть меньше своего предшественника. Новый сверхзвуковой лайнер рассчитан не на 100, как "Конкорд", а максимум на 75 пассажиров, его длина - 51,8 метра вместо 62 метров, размах крыльев составит 18,2 метра против 25,5 метра.

Создатели Overture надеются, что более компактный самолет позволить минимизировать громкость звукового удара, неизбежно возникающего, когда преодолевается скорость звука, и это существенно расширит возможности применения нового лайнера. Ведь "Конкорду" разрешали развивать сверхзвуковую скорость только над океанами. Впрочем, пока в компании Boom Supersonic исходят из того, что запрет на звуковые удары над сушей сохранится, хотя не исключают, что регулятор в США пересмотрит это правило в случае появления менее громких самолетов.

Биотопливо для межконтинентальных рейсов

Но даже если брать только маршруты над океанами - Overture мог бы обслуживать порядка 500 направлений, насчитал Блейк Шолль. Так, при двойной скорости звука полет из Лондона в Нью-Йорк занимал бы всего 3 часа 15 минут вместо семи часов, а из Сан-Франциско можно было бы добраться до Токио за 5 с половиной часов вместо нынешних 11.

Поэтому понятно, почему проект активно поддерживает японская авиакомпания Japan Airlines (JAL), которая уже заказала 20 самолетов и внесла предоплату. Опцию на 10 лайнеров приобрела и авиакомпания Virgin Atlantic Airways британского миллиардера Ричарда Брэнсона, причем в случае провала проекта она не может претендовать на возврат уплаченных миллионов долларов, а сумма двузначная.

Overture должен стать не только экономичным, но и экологичным самолетом. Этому аспекту в Boom Supersonic с самого начала придавали принципиальное значение, поэтому все самолеты компании должны будут летать на керосине из биологического сырья.

Предприниматель Блейк Шолль вместо президента Джона Кеннеди

Наряду с Boom Supersonic над созданием гражданского сверхзвукового самолета работает еще одна американская компания - Aerion Supersonic. Она разрабатывает частный самолет на 12 пассажиров, намерена реализовать свой проект к середине этого десятилетия и тоже добилась уже зримых успехов.  

Так что первые и пока единственные в мире пассажирские сверхзвуковые самолеты 21-го века разрабатываются в США. Это - коренной поворот в истории авиации и шаг к преодолению американцами национальной психологической травмы. Ведь хотя Соединенные Штаты десятилетиями лидировали на планете в области гражданского самолетостроения, их гигантские усилия по созданию в 1960-е годы большого коммерческого сверхзвукового авиалайнера так ни к чему не привели.

В июне 1963 года президент США Джон Кеннеди объявил о "немедленном начале программы с целью как можно раньше разработать прототип коммерчески успешного сверхзвукового самолета, который превосходил бы любой другой, выпускаемый в какой-либо иной стране мира". Это произошло в обстановке тогдашней гонки с Советским Союзом.

Соперничество с СССР: США надорвались из-за гигантомании

СССР к тому времени уже работал над схожим проектом и 31 декабря 1968 года сумел поднять в воздух первый в мире гражданский сверхзвуковой самолет. Так что Ту-144 на несколько месяцев опередил британо-французский "Конкорд". Западноевропейский лайнер стал хотя бы техническим триумфом 1960-х годов - советский самолет до стадии эксплуатации по сути дела так и не дошел.

США же просто надорвались при попытке построить сверхзвукового гиганта, который был бы на 30 метров длиннее "Конкорда", мог бы брать на борт около 300 пассажиров и летал бы со скоростью Mach 2,7 - почти в три раза быстрее звука. В 1973 году конгресс США дернул стоп-кран и приостановил разработку. Авторы проекта под названием Boeing 2707 хотели слишком рано и слишком многого: на тот момент многие необходимые технологии находились еще на начальной стадии развития. 

В результате, свыше одного миллиарда долларов, что сегодня соответствовало бы примерно 6,5 миллиардам, были потрачены на самолет, от которого в конечном счете не осталось ничего, кроме огромной деревянной модели в натуральную величину. Так что в Boom Supersonic прекрасно знают, чего им во что бы то ни стало нужно избежать.

Андреас Шпет

Статья написана автором книги "Сверхзвуковые пассажирские самолеты: прошлое и будущее", вышедшей на немецком языке в издательстве Motorbuch Verlag в Штутгарте.

Источник: Deutsche Welle

Редактор: Ксения


agl

09.10.20 14:53

В общем, ода американскому частному бизнесу без какой-то конкретики.

veldinc`

09.10.20 15:09

"советский самолет до стадии эксплуатации по сути дела так и не дошел" -
Ту-144 рейсово летал в Алма-Ату (сам видел) и во Владивосток. Правда, не очень долго...
В мире с пандемией коронавируса гражданская авиация переживает не лучшие времена...



argus98

09.10.20 22:10

Будет. Когда-нибудь. Может быть. Наверно...

Ril

10.10.20 06:12

Очередная агитка для раздувания ажиотажного спроса на акции. В США стало модным раскручивать капитализацию проектов без действующих прототипов, что частных, что государственных. Постоянно все заканчивается пшиком. В общем, там где американцы рисуют потрясающие картины будущего, но при этом не имеют действующего образца, можно смело говорит - это развод

Anthrax

10.10.20 19:22

Ту-144 оказался экономически невыгоден. Очень дорогая и в несколько раз технически более сложная эксплуатация, и все из-за 2-3-4-5 часов выйгрыша во времени просто не имели смыла. Плюс, повышеные требования к безопасности. Потому и отказались. У Конкорда были все те же проблемы, что и у Ту, но летал ради престижа, если память не изменяет, в какие-то периуды даже в минус не смотря на дорогущие билеты, и после аварии от него сразу же отказались, как от вечного геммороя.
Думаю, сейчас, пусть и в меньшей степени, но все та же экономическая невыгодность по прежнему решает. Да даже у военных в общем и целом Ту-160 "убыточен", если можно так выразиться. Очень дорогой, очень сложный, не смотря на все его плюсы. Это не значит, что нужно отказываться от Ту-160, просто военные могут себе это позволить, и задачи у него, как ни крути, другие, а гражданские авиаторы.. ну тоже могут, но натр...ся и наплачутся со сверхзвуком по самое небалуйся.


Alanv

10.10.20 22:35

Согласен. Экономически выгодны будут только бизнес-джеты для миллиардеров на 10-15 пассов. Но таковых немного, цена будет заоблачной...

т-кк

11.10.20 08:27

`
Частный бизнес может заниматься только мелкими компиляциями из наличествующего.
Чтобы поднять серьёзную машину, до 300 чел, межконтинентальной дальности, - нужны другие мощности.
Двадцатый век поднял и опустил сверхзвуковой пассажирский, ибо не дотягивал технологиями до конкуренции.
Но и сейчас не сильно ближе. Нужен двигатель шестого поколения.


Alanv

11.10.20 12:30

Массовый сверхзвуковик не нужен, более того И НЕ БУДЕТ НУЖЕН. Бо лететь через четверть шарика подавляющему большинству абсолютно до лампы - 10 часов это будет или 5. Это не до дому с работы добираться, и даже не на выходные позагорать. Это аналогично городам на Марсе.
И для этого пахать как проклятые и делать дорогущие движки и самолёты никому нет необходимости. Сверхзвук остался исключительно ракетам и перехватчикам. Даже в стратегических бомбардировщиках ни у кого в значительных количествах не прижился.


т-кк

11.10.20 13:05

`
Кому до лампы, тот сидит дома или пилит на паровозе, а большинству людей не до лампы их личное время жизни. Но особенно не до лампы авиаперевозчикам, живущим с оборота в том числе.


XP Best

11.10.20 14:37

> Alanv
Массовый сверхзвуковик не нужен, более того И НЕ БУДЕТ НУЖЕН. Бо лететь через четверть шарика подавляющему большинству абсолютно до лампы - 10 часов это будет или 5.
К счастью, ретроградские рассуждения остальной части человечества не присущи, - а то мерились бы до сих пор мягкостью хода брички по необработанным булыжникам мостовой.


Anthrax

11.10.20 18:11

> XP Best
К счастью, ретроградские рассуждения остальной части человечества не присущи, - а то мерились бы до сих пор мягкостью хода брички по необработанным булыжникам мостовой.
А что не так-то? Не ретрограды в аэропорту перед посадкой могут просидеть дольше, чем полет будет проходить. Опять же, 5 часов лучше 10, ктож спорит, только цена билета будет такой, что 99% пассажиров в гробу ее будут видеть, и остается "Конкорд для престижа".


laa

12.10.20 07:54

> Anthrax
> XP Best
К счастью, ретроградские рассуждения остальной части человечества не присущи, - а то мерились бы до сих пор мягкостью хода брички по необработанным булыжникам мостовой.
А что не так-то? Не ретрограды в аэропорту перед посадкой могут просидеть дольше, чем полет будет проходить. Опять же, 5 часов лучше 10, ктож спорит, только цена билета будет такой, что 99% пассажиров в гробу ее будут видеть, и остается "Конкорд для престижа".
Оно лучше 10 часов поспать, чем пять часов не пойми что. Ссылка


yspif

12.10.20 15:41

Как ни изгаляйся, скоростным межконтинентальным авиатранспортом будут пользоваться только супербогачи и по особо важным государственным нуждам. Поэтому не вижу смысла задумываться об экономичности. Надо выжимать максимум из технологии. Сейчас пилят несколько туристических суборбитальных проектов. Надо разработать такой пассажирский модуль, чтобы он мог летать, как обычный самолёт. Многоразовая первая ступень-ускоритель разгоняет пассажирский модуль так, чтобы он мог долететь до противоположной точки земного шара максимум за час. Там он садится на обычный аэродром, заправляется обычным керосином и потихоньку чапает до ближайшего ускорителя.

laa

14.10.20 19:27

> yspif
... скоростным межконтинентальным авиатранспортом будут пользоваться только супербогачи ... Многоразовая первая ступень-ускоритель разгоняет пассажирский модуль так, чтобы он мог долететь до противоположной точки земного шара максимум за час. Там он садится на обычный аэродром, заправляется обычным керосином и потихоньку чапает до ближайшего ускорителя.
Бедные супербогачи, за что вы их так ... не любите. Представляю господ в роли Белки и Стрелки.


Spectre

14.10.20 19:51

> laa
> yspif
... скоростным межконтинентальным авиатранспортом будут пользоваться только супербогачи ... Многоразовая первая ступень-ускоритель разгоняет пассажирский модуль так, чтобы он мог долететь до противоположной точки земного шара максимум за час. Там он садится на обычный аэродром, заправляется обычным керосином и потихоньку чапает до ближайшего ускорителя.
Бедные супербогачи, за что вы их так ... не любите. Представляю господ в роли Белки и Стрелки.
Ссылка



Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям