Андрей Туполев. Авиаконструктор, который делал красивые самолеты

11.11.23 08:57

История: факты и документы

10 ноября исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора Андрея Туполева. Человека, чьи слова о том, что летают только красивые самолеты, стали "золотым стандартом" не только отечественной, но и мировой авиации. "Не красиво - не полетит", - утверждал Туполев.

Под руководством Андрея Туполева было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из них пошли в серию. На этих машинах установлено 78 мировых рекордов, выполнено порядка 30 исторических перелетов.

"Я не пишу - я делаю"

На традиционный журналистский вопрос, почему он не трудится над мемуарами, Андрей Николаевич отвечал: "Я не пишу - я делаю". Да, он делал.

В 1923 году создал свой первый легкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1. С элементами из кольчугалюминия. Это облегчило машину и значительно повысило ее прочность. "Андрей Николаевич отчетливо понял бесперспективность применения дерева для самолетов. Для него стало очевидным, что будущая авиация, и особенно тяжелая должна базироваться только на металле. Но для этого требовалась специализированная металлургическая база легких сплавов", - рассказывал Иосиф Незваль, помощник Туполева, проработавший с ним свыше полувека. Однако за право металла на летную жизнь пришлось выдержать огромную борьбу.

Почему кольчугалюминий? Необходимой металлургической базой стал Кольчугинский завод. Здесь впервые был освоен пригодный для строительства самолетов сплав, который так и назвали - кольчугалюминий.

После успешных летных испытаний АНТ-1 Андрей Николаевич сказал: первая машина создана, результаты хорошие, теперь это дело прошлое и надо заниматься новым самолетом.

Следующий - АНТ-2 был уже полностью цельнометаллическим монопланом. Так началась туполевская эпоха отечественного самолетостроения.

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства легких и тяжелых металлических самолетов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолеты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

Свой среди своих

Говорят, он мог на глаз определить место приземления нового самолета, а также точки напряжения в конструкции, чреватые разломом. При подготовке летных испытаний каждой новой машины Туполев либо строил новые ангары или стоянки, либо расширял производственную базу испытателей, строил и оборудовал новые лаборатории, либо организовывал постройку новой ВПП или ее увеличение. То есть делал то, что необходимо для обеспечения испытаний рождающейся машины.

А еще он всегда кропотливо работал с летчиками. Не только следил за подготовкой экипажа, который должен был поднимать "новичка" в небо, но всячески способствовал совершенствованию этой подготовки. Так, первым в стране Туполев начал создавать пилотажные стенды для тренировки летчиков. Перед первым вылетом мог часами беседовать с экипажем, еще и еще раз прокручивая все нюансы управления самолетом. И после каждого полета требовал, чтобы пилоты до деталей, до мелочей рассказывали все, что происходило в небе, как они "чувствовали" машину…

Заставлял думать

Андрей Туполев был лидером по своей природе. Коллеги отмечали: талантливый ученый и конструктор, он обладал феноменальными организаторскими способностями. И главное - заставлял думать.

Кстати, сам Туполев писал, что его жизнь в авиации началась со встречи с великим ученым Николаем Жуковским. "Ему можно было задать любой вопрос, конечно касающийся сферы общих научных интересов, - вспоминал Андрей Николаевич. - И очень часто Николай Егорович отвечал: "Мне приходилось думать над этим, но ответа я не нашел. Попробуйте и Вы подумать. Может, у Вас получится". За плечами после таких слов словно вырастали крылья, признавался Туполев. И хотелось обязательно решить поставленную задачу.

Спустя годы, такую же творческую атмосферу он создал и в своем коллективе. Как подчеркивали коллеги, Туполев заставлял думать, предварительно "разозлив". Это было его выражение.

Трижды Герой Соцтруда

Андрей Туполев трижды удостаивался звания Героя Социалистического Труда. Первую Звезду он получил в 1945 году - за работы в области обороны страны в годы Великой Отечественной войны. Достаточно упомянуть Ту-2, который стал одним из лучших фронтовых бомбардировщиков того периода.

В 1955 году по проекту Туполева создается реактивный пассажирский Ту-104. Это было крупнейшее достижение советской авиационной техники, начало эры реактивной пассажирской авиации в нашей стране. Когда первый Ту-104 приземлился в Лондоне, запад был шокирован не только тем, что Советский Союз смог построить такой сложный самолет, но и уровнем его интерьера. Британская пресса сравнила произведенный эффект с приземлением НЛО. А на следующий день в Лондон прилетел второй Ту-104, с другим номером. Западные журналисты тут же написали: русские "перекрашивают номера на своей опытной машине". И тогда Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три Ту-104!

В 1957 году Туполеву во второй раз присваивается звание Героя Соцтруда. И в том же году в небо взлетел первый советский двухпалубный Ту-114. Тогда это был крупнейший пассажирский самолет в мире. Летом 1959-го Ту-114 впервые прибыл в Соединенные Штаты, и там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый высокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентябре того же года, тем же бортом, в США прилетел Никита Хрущев.

Показательный момент: на тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

Разработка в ОКБ Туполева ряда военных сверхзвуковых самолетов с высокими летно-тактическими характеристиками, а также создание первого пассажирского сверхзвуковика Ту-144 открыли абсолютно новые возможности на пути технического прогресса. В 1972 году Андрею Николаевичу была вручена третья Золотая Звезда Героя.

Трагедия "Максима Горького"

Но на долю Туполева выпали и тяжелые испытания. Он был свидетелем аварий и катастроф опытных и серийных самолетов, летчиков-испытателей. Их гибель становилась его трагедией.

Одна из тяжелейших - катастрофа самолета-гиганта АНТ-20 "Максим Горький". Самого большого в мире самолета с сухопутным шасси. Показательный факт: его принимала комиссия в составе 200 (!) человек. В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух летчик Михаил Громов. Его слова: "Изумительный самолет".

Крылатая махина брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Но особенность в том, что это был агитсамолет. На борту электростанция, кинопроектор, библиотека, типография... В салоне ковры на полу, спальные каюты. Буфет.

Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полета, организованного для семей авиастроителей, по просьбе киношников истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг "Максима Горького". Но врезался в мотор АНТ-20. Катастрофа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолет.

В книге "Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества" приводятся слова пилота и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: " Я летал на самолете "Максим Горький" незадолго до его гибели. Я знаю, что эта трагедия вызвана не технической ошибкой, не невежеством строителей или оплошностью экипажа… Не стало самолета-гиганта. Но страна и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли - чудеса техники".

Глубоко штатский человек

Андрею Туполеву не удалось миновать жернова репрессий 30-х годов. 21 октября 1937 года его обвинили во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Приговор: пятнадцать лет исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, Андрей Николаевич работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"). Как потом окрестили - "туполевской шараге". Именно там был создан тот самый легендарный фронтовой бомбардировщик Ту-2.

Его досрочно освободили в июле 1941-го со снятием судимости. Но полностью реабилитировали только в апреле 1955 года.

Невероятно, но факт: генерал-полковник Туполев, академик, давший жизнь одним из лучших самолетов мира, умудрился прожить всю жизнь беспартийным.

Ведущий специалист в области прочностных испытаний авиационных конструкций, авиаконструктор Георгий Озеров вспоминал: Туполев довольно резко отличался своей внешностью. Он выглядел глубоко штатским человеком, скромным и даже застенчивым.

Работал до последних своих дней. Даже на больничной койке интересовался делами КБ, строил планы на будущее. Легендарный авиаконструктор тихо умер во сне 23 декабря 1972 года. Ему было 84 года.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

11.11.23 14:23

Дождемся гибридных НК-32-03 большой серией для круглосуточного патрулирования вдоль Флориды и Техаса.Такой суперганшип с 1500кг планирующими в количестве 12 штук. с ведомым Су-70 беспилотно на высотах 20 км., позволяющих применять очень точно на 3,5км радиусом электромагнитного поражения всех авианосцев и газовозов.
Следующие 20 машин для тов.Си, а то с космоса своими балиситескими умеет, но целеуказанием Су-33 со своего авианосцв Шаньдун.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям