Крылья Арктики: как российские самолеты и вертолеты вернулись на Север

08.11.20 06:14

В России

Минобороны завершает создание основы авиационной группировки в Арктике. По данным источников "Известий" в военном ведомстве, в следующем году туда направят новые самолеты и вертолеты, также будет создана система управления гарнизонами. Последние несколько лет за полярным кругом непрерывно возводилась инфраструктура и наращивались силы. Впервые в современной истории одна из стран мира смогла создать авиационную группировку, действующую в этом регионе. Что представляют собой российские воздушные силы в Арктике и какие задачи они смогут решать, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.

Силы Севера

Создать основу арктической авиационной группировки планируется до конца года, сообщили источники "Известий" в военном ведомстве. Помимо поставки новой техники будет изменена система управления авиачастями и гарнизонами. Кроме того, завершится формирование эффективной системы связи.

Сегодня за оборону российских арктических вод отвечают два объединения вооруженных сил. Западный и центральный секторы находятся в зоне ответственности Северного флота (СФ). За северо-восток и Берингов пролив отвечает командование войск и сил на северо-востоке России (ОКВС). Оба этих объединения располагают достаточно внушительными по нынешним меркам силами морской авиации.

В составе Северного флота она представлена 45-й армией ВВС и ПВО. Авиационная компонента включает в себя 100-й и 279-й корабельные авиационные полки с истребителями Миг-29 и Су-33 соответственно.

Для ведения поисково-спасательных, противолодочных действий и проведения разведывательных операций предназначен 403-й смешанный полк. В его состав входят противолодочные самолеты Ту-142М, Ил-38 и Ил-38 "Новелла", а также Ан-12, Ан-26 и специальные самолеты на базе Ил-18. Эти части базируются вблизи главной базы Северного флота в городе Североморске. Эскадрилья Ту-142М располагается в поселке Кипелово Вологодской области. Оттуда она способна оперировать над широкими просторами Северного Ледовитого океана, а также совершает полеты "за угол" — в воды Северной Атлантики.

Другой смешанный авиаполк — 98-й — базируется в Мончегорске и включает в себя бомбардировщики-разведчики Су-24М и истребители Миг-31. Часть отвечает за поддержку надводных операций в Баренцевом море и обеспечивает противовоздушные операции. Безусловно, наличие в составе одного полка двух столь разных видов авиационной техники доставляет определенные проблемы. С расширением поставок модернизированных воздушных кораблей Миг-31БМ можно быть уверенным в развертывании на базе этого полка еще одного — чисто истребительного.

Вертолетный компонент 45-й армии представлен 830-м полком. В его состав входят Ка-27 различных типов, в том числе модернизированные Ка-27М и транспортно-боевые Ка-29. Также в составе Северного флота имеется единственный в вооруженных силах полк беспилотных летальных аппаратов.

ОКВС включает в себя 317-й полк. Это уникальная часть в структуре армии и флота. В ее состав входят противолодочные (Ил-28 и Ил-38 "Новелла") самолеты, транспортные самолеты, истребители Миг-31, вертолеты различных типов, а также беспилотники. В ближайшее время на базе полка может быть развернуто еще несколько отдельных формирований, к примеру, истребительного авиаполка на Миг-31БМ, вертолетного полка, а также полка беспилотников. Вблизи порта Советская Гавань базируется эскадрилья самолетов Ту-142МЗ. Для решения транспортных задач могут привлекаться самолеты и вертолеты, включая такие гиганты, как Ми-26 из состава Военно-космических сил.

Высокие перспективы

Широкие просторы Северного Ледовитого океана, общее изменение гидрометеорологической обстановки, включая таяние льдов, привело к тому, что корабли и суда различных стран могут бесконтрольно осуществлять свои плавания в арктических водах в летнее время. Поэтому морская авиация остро нуждается в современных патрульных самолетах и беспилотных аппаратах дальнего радиуса действия.

В составе морской авиации имеются неплохие самолеты Ил-38 и Ту-142. Они проходят модернизацию, однако машины это не новые, они еще советских лет постройки. Сейчас у флота есть острая необходимость в новом патрульном самолете, который может быть сделан на базе пассажирского. Вообще создание патрульных бортов на основе пассажирских — мировой тренд. Это дает большие объемы для размещения поискового-прицельного оборудования и обеспечивает экономичность рейсов.

В последние годы атомные подводные лодки США и Великобритании постоянно проводят маневры в арктических водах. И такая деятельность — еще один довод для развития патрульной противолодочной авиации, в том числе и в виде дронов.

Другой необходимостью видятся дроны большого радиуса действия. Россия, к сожалению, отстает в области их создания от других стран. Вместе с тем в решении этого вопроса есть положительные подвижки. Так, на вооружение поступил первый беспилотный комплекс "Орион". Однако усиление активности сил США и других стран в арктических водах требует более активного внедрения дронов дальнего радиуса для ведения разведки и участия в различных операциях.

Морская авиация решает и задачи противовоздушной обороны. Помимо активного перевооружения эскадрилий 98-го и 317-го полков на воздушные корабли Миг-31БМ, морская авиация стала буквально драйвером развития новых способов освоения этих уникальных истребителей. Это и полеты в стратосферу, и сопровождение отечественных бомбардировщиков, и перехват иностранных боевых самолетов и крылатых ракет. Похоже, только в настоящее время самолет Миг-31 начал раскрывать весь боевой потенциал, заложенный при его создании.

Другим "фениксом", буквально возрожденным из пепла, стал транспортно-боевой вертолет Ка-29. Долгие годы несколько десятков таких машин ржавели на задворках аэродромов Североморска и Елизово. В настоящее время часть из них восстановлена. Это очень удачный палубный вертолет, способный перебрасывать полтора десятка морпехов и прикрывать их огнем. Такие машины наиболее оптимальны для пресечения любой незаконной деятельности на широких просторах Северного Ледовитого океана.

Нуждается в развитии и транспортная компонента морской авиации. В последние годы активно возрождаются аванпосты и военные базы на островах Франца-Иосифа, Котельный, Врангеля и других. Для их снабжения используются самолеты и вертолеты ВКС России. Однако перегонять вертолет Ми-26 из Хабаровска на остров Врангеля для доставки грузов — не самое рациональное его использование.

В целом морская авиация ВМФ России сегодня имеет неплохой парк и подготовленный личный состав. Так что она способна решать широкий спектр задач в арктических водах. Вместе с тем морская авиация испытывает острую необходимость в новых патрульных самолетах и дронах большего радиуса действия.

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Редактор: Ксения


youRA2

09.11.20 01:08

"Новелл" 8 штук на всю Россию
остальные Ил-38 с неработающими прицелами 60-х годов

Изменен: 09.11.20 01:10 / youRA2


ratol

09.11.20 13:44

чтобы не быть голословным. контракт 12 года на 8 первых бортов исполнен в 16 году. с 18 года новый контракт на 17 машин до 25 года, с улучшенным поисковым комплексом, та самая "суперновелла". Всего в частях 25 самолетов в на 4 аб, включая уц в Ейске. И столько же на ДХ. Сейчас модернизирована треть парка, с новым контрактом доведут все летные. Про неработающие прицелы на немодернизированных, ты это клоун расскажи летунам в Североморске или Елизово, а то мужики на них летают на патрулирование регулярно.

Изменен: 09.11.20 13:49 / ratol


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям