Самый большой в мире подводный ракетоносец "Дмитрий Донской" решено превратить в музей

23.03.25 13:13

В России

"Он еще послужит Родине и флоту!" - так, если коротко, отреагировали моряки-подводники, ветераны подплава и корабелы на известие о том, что подводный крейсер "Дмитрий Донской" не будет пущен на иголки, а станет филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.

У "Российской газеты" есть информация о том, что группа специалистов, в том числе представители ЦВММ, недавно посетили Северодвинск и ознакомились с состоянием корабля, который сейчас находится в акватории Центра судоремонта "Звездочка".

Вопрос о возможной музеефикации крейсера ТК-208 "Дмитрий Донской" поднимался неоднократно еще до вывода его из боевого состава. А после того, как это неизбежно случилось, многие ветеранские, общественные и профессиональные организации, связанные с ВМФ, предприятиями ОСК и "Росатома", сошлись в общем стремлении сберечь, сохранить для истории и потомков уникальное творение ума и рук человеческих - самый мощный из когда-либо построенных подводный ракетоносец, который верой и правдой служил в составе Краснознаменного Северного флота более 40 лет и соединил собой три поколения АПЛ и два столетия их истории.

Еще ранее с такой же инициативой выступило Общероссийское движение поддержки флота, к нему присоединились трудовые коллективы ОСК, ветераны ВМФ, известные военачальники.

Известный принцип "Вода камень точит" в конце концов сработал. Как подтвердили "РГ" из четырех независимых друг от друга источников, предложения и аргументы в пользу сохранения корабля приняты, по ним даны адресные поручения командованию Минобороны и ВМФ, руководству Объединенной судостроительной корпорации, "Росатому" и правительству Санкт-Петербурга о проработке всего плана и последовательности работ, необходимых для музеефикации столь сложного объекта.

В конструкторском бюро "Рубин", где был спроектирован ТК-208, и на Севмаше, где его построили, а спустя время перевооружили, грядущую перемену в судьбе "Дмитрия Донского" встретили с воодушевлением и готовы оперативно решать все зависящие от них вопросы. А те, кто служил на этом корабле и подводных ракетоносцах аналогичного проекта 941, уже обмениваются хорошей новостью между собой и делятся комментариями с "Российской газетой".

Прямая речь

Олег Цыбин, капитан 1 ранга, командир ТК-208 "Дмитрий Донской" в 2006-2022 годах:

- Наш корабль собираются сделать филиалом Военно-морского музея имени Петра Великого. Необходимые распоряжения выданы. Сейчас идет проработка всего, что может быть связано с подготовкой и перемещением "Дмитрия Донского" для последующей музеефикации. На плавдок ПД-50, в котором мы в 2018 году стояли в Рослякове, теперь рассчитывать не приходится. А другого, чтобы смог поднять "Акулу", пока нет. Надежда на тот, что сейчас по заказу "Росатома" строится...

Александр Ушаков, капитан 1 ранга, командир крейсера ТК-17 в 1993-1995 годах:

- Вопрос о перебазировании, транспортировке такого объекта не менее важен, чем все остальное. Своим ходом - исключено, это понятно. А тащить такую громадину в доке да через пять морей, включая Норвежское и Северное, более чем проблематично, если не сказать - рискованно. На буксире куда более реально. Скажу из собственного опыта: ТК-202, это второй за головным ТК-208 корпус "Акулы", мы перевели буксиром "Николай Чикер" из Западной Лицы в Северодвинск за 54 часа.

Владимир Мальцев, капитан 1 ранга, председатель общероссийского Движения поддержки флота:

- На мой взгляд, принято очень своевременное решение. Это важно не только для наших современников, но и для будущих поколений. Россия с петровских времен - великая морская держава. Подводный крейсер ТК-208 "Дмитрий Донской" - яркое тому свидетельство, вершина научно-технической мысли. Он был создан благодаря нашим корабелам, ученым, конструкторам, инженерам, рабочим. Это будет выдающийся музей, показывающий всему миру величие нашего государства.

Сергей Шняк, капитан 1 ранга, командир ТК-208 в 1997-2001 годах:

- Сейчас главное - просчитать и реально оценить, но не накручивать стоимость тех работ, которые нужны для превращения действующего корабля в действующий музей. Выгрузить отработавшее топливо - да, не обсуждается. Там же, на "Звездочке", можно удалить часть оборудования из реакторного отсека, остальное - дезактивировать, как это сделали на ледоколе "Ленин". А весь крейсер оставить в сохранности. Это и по сути правильно, и миллионы рублей сбережет.

Взгляд

Николай Черкашин, писатель-маринист, капитан 1 ранга:

"Дмитрий Донской" - это грандиозный памятник научно-трудовому подвигу всего советского, российского, нашего народа. Мало кто знает сегодня, что каждый город-городок-городище, каждое село или союзная столица, каждый регион страны, будь это Урал или Донбасс, Сибирь или Приморье, Питер или Крым, Кавказ или Белоруссия, - все так или иначе, теми или иными заводами, фабриками, лабораториями, специалистами - каждый и все вместе причастны к разработке, проектированию, постройке, испытаниям, освоению такого чудо-корабля.

Причастны пусть не турбинами или реакторами, перископами или гребными винтами, а хоть в самом малом, но причастны. Например, мозаичным панно в кают-компании или часами на переборке отсека. Суповым черпаком ("чумичкой" по-флотски) или вольером для канареек в комнате отдыха, банками со сгущенкой или баяном в матросском кубрике...

Трудно, а, скорее всего, и невозможно найти нечто иное, что бы так зримо говорило о совокупном труде - умственном и физическом, о совокупном мастерстве народа, его таланте, о его упорстве создавать великое, уникальное.

Эта атомарина, этот корабль равновелик России по масштабу, по стати, по руке...

Здесь, в его отсеках, кроме восхищения и гордости возникает еще одно важное чувство - причастности этого корабля к истории нашей страны и его "внедренности" в историю человечества, частью которой была (да и сегодня остается) "холодная война" в Мировом океане. А само пространство внутри холодного металла одухотворено жизнью экипажа, судьбами командиров, жизнью сотен людей, которые водили подводный крейсер в дальние походы, совершали свои невидимые миру подвиги. Да и видимые - тоже.

Души этих людей оставили след на стальных переборках, приборных панелях, в шахтах, на линзах перископов. Значит, это и им памятник, вполне соразмерный подвигу всего отечественного подплава. Ибо и до "Акул", и после под воду уходили многие поколения моряков-подводников. Уходили, возвращаясь и не возвращаясь из глубин, добывая в них славу себе, своим кораблям, своей стране...

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Leo Leon

24.03.25 08:41

Хорошее, нужное решение сохранить выдающееся произведение технического гения наших конструкторов, призводственников морской и ракетной техники, памятник морякам-подводникам. Меня всегда возмущало, что у нас хранят и лелеют так называемые "художественные произведения" в виде каких-нибудь клякс на холсте, призывают ими восхищаться, мол "культура", сивым на понять. А произведения технической КУЛЬТУРЫ режут на иголки. Бывает стыдно, что наши, к примеру, самолеты военных годов летают в небе США, а у самих не найдёшь даже макета. Хорошо хоть в последние годы на это стали обращать внимание.

Zmey

24.03.25 16:03

Вопрос о перебазировании, транспортировке такого объекта не менее важен, чем все остальное. Своим ходом - исключено, это понятно. А тащить такую громадину в доке да через пять морей, включая Норвежское и Северное, более чем проблематично, если не сказать - рискованно. На буксире куда более реально. Скажу из собственного опыта: ТК-202, это второй за головным ТК-208 корпус "Акулы", мы перевели буксиром "Николай Чикер" из Западной Лицы в Северодвинск за 54 часа.
Что-то товарищ Ушаков загибает и сгущает.
В 2017 году "Дмитрий Донской" своим ходом отлично добрался в Кронштадт для участия в параде по случаю Дня Военно-Морского флота.
Эпичные картинки прохода Датских проливов тогда облетели весь мир.

пы.сы.
Как бывший житель Западной Лицы превращение "Акулы" в музей всецело поддерживаю.
Вживую такая подводная лодка производит неизгладимое впечатление.


АнМих

26.03.25 07:17

уничтожали их на американские деньги, под наблюдением петагоновских офицеров.
Кто-то не хило так бабла наворовал....
Сами американцы свои Огайо переоборудовали в носители Томагавков, по 128 штук на борту, кажется...
Я принимал участие в строительстве четырёх из шести кораблей. Системы управления ядерными реакторами.


XP Best

26.03.25 16:27

Так уже около 30 кораблей и судов музеев как вехи морской славы:
- речной пароход "Святитель Николай" (1886г., русской постройки)
- крейсер "Аврора" (1900 г, русской постройки);
- спасатель подлодок - катамарн "Коммуна" (1915 г., русской постройки, Путиловской з-д)
- озерный ледокол "Ангара" (1900 г., британской постройки)
- ледокол "Красин" (1917г., британской постройки)
- крейсер "Михаил Кутузов" (советской постройки)
- ледоколол "Ленин" (советской постройки)
- научно‑исследовательское судно "Витязь" (советской постройки)
- судно космическопй связи "Космонавт Виктор Пацаев" (советской постройки)
- подводная лодка Б-413(советской постройки)
Теперь добавят подводный крейсер "Дм.Донской" (советской постройки)


vktik

26.03.25 16:47

"Так уже около 30 кораблей и судов музеев как вехи морской славы:"

В этих кораблях исторически прослеживается развитие военного дела России.
Историю забывать нельзя, иначе появляются "Иваны, не помнящие родства".
Территории в России достаточно, на многие столетия и в прошлое, и в будущее
для установки памятников хватит.

Изменен: 26.03.25 16:47 / vktik


baban

26.03.25 17:19

XP Best, GH26.03.25 16:27 Так уже около 30 кораблей и судов музеев как вехи морской славы:
Если бы Вы, видели этот корабль (я бы сказал - это чудо (восхищение) кораблестроения) то почему его надо сохранить вопрос бы не возникал. Очень трудно подобрать какой то аналог сравнения. Поэтому скажу по факту. Когда эта штука встала с нами на одном причале (двухсторонний причал) то мой БПК (далеко не маленький кораблик) показался мне игрушечным.

Изменен: 26.03.25 17:20 / baban


Термит

26.03.25 19:41

> Zmey
Вопрос о перебазировании, транспортировке такого объекта не менее важен, чем все остальное. Своим ходом - исключено, это понятно. А тащить такую громадину в доке да через пять морей, включая Норвежское и Северное, более чем проблематично, если не сказать - рискованно. На буксире куда более реально. Скажу из собственного опыта: ТК-202, это второй за головным ТК-208 корпус "Акулы", мы перевели буксиром "Николай Чикер" из Западной Лицы в Северодвинск за 54 часа.
Что-то товарищ Ушаков загибает и сгущает.
В 2017 году "Дмитрий Донской" своим ходом отлично добрался в Кронштадт для участия в параде по случаю Дня Военно-Морского флота.
Эпичные картинки прохода Датских проливов тогда облетели весь мир.

пы.сы.
Как бывший житель Западной Лицы превращение "Акулы" в музей всецело поддерживаю.
Вживую такая подводная лодка производит неизгладимое впечатление.
Все правильно товарищ Ушаков говорит. Что бы поставить Донского как музей - нужно убрать из него реактор. Демонтаж реактора будет проводиться явно не там где Донской встанет на прикол в качестве музея, т.е. корпус АПЛ нужно будет транспортировать с Северного Ледовитого каким-то образом. Либо на буксире, либо в плавдоке.


argus98

26.03.25 20:18

Поставить на Неве рядом с "Авророй".
Будет замечательный музей.

ps > Термит - в теории, в Питере есть предприятия, способные заняться демонтажом реактора. В первую очередь - ЦКБМ и Ижорский завод.

Изменен: 26.03.25 20:28 / argus98


Zmey

27.03.25 15:38

--> Термит
Все правильно товарищ Ушаков говорит. Что бы поставить Донского как музей - нужно убрать из него реактор. Демонтаж реактора будет проводиться явно не там где Донской встанет на прикол в качестве музея,
Почему нет?
В Питере есть Балтийский завод, который с судовыми атомными ректорами умеет работать. Там строились атомные ледоколы и атомные крейсера проекта 1144.
На наших ледоколах и на "Дмитрии Донском" рекаторы разработки одного и того же ОКБМ имени Африкантова.



Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям