Северный подход

09.07.24 07:39

В России

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) — со всех точек зрения удивительная территория, где сходятся политические, экономические и логистические интересы страны. Уже сейчас здесь создается около 15% ВВП и обеспечивается около четверти экспорта России. Дальнейший путь огромного региона прописан в президентской стратегии развития АЗРФ до 2035 года. «Эксперт» изучил главные направления арктической работы и ее промежуточные результаты.

ГЕОПОЛИТИКА

Плюс миллион квадратных километров

Геополитические интересы России в освоении этого региона понятны и подтверждены географией: по Арктике проходит 20 тыс. км государственной границы, в том числе самая протяженная морская граница РФ, поэтому вопрос пристального внимания к этой территории стоял всегда.

После проведенных научных изысканий выяснилось, что размеры арктической территории, которая может относиться к российской зоне, больше существующих. В августе 2015 года Россия подала в ООН вторую заявку на расширение внешней границы континентального шельфа Арктики, заявив свои права на 1,2 млн кв. км. Новая территория проходила через хребет Ломоносова, который делит Северный Ледовитый океан (СЛО) на две части и с точки зрения геологов являлся продолжением Евразийского континента. Помимо включения шельфа, Россия претендовала и на зоны Северного полюса (СП), что создавало прецедент: согласно международному праву, СП и прилегающий к нему регион СЛО не принадлежат ни одной стране.

Борьба за Арктику разгорелась нешуточная. И дело было вовсе не в лишних километрах госграниц. Шельф и прибрежная вечная мерзлота — настоящий нефтегазовый Клондайк. По оценкам экспертов из «Арктик-фонда» (научно-образовательная площадка Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова), весь континентальный шельф Арктики может содержать около четверти мировых запасов углеводородов. Прогнозируемые запасы углеводородов в глубоководной части СЛО, на часть которого претендовала Россия, составляют 15–20 млрд тонн условного топлива. Помимо нефти и газа, на территории российской части Арктики расположены значительные запасы водорода, что с учетом развития технологий по его использованию может оказать значительный эффект на региональную и мировую экономику.

В 2019 году подкомиссия ООН признала заявленную территорию продолжением континентального шельфа России, и вместе с этим признанием возник вопрос, как обустроить эту огромную территорию, менее всего приспособленную для жизни человека.

Аркт-проект мирового масштаба

Главные интересы и векторы развития Арктики — это контроль за северными границами, разработка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых и углеводородов и, наконец, получение преференций для развития Северного морского пути (СМП). Если первые два можно отнести к внутренним национальным проектам, то СМП может сделать Россию одной из ведущих транспортных держав.

С геополитической точки зрения СМП оказывается едва ли не важнее, чем залежи нефти и газа, и неудивительно, что в совокупности развитие Арктики как перспективного региона внутри страны и развитие нового логистического маршрута делают АЗРФ национальным приоритетным проектом.

На ПМЭФ-2024 Владимир Путин сообщил о формировании в Госсовете комиссии по развитию арктических регионов России и Северного морского пути, отметив, что последний становится «востребованной глобальной артерией». Только за 2023 год через него прошло 36,2 млн т грузов, что на 2,1 млн т больше, чем в 2022-м. В перспективе к 2030 году перевозки могут превысить 150 млн т в год. Заявленный президентом план по достижению этих показателей опирается на развитие инфраструктуры СМП и строительство новых транспортных подходов к арктическим портам.

Для помощи и курирования руководителей северных регионов в рамках Госсовета будет сформирована комиссия по развитию арктических регионов и СМП, которая консолидирует работу всех включенных в «арктическую тему» государственных институций: Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России), корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Арктического совета. Также в эту комиссию войдут профильные департаменты из бизнес-дивизиона: главное управление СМП госкорпорации «Росатом», «Роскосмос» и «Росгидромет».

Создание комиссии стало в том числе реакцией на заявление губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, который еще до ПМЭФ на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам попросил главу государства приоритизировать развитие Арктики.

Инфраструктурная миссия эпохи

Фундамент развития Арктики — развитие СМП, поскольку одно из важнейших его преимуществ — более короткий маршрут из Азии в Европу, и за счет этого Россия может создать в акватории СЛО собственную экосистему с участием дружественных стран.

По данным Минвостокразвития, в ближайшие 11 лет прогнозируется провоз по СМП 1,8 млрд тонн грузов общей стоимостью 111 трлн руб., что принесет госбюджету 20 трлн руб. налоговых поступлений. «Это на самом деле целый пласт экономики, который стоит более 100 трлн руб. в сегодняшних ценах. Поэтому развитие Арктики сейчас является одним из самых главных приоритетов», — отметил глава Минвостокразвития Алексей Чекунов.

К 2030 году в проекты, так или иначе связанные с СМП, будет вложено около 19,5 трлн руб., бóльшая часть которых придется на частные инвестиции. При этом особую важность приобретает береговая инфраструктура: чтобы к 2030 году она «не оказалась бутылочным горлышком», считает губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, к ее развитию «надо относиться как к миссии эпохи».

Первый из списка важнейших логистических хабов Арктики уже начал работу: в декабре 2023 года закончился долгострой Мурманского транспортного узла (МТУ). Это прямой выход на СМП и далее в Мировой океан. По оценке губернатора, после запуска МТУ в полную мощность он сможет довести пропускную способность до 150 млн т грузов в год.

Все это поможет нарастить транзитный грузовой поток. Пока из перевезенных в прошлом году через СМП 36 млн т на транзитный груз пришлось чуть больше 2 млн т. Транзит будет иметь не только политическое, но и экономическое значение и станет вторым по размерам источником дохода для российской Арктики, уступая лишь добыче природных ресурсов. По оценке Минвостокразвития, ресурсное богатство региона обеспечивает до 20% российского экспорта.

Необходимо подключать и железнодорожную инфраструктуру, что качественно отразится и на внутренней экономике. Об этом на сессии ПМЭФ-2024 «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты» говорил советник и спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. По его словам, железнодорожные выходы к СМП есть только в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. А нужны еще один-два в Сибири и на Урале, чтобы разгрузить Восточный полигон.

Арктика уже стала частью китайской «Инициативы пояса и пути»: планируется связать СМП и морской Шелковый путь. В мае этого года в Китае была достигнута договоренность о создании подкомиссии по развитию СМП, и в октябре 2024 года должно состояться ее первое заседание.

Ледокол как двигатель торговли

Важную роль играет не только инфраструктура, но и ледокольный флот. Выступая на уже упомянутой профильной сессии ПМЭФ, Александр Цыбульский назвал нерешенный вопрос ледокольного сопровождения судов главным ограничителем, который не дает «основным перевозчикам принять решение о безальтернативности выгодного использования Северного морского пути». Задача сделать СМП круглогодичным, по мнению губернатора, может быть решена к 2030 году.

По оценке спецпредставителя по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» и зампредседателя госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимира Панова, сейчас в акватории СМП работает десять ледоколов, из них семь атомных. Еще пять атомных ледоколов находятся в процессе строительства. В этом году будут заказаны еще четыре неатомных ледокола мощностью не менее 40 мегаватт. По оценкам «Росатома», для развития СМП необходимо 75–80 судов ледового класса различного назначения.

Появление СМП как якорной темы развития региона повлияло и на другие проекты, реализация которых была заморожена на годы. Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов напомнил о крупнейшем в мире месторождении меди, а также золота и олова в Билибино, открытых еще в 1970-е годы. Тогда разрабатывать их было фактически невозможно. Сейчас благодаря СМП это реально, целесообразно и экономически выгодно, говорит Кузнецов. С 2019 года идет строительство Баимского ГОКа с запланированной мощностью около 70 млн т переработанной руды в год. Достроить комбинат планируется уже в 2026 году.

Мастер-план по привлечению и повышению

Сильнее всего АЗРФ не хватает людей — сегодня здесь проживают 2,5 млн человек, то есть менее 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики. Например, в Республике Саха (Якутия) арктическая зона занимает более половины территории, а проживает там всего лишь 7% населения, из которых почти треть — представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Поэтому усиление «человеческого фактора» является одним из важнейших приоритетов. Причина здесь не только в кадровом голоде, тормозящем реализацию масштабных проектов. Ведь российская Арктика — это не только навигация во льдах. «Это строительство, эксплуатация зданий на мерзлоте, которую уже не называют вечной, в целом хозяйствование в Арктике. Очевидно, что все это случится, только если в Арктике люди будут жить в достойных условиях, в интересных, удобных городах», — объясняет Алексей Чекунков.

Развитие СМП уже сделало северные регионы более привлекательными для жизни. Так, в 2023 году в Мурманскую область впервые с 1989 года приехало больше людей, чем уехало, потому что экономические проекты, инвестиции в качество среды дают о себе знать, говорит губернатор Андрей Чибис.

Для стимулирования процесса притока новых жителей и инвесторов создана крупнейшая в мире особая экономическая зона, где отсутствуют налоги на прибыль в течение первых десяти лет и на землю в течение первых пяти лет. Налог на имущество компаний в первые пять лет составляет 0–1,1%, а ЕСН для новых рабочих мест субсидируется на 75%. Фактически Арктика — это новый северный офшор. Осталось только привлечь людей. Для развития городских агломераций с лета 2023 года действует президентское поручение разработать мастер-планы для всех 26 опорных городов, входящих в Арктическую зону и прилегающих к ним территорий. До 1 ноября этого года 16 мастер-планов их развития до 2035 года должны быть вынесены на обсуждение. Реализация стратегий начнется уже в 2025 году.

Некоторые из разработанных стратегий и экономических моделей были представлены инвесторам в Арктический день на ПМЭФ под кураторством ВЭБ.РФ. Со своими планами развития выступили главы и представители восьми арктических регионов России: Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Ненецкого автономного округа, Архангельской и Мурманской областей, а также Красноярского края.

Мастер-планы агломераций не всегда касались крупных городов. Мастер-план якутской агломерации Тикси — Найба как опорного пункта Арктической зоны был разработан вместе с ДОМ.РФ. Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев подчеркнул, что с возрождением навигации по восточному «крылу» миссия агломерации Тикси — Найба — стать ядром СМП. Ключевым проектом мастер-плана агломерации является глубоководный терминал в Хараулахской бухте недалеко от села Найба. Его уникальность в том, что это единственное место на протяжении нескольких тысяч километров по маршруту СМП, где глубина составляет до 20 м. Таких глубин на территории Восточной Арктики практически нет. Прогнозируется, что этот глубоководный терминал мощностью 30 млн т грузов в год будет способствовать расширению акватории морского порта Тикси. Глава Якутии напомнил, что с момента открытия в 1739 году бухта Тикси была опорным пунктом развития арктической инфраструктуры всей страны и выполняла функцию морских ворот Якутии с объемом переработки грузов чуть менее миллиона тонн в год. Сейчас там только 2,5 тыс. тонн.

У этих презентаций была и вполне прагматичная цель: показать потенциальным частным инвесторам ключевые проекты развития городов и транспортных хабов, а также инструменты господдержки. Им представили более 40 проектов, требующих внебюджетного финансирования на более чем 1,5 трлн руб. и относящихся к самым разным отраслям: от логистики и транспорта до судостроения и ремонта, туризма и добычи полезных ископаемых.

Открывая сессию, Алексей Чекунков перечислил главные составляющие социального «арктического 3Д»: доступное жилье, достойная зарплата, интересный досуг для всех.

Все представленные мастер-планы имеют три составляющие. Первые две — это строительный план (что, где, когда построят и за какие деньги) и экономический план (структура экономики агломерации и обеспечение роста зарплат населения). Третья часть мастер-планов звучит как будто иррационально — это публичное обещание государства людям, но, как сказал глава Минвостокразвития, «это, наверное, неизмеримая вещь, но она важнейшая». Он назвал работу по созданию мастер-планов со стороны глав арктических регионов «по-настоящему народной», поскольку для этого использовалась специальная информационная система управления городами, чтобы собрать мнения местных жителей.

В этом есть логика. Замруководителя администрации президента Максим Орешкин считает, что самое главное в мастер-планах городов — это повышение качества жизни: «Люди должны видеть реализацию своего запроса. Если качество жизни в населенном пункте не улучшается, то и население из такого города естественным образом будет уходить. А с ними будет уходить и бизнес».

Первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин считает, что качество жизни — единственный адекватный способ изменить демографию, что уже доказано мировыми практиками. «Теперь в мире никто из молодых уже не едет на север только за длинным рублем. Если бы там эту проблему в свое время не решили, то вся Скандинавия и Канада сейчас жили бы в районе Неаполя», — говорит Калинин.

С экономической точки зрения реализацию городских стратегий поддержат инструментами институтов развития, среди которых опорным для Арктики логично является ВЭБ.РФ. По словам зампредседателя ВЭБ.РФ Артема Довлатова, проекты включены в «Фабрику проектного финансирования», через которую им доступно льготное финансирование по линии Арктического региона и экспортная поддержка через другие инструменты институтов, которые входят в группу ВЭБ. Также работу с инвесторами ведет Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Всего с 2020 года через господдержку и институты развития удалось привлечь более 800 инвестиционных проектов стоимостью почти 2 трлн руб., из которых 600 млрд руб. уже вложено, а 221 предприятие введено в эксплуатацию.

Источник: ЭКСПЕРТ

Редактор: Ксения


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

09.07.24 10:19

Эпоха ледоколов пройдет в эпоху кораблей на воздушной подушке типа корвета 1000тн "Самум" с экономией длины трассы СМП на 3500км по Лене до Охотского моря. Заместо ж.д. станций круглогодичный и зимний порт КВП.

Спящий лев

09.07.24 13:11

> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Эпоха ледоколов пройдет в эпоху кораблей на воздушной подушке типа корвета 1000тн "Самум" с экономией длины трассы СМП на 3500км по Лене до Охотского моря. Заместо ж.д. станций круглогодичный и зимний порт КВП.
Урежте осетра. Физика и КПД против вас. Вопрос нагрузки и топлива.
Тогда сразу дирижаблями типа "летающее крыло" все возить будет дешевле.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям