Новое небо: как в России за одну ночь изменилась схема воздушного движения

03.12.20 14:23

В России

В ночь на четверг в России начала действовать новая система воздушного движения. Эту реформу можно сравнить с одновременным изменением правил дорожного движения и сети автомобильных дорог. Пилоты теперь беспокоятся о безопасности полетов, а авиакомпании пытаются приспособиться к переменам. Зачем нужны были изменения и как теперь будут летать самолеты над Россией?

Новая система воздушного движения в России заработает в полночь по всемирному координированному времени - или в три часа по московскому.

Некоторые правила вступят в силу по всей стране, некоторые изменения коснутся только московского аэроузла, но, поскольку он связан авиационными маршрутами с соседними, то они окажут влияние на всю европейскую часть российского воздушного пространства.

Изменения затронут районы полетной информации Москвы, Архангельска, Вологды, Екатеринбурга, Котласа, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Тюмени.

Эта реформа призвана упростить работу экипажей самолетов и диспетчеров, а также уменьшить задержки во время полетов.

В декабре 2019 года Максим Акимов, который на тот момент занимал пост вице-премьера и как раз отвечал за транспорт, заявил, что новая схема позволит авиакомпаниям на 15% сократить время нахождения самолетов в московской воздушной зоне, на 14% снизится расход топлива, а время задержек при взлетах и посадках уменьшится на 70%.

С другой стороны, как выяснилось за несколько дней до вводе этой схемы, электронная навигационная система, которую используют российские летчики во время полета, не была полностью готова к нововведениям - в нее не были загружены данные многих российских аэропортов. Теперь в течение некоторого времени пилотам необходимо будет вносить эти сведения вручную, читать бумажные карты, а также активно пользоваться в полете подсказками диспетчеров.

В компаниях отнеслись к этим изменениям всерьез. Как минимум в одной крупной российской авиакомпании S7 подготовку к работе в новых условиях прошли все пилоты. СМИ сообщали о возможной отмене части рейсов "Победы" из-за новой схемы.

Русская служба Би-би-си объясняет, зачем нужна новая схема, как она будет работать и как к ней относятся пилоты.

Футы вместо метров и сложных формул

Два главных нововведения системы - измерение высоты полета в футах, а не метрах, а также измерение давления - до сих пор оно отсчитывалось от давления на уровне взлетно-посадочной полосы каждого аэродрома, а теперь будет отсчитываться от уровня моря. Это очень важные изменения.

Что происходит сейчас. Воздушное пространство делится на верхнее, где самолеты летят от одного пункта к другому, и нижнее, где они маневрируют, готовясь к посадке или после взлета.

До сих пор в России высота полета в "верхнем" пространстве измерялась в футах, как и во всем мире, а высота в "нижнем" - в метрах.

Иностранные самолеты, как и современные российские, на которых летают авиакомпании, используют систему измерения высоты в футах. До сих пор такая практика создавала неудобства для работы экипажа, которому приходилось пересчитывать высоту при переходе из одного пространства в другое по формуле, а также используя специальные таблицы перевода некоторых часто встречающихся высот из метров в футы, которые крепились в кабине (это упрощало работу в условиях повышенной занятости экипажа). Эти расчеты, например, нужны были для связи с диспетчером.

Что меняется. Теперь для оценки высоты полета самолета в кабине на приборах, при переговорах пилотов и общении экипажа с диспетчерами будут использоваться только футы, хотя диспетчеры по просьбе пилота могут выдать ему информацию в метрах.

Правда, экипажам старых советских самолетов, например Ан-2 или Ту-154, придется теперь наоборот пересчитывать свою высоту, которая на приборах будет показана в метрах, в футы.

Зачем это нужно. Это было необходимо сделать для того, чтобы привести стандарты российской гражданской авиации к мировым, освободить экипаж от ненужной заботы по пересчету данных и упростить общение с диспетчерами.

Как рассказал во время онлайн-семинара в начале ноября глава Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин, метрическую систему будет продолжать использовать МЧС, министерство обороны, ФСБ, а также прочие государственные службы, имеющие свою авиацию - в их составе больше самолетов, построенных или разработанных в советское время и рассчитанных на метрическую систему.

Измерять высоту в метрах также придется при заходе на посадку в отдельные, например, военные аэродромы.

После перехода России на футы измерять высоту в нижнем воздушном пространстве в метрах будет только одна страна - Таджикистан, рассказал Тюрин. Высоту в метрах во всех пространствах - и в верхнем, и в нижнем - измеряют в Китае, Монголии и Северной Корее.

В советские времена высота во всех пространствах тоже измерялась в метрах. На ее измерение в футах в верхнем воздушном пространстве Россия перешла В 2011 году.

Уровень моря вместо уровня аэропорта

Что происходит сейчас. Второе важное изменение - измерение давления. Вернее, та точка, от которой его надо отсчитывать. Давление воздуха - важный параметр в авиации, поскольку оно служит для определения высоты.

До сих пор в России использовалась система калибровки альтиметров - приборов для измерения высоты таким образом, чтобы они отсчитывали высоту от уровня, на котором расположена взлетно-посадочная полоса.

Эта система в авиации называется QFE. Она не очень удобна, поскольку требует постоянного внесения корректировок в приборы, ведь самолет летит из аэропорта, расположенного на одной высоте, в аэропорт, расположенный на другой. QFE аэродрома назначения пилоту сообщает диспетчер.

Что изменится. Теперь российская гражданская авиация будет использовать другую систему, где каждый альтиметр будет откалиброван по уровню моря, а садиться самолет будет на аэродром с поправкой на его высоту.

Другими словами, пилот всегда будет знать свою высоту относительно уровня моря, но ему надо будет каждый раз делать поправку на то, что поверхность земли под ним с этим уровнем не совпадает.

Зачем это нужно. Это, во-первых, освободит экипаж от калибровки альтиметров, ведь теперь они всегда будут мерять давление относительного одного "нулевого" показателя.

Во-вторых, все самолеты в одной воздушной зоне будут отсчитывать свою высоту от некоего единого для всех уровня, что упростит управление воздушным движением.

В третьих, это также приведет систему воздушного движения в России к мировым стандартам.

Эти два новых правила будут действовать на всей территории Российской Федерации.

Новая схема полетов над Москвой

Что происходит сейчас. Нововведение, которое касается только Московского узлового диспетчерского района (МУДР), но также окажет заметное влияние и на соседние районы - в нем полностью изменена схема полетов. Таким образом изменения коснутся всей европейской части России.

МУДР включает в себя пространство вокруг Москвы. Его границы проходят на удалении 150-180 километров. В пределах МУДР расположены аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково и 13 аэродромов государственной и экспериментальной авиации.

Полет в гражданской авиации строится вокруг так называемых аэронавигационных точек. Этими точками на аэронавигационных картах покрыт весь мир. Для каждой из них определены географические координаты, а также принадлежность к определенному государству и диспетчерской зоне.

Каждая точка обозначается пятибуквенным кодом. Иногда такой код выбирают созвучным с местом на карте, городом, горой или другим местом на карте, но чаще всего он не значит ничего.

Пилоты строят маршрут полета от точки к точке, внося их в бортовой компьютер самолета. Этими же точками пользуются и аэронавигационные службы, выстраивающие схемы захода на посадку в аэропорт, взлета из него, стандартные маршруты полетов.

Что изменится. Нововведения, которые коснутся МУДР, полностью перестроят этот район - изменится расположение и названия точек, маршруты движения, границы различных аэронавигационных районов, даже стандартные схемы полета самолетов, например, в зоне ожидания.

Зачем это нужно. Реформа схемы воздушного движения позволит выстроить маршруты движения самолетов более оптимально, так, чтобы они не пересекались, например, на взлете и посадке.

Это поможет, в частности, в случае, когда один самолет вылетает из аэропорта, а второй собирается заходить на посадку и его курс находится в опасной близости со взлетным курсом первого.

Кроме того, воздушное движение в московском аэронавигационном районе осложнено наличием различных запретных зон, также осложняющих маневрирование самолета в воздухе.

Как рассказал на семинаре Владимир Тюрин, эти проблемы касались и обычных пассажиров, которые прилетали в Москву, например, вечером, во время активного воздушного движения - иногда самолет десятки минут кружил перед посадкой в ожидании своей очереди.

Он также рассказал, что для ожидающих самолетов будет введена так называемая "веерная" схема полета, которая позволит более оперативно перестраиваться из полетного режима ожидания и заходить на посадку, чем сейчас, когда самолеты движутся по овальной траектории.

Активность радиообмена пилотов и диспетчеров также будет заметно снижена за счет того, что воздушные потоки будут разведены - пилотам гораздо реже будет нужна помощь диспетчера.

Задача новой системы - оптимизировать воздушное движение так, чтобы самолет как можно меньше находился в воздухе в районе Москвы.

Последствия: необновленные карты и посадки по бумажным картам

Реформа организации воздушного движения в России - сложная задача. Она требует внесения изменений в огромное число документов, перенастройку аппаратуры и работы многих людей и служб.

В результате за несколько дней до начала работы выяснилось, что из-за большого объема информации компании, предоставляющие аэронавигационные услуги, в частности - готовящие электронные карты для навигационных приборов - не успели внести в них все изменения.

На мировом рынке аэронавигационных услуг существует два крупных игрока - компании Jeppesen (подразделение корпорации Boeing) и Lido (входит в Lufthansa Group). В России действуют системы обеих этих компаний - часть авиаперевозчиков использует одну, часть другую.

РБК обратило внимание на внутреннюю презентацию авиакомпании "Аэрофлот", в которой говорилось об этой проблеме. У Русской службы Би-би-си имеется аналогичный документ авиакомпании Azur Air, в котором перечислены аэропорты, о которых в системе Jeppesen отсутствует обновленная информация.

Это аэропорты Раменского, Ярославля, Магаса, Нарьян-Мара, Грозного, Таганрога, Астрахани, Белоярского, Советского, Ижевска, Кирова (Победилово), Кургана, Калуги (Грабцево), Иваново (Южный), Липецка, Ухты, Воркуты, Пензы, Курска, Петрозаводска.

Компания Jeppesen, как говорится в документе Azur Air, обещает полностью исправить ситуацию только к следующему циклу обновления в конце декабря.

Полеты в зонах, где были изменены аэронавигационные точки и маршруты, дело довольно сложное, рассказал Би-би-си пилот одной из российских авиакомпаний, он не уполномочен давать комментарии СМИ. Если раньше при подготовке к полету в навигационную систему просто вносились их названия, а она выстраивала маршрут на их основе, то теперь каждый раз перед полетом надо фактически внести в него координаты точек, которых пока нет в системе, а также высоту и скорость самолета для каждой из них.

Другой пилот - командир воздушного судна в компании "Аэрофлот" Андрей Литвинов - считает, что пилоты вполне смогут воспользоваться и бумажными картами: "Если там каких то схем нет в электронном виде - значит, будут им перед вылетом давать бумажные карты. Мы всю жизнь летали по бумажным картам и никаких проблем".

Глава Росавиации Александр Нерадько 24 ноября написал письмо в российские авиакомпании, призвав их подготовить экипажи для полетов с использованием процедуры векторения.

В таком режиме полета диспетчер дает пилоту четкое направление движения - курс, высоту, скорость. После нескольких последовательных указаний диспетчера самолет заходит на посадку, используя бортовую аппаратуру и наземные системы.

В компаниях отнеслись к этим изменениям всерьез. Как минимум в одной крупной российской авиакомпании S7 подготовку к работе в новых условиях прошли все пилоты. СМИ сообщали о возможной отмене более 100 рейсов "Победы" из-за новой схемы.

Впоследствии, как сообщает агентство РБК, авиакомпания отменила более 100 рейсов, и, кроме того, ввела в состав экипажей на некоторых других летчиков-инструкторов, которые будут помогать экипажу справляться со сложностями в полете.

Русская служба Би-би-си обратилась в несколько российских авиакомпаний, включая "Победу" с вопросом о том, как они собираются решать эту проблему.

Опрошенные Би-би-си пилоты считают, что главной причиной такой ситуации стала Росавиация, которая слишком поздно предоставила информацию в соответствующие структуры.

"Привело к этой ошибке то, что Росавиация не заблаговременно сообщила о переходе. Это надо было заранее делать, вносить все данные. Но вот они этого не сделали", - рассказал Би-би-си Андрей Литвинов.

Другой российский пилот, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что российские диспетчерские службы тренируются уже несколько месяцев, готовясь к переходу на новую систему, а летный состав авиакомпаний никаких тренировок не проходил.

Павел Аксенов

Источник: BBC News

Редактор: USSR2


USSR2

03.12.20 17:49

Переход с метров на футы мне кажется неправильным. Думаю что ээто отменят. А руковоителей авиации в правительстве РФ уволят. Может для этого и затевалось вся эта хрень?

Leo Leon

03.12.20 23:28

Дай те бог чтобы в связи с этой перетряской не случилась бы катастрофа с пассажирским самолетом. Пилоты, к примеру, не так поймут отсчет высоты и получится как с самолетом польског президента в Смоленске в 2010 году - береза оказывается не там выросла.

XP Best

04.12.20 01:12

Высоту в метрах во всех пространствах - и в верхнем, и в нижнем - измеряют в Китае, Монголии и Северной Корее. Таджикистане.
В советские времена высота во всех пространствах тоже измерялась в метрах. На ее измерение в футах в верхнем воздушном пространстве Россия перешла В 2011 году
.
Не поддержала РФ азиков в метрической системе в Евразе...
Очередной прогиб в интересах удобства англо-американских пилотов и стран, где британская метрическая система. А как-же иначе может быть в Москве-City?
Где дольше летет - над ЕС или Евразом? Вот бы западные пилоты путь и осваивают метрику, а не 2/34 дюйма...
Один фут - 30.48 см. Считайте, Шура, считайте.

Привело к этой ошибке то, что Росавиация не заблаговременно сообщила о переходе. Это надо было заранее делать, вносить все данные. Но вот они этого не сделали.
Как всегда... Потом выявится, что бумажные карты сданы в макулатуру,
цифровизация, понимаешь.





Термит

04.12.20 02:04

> Leo Leon
Дай те бог чтобы в связи с этой перетряской не случилась бы катастрофа с пассажирским самолетом. Пилоты, к примеру, не так поймут отсчет высоты и получится как с самолетом польског президента в Смоленске в 2010 году - береза оказывается не там выросла.
При всем уважении:
1) Борт №1 любой державы - ни хрена не "пассажирский самолет".
2) Поляки, так же как и мы - в десятичной системе. "не так поймут отсчет высоты" - это что и какими данными оно подтверждено?
3) А берёза выросла именно там где надо.


Feather

04.12.20 07:56

Привет от НАСА

Известны и другие проблемы, связанные с несогласованием систем мер. В 2006 г. аппарат DART Ссылка отклонился и столкнулся с военным спутником, с которым должен был состыковаться. А ведь еще перед стартом DART обнаружилось, что данные о координатах его положения система GPS выдает в метрах, а навигационная система воспринимает в футах. Тогда были внесены необходимые коррективы, что делалось в спешке и привело к тому, что из-за этого изменился еще один параметр, участвовавший в поддержании нужной ориентации спутника. Впоследствии это и привело к катастрофе.


Leo Leon

04.12.20 11:00

> Термит
> Leo Leon
Дай те бог чтобы в связи с этой перетряской не случилась бы катастрофа с пассажирским самолетом. Пилоты, к примеру, не так поймут отсчет высоты и получится как с самолетом польског президента в Смоленске в 2010 году - береза оказывается не там выросла.
При всем уважении:
1) Борт №1 любой державы - ни хрена не "пассажирский самолет".
2) Поляки, так же как и мы - в десятичной системе. "не так поймут отсчет высоты" - это что и какими данными оно подтверждено?
3) А берёза выросла именно там где надо.
Береза выросла правильно, с этим не спорю. Но когда случилась эта катострофа появлялась информация, что калибровка высотомера была выполнена в непривычном для пилотов формате и они путались с определением истиной высоты над смоленской ВПП. Отсюда и береза выросшая не на той высоте.


wattnik

04.12.20 20:35

Это не только неправильно, это противозаконно! У нас в России есть государственный стандарт о единстве измерений. В этом стандарте любые измерения расстояний производятся только в метрах. Нарушения государственного стандарта преследуются по закону. Прошу прокуратуру РФ обратить внимание на эту провакацию западных спецслужб.

Амиго

05.12.20 11:05

> wattnik
Нарушения государственного стандарта преследуются по закону. Прошу прокуратуру РФ обратить внимание на эту провакацию западных спецслужб.
Судоходство как в СССР так и в России использует не метрическую систему: мили, кабельтовы, узлы. Морская терминология содержит традиционно голандскую лексику. И в отличии от авиации военные моряки России в этом солидарны с гражданским судоходоством.


srgptk

05.12.20 19:19

> Амиго
> > wattnikНарушения государственного стандарта преследуются по закону. Прошу прокуратуру РФ обратить внимание на эту провакацию западных спецслужб.Судоходство как в СССР так и в России использует не метрическую систему: мили, кабельтовы, узлы. Морская терминология содержит традиционно голандскую лексику. И в отличии от авиации военные моряки России в этом солидарны с гражданским судоходоством.
----------------
Как бы в судоходстве стали измерять расстояния раньше появления метрической системы. В отличие от авиации, которая появилась когда метрическая система уже была.


Амиго

05.12.20 20:40

> srgptk
Как бы в судоходстве стали измерять расстояния раньше появления метрической системы. В отличие от авиации, которая появилась когда метрическая система уже была.
Как бы да, только в случае международных коммуникаций лучше всем общаться на одном языке. Ведь ничего не мешало и судоходоство перевести в метрическую систему буржуям назло.
Вот то что диаметр труб поыне измеряют в дюймах еще может вызывать вопросы. А еще меня дико поразило обилие праворульных машин во Владивостоке, несмотря на увеличение вероятности ДТП. Вот где силовым органам требовать соблюдения стандартов страны. Судоводителям и пилотам виднее чем пользоваться.


Трындец

06.12.20 11:26

Ну вот нахрена? Вместо логичного и удобного использования метрической системы, вот эти вот ноги, бочки, пальцы и прочая хрень!
Про давление тоже очень спорно. Давление меняется по мере изменения высоты полёта. Теперь для вычисления высоты относительно ВПП надо будет производить лишнее вычисление.


laa

06.12.20 12:43

Все-таки попросил бы стюардесс объявлять высоту полета в метрах, скорость в км/ч, а температуру за бортом в градусах Цельсия, а не Фаренгейта.
Ссылка



baban

07.12.20 08:03

Вопрос. А в какой системе работает Российский Глонас? Или уже Рос Авиация отказывается от его услуг и переходит на GPS.

NRoss

09.12.20 08:23

Главное чтобы это дерьмо пассажиров стороной обошло: без жертв и разрушений.
А про поляков не зря вспомнили: самолёт Качинского именно так и посадили, как в кино про орешка - не иаче как футы с нанометрами перепутали.

Интересует другой вопрос: почему транзитные международные борта, летящие из Америки в Ср.Азию летят НАД городами Сибири и ДВ, а не в обход таковых? И они, конечно, никогда не падают, в полёте не снимают данные по погоде, не ведут радиоразведку. Это к вопросу об актуальности пресловутого "Открытого неба".


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям