Айти на право: Минюст неэффективно потратил 3 млрд рублей на цифровизацию

05.06.25 21:17

В России

Министерство юстиции потратило почти 3 млрд рублей на цифровизацию неэффективно, выяснила Счетная палата по итогам проверки министерства. Аудиторы указали на устаревшую технику в региональных отделениях, недостаточное импортозамещение и некорректные данные в ведомственной системе. Кроме того, за три года платформа для бесплатных юридических консультаций «Правовая помощь» так и не доведена «до ума», она до сих пор работает в тестовом режиме и без аттестата безопасности. А это чревато утечками данных. Чем грозит цифровое отставание в правовом поле — в материале «Известий».

Как идет цифровизация Минюста

На цифровую трансформацию правовой системы в России за 2021–2023 годы было выделено 3 млрд рублей. Средства направлялись на автоматизацию процессов, создание цифровой среды для бесплатной юридической помощи, развитие IT-инфраструктуры и внедрение новых платформ. Из всей суммы Минюст использовал 2,7 млрд, однако ожидаемых результатов достичь не удалось. Такой вывод сделала Счетная палата (СП) по итогам проверки, следует из июньского отчета контрольного ведомства (документ есть у «Известий»).

Аудиторы отметили ряд недостатков: слабое планирование, устаревшая инфраструктура в регионах, неполные и некорректные данные в их собственной системе. А также — проблемы с запуском государственной онлайн-платформы по бесплатной юридической консультации граждан.

Так, программу «Юстиция», в которой заложен план по цифровизации правового поля, неоднократно меняли, говорится в отчете СП. В 2023 году из нее решили просто исключить четыре из семи цифровых индикаторов, а для оставшихся не установили цели. В пресс-службе Минюста «Известиям» заявили, что внесенные изменения носили технический характер, а часть показателей не имели финансирования, из-за чего и были удалены.

Кроме того, по данным СП, более половины серверов и компьютеров в территориальных управлениях Минюста уже устарели — они были выпущены до 2016 года. А в восьми регионах и вовсе критически недостает оборудования.

При этом аудиторы отмечают недостаточный уровень импортозамещения. В 61 регионе нет ни одного сервера или компьютера с российской операционной системой. Также в ряде субъектов доля закупок отечественного ПО составила меньше половины от общих затрат на IT-оборудование, тогда как для государства в последние годы это приоритет.

Один из главных цифровых проектов Минюста — единая государственная информационная система (ФГИС). Она должна была объединить ключевые ресурсы ведомства на одной платформе. Однако аудиторы установили, что данные в системе неполные и часто некорректные.

В самом Минюсте, правда, на это «Известиям» сказали, что недостатки носят единичный характер и связаны с человеческим фактором. Ведомство предпринимает меры, чтобы минимизировать недочеты.

Претензии у СП вызвала и другая разработка — информационная система «Правовая помощь». Она создавалась для обеспечения удаленного доступа граждан к бесплатной юридической поддержке. Но, как указали аудиторы, базовые требования, предусмотренные для таких платформ, не соблюдены: например, система работает без аттестата безопасности. Кроме того, она всё еще находится фактически в тестовом режиме, а правовой акт о ее запуске так и не издан.

В Минюсте, в свою очередь, уточнили, что ввод системы в промышленную эксплуатацию с получением всех необходимых документов планируют обеспечить до октября 2025 года.

По итогам проверки СП направила в адрес Минюста рекомендации по устранению недочетов. В ведомстве заявили, что все из них уже проанализировали, их устранят.

Чем грозит цифровое отставание в правовой системе

Цифровизация правовой системы в России развивается неравномерно. По словам члена Ассоциации юристов России Юлии Рамзенковой, в стране есть немало работающих проектов — от электронных судов до множества сервисов на платформе «Госуслуги». Однако отсутствие единой стратегии и слабая координация между ведомствами приводят к разрозненности усилий. Цифровые проекты часто дублируются или не доводятся до полноценного функционирования.

— Не хватает системного подхода: нужно тщательно анализировать цифровые потребности, стандартизировать подходы, обновлять инфраструктуру и обеспечивать связь между решениями, — пояснила она.

Проекты нередко ограничиваются формальным освоением бюджета, при этом внимание к конечному результату остается слабым, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, на практике это выражается в отставании технической базы, нехватке специалистов, а также отсутствии межведомственной интеграции.

Правовая система — одна из самых сложных и забюрократизированных в государстве, отметил профессор, заместитель начальника Управления цифровой трансформации РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Терелянский. Он считает, что основная проблема в цифровизации юстиции в том, что электронный документооборот всё равно полностью дублируется бумажным. Так что развивать онлайн-сервисы как будто нет достаточной мотивации.

Для перехода к технологиям требуется полный пересмотр функционирования судебно-правовой системы, которая выстраивалась столетиями, подчеркнул он.

Цифровизация — это не просто про удобство. Это основа доступа к правосудию и защите прав, отметил эксперт. По его словам, отставание в этой сфере подрывает доверие к системе, увеличивает издержки для граждан и бизнеса, особенно в регионах. Кроме того, это снижает конкурентоспособность российской правовой среды на международном уровне, добавила Юлия Рамзенкова.

Одним из таких примеров эксперты называют платформу «Правовая помощь».

— Платформа сейчас работает в опытном режиме, без аттестата безопасности. Это означает, что персональные данные пользователей не защищены должным образом, что недопустимо при работе с чувствительной юридической информацией, — подчеркнула Юлия Рамзенкова.

Экономист Андрей Бархота в свою очередь указал на дублирование функций. По его словам, в России уже давно работают альтернативные сервисы юридической поддержки, в том числе коммерческие платформы и очные консультационные центры. При наличии таких решений не до конца понятно, для чего людям вообще понадобилась платформа Минюста, считает он.

В самом Минюсте «Известиям» сообщили, что по итогам 2024 года с помощью системы оказано свыше 63 тыс. консультаций — на 19% больше, чем в 2023-м. При этом на конец 2024-го в России насчитывалось почти 35 млн россиян, имеющих право на получение такой помощи, отметил Павел Терелянский. По его словам, низкая степень использования системы связана в первую очередь с общим уровнем юридической неграмотности населения — именно с этим и надо работать. 

Милана Гаджиева

Источник: Известия

Редактор: Спящий лев


Zmey

06.06.25 07:53

Тут просто кладезь юридического формализма.
Одна контора установила какие-то требования и правила, чисто для галочки и их проверяет (типа импортозамещения серверов с нужной процентностью или там аттестат безопасности), другая контора вяло пытается выкрутиться из этих правил что бы и работу себе не остановить и в бюджет уложиться.
Потому что отчественные сервера и решения, соответствующие "требованиям безопасности" будут раза в три дороже импортных, а работать будут хуже.
Потому что для развития цифровых сервисов и удобных для людей онлайн-площадок нужны толковые программисты и администраторы, а зарплаты у минюстовских айтишников скорее всего на минимальном минимуме и там "толковых" просто единицы на всю страну.
А контрольная контора радо отчитаться, что они нашли "отсутствие целей в цифровых индикаторах плана по цифровизации правового поля".
Жесть вообще.
Вот такие вот планирователи и проверяющие наносят нашей стране больше вреда, чем хохлы со своими дронами.


argus98

06.06.25 09:37

Цифровизацию стоило бы отдать крупным банкам. У них это достаточно неплохо получается.

ps В здравоохранении с цифровизацией ещё хуже - вот где для СП поле деятельности.


Спящий лев

06.06.25 11:43

> Zmey
Тут просто кладезь юридического формализма.
Одна контора установила какие-то требования и правила, чисто для галочки и их проверяет (типа импортозамещения серверов с нужной процентностью или там аттестат безопасности), другая контора вяло пытается выкрутиться из этих правил что бы и работу себе не остановить и в бюджет уложиться.
Потому что отчественные сервера и решения, соответствующие "требованиям безопасности" будут раза в три дороже импортных, а работать будут хуже.
Потому что для развития цифровых сервисов и удобных для людей онлайн-площадок нужны толковые программисты и администраторы, а зарплаты у минюстовских айтишников скорее всего на минимальном минимуме и там "толковых" просто единицы на всю страну.
А контрольная контора радо отчитаться, что они нашли "отсутствие целей в цифровых индикаторах плана по цифровизации правового поля".
Жесть вообще.
Вот такие вот планирователи и проверяющие наносят нашей стране больше вреда, чем хохлы со своими дронами.
Не для галочки, а для обоснования отчетности в использовании ранее выделенных из бюджета дотаций, субсидий и субвенций.
Так (минимум в ряде регионов) "бесплатные" юруслуги и правовая помощь (оплачиваемые минюстоми) превратились в кормушку (продвигаемая Минюстом РФ Ссылка адвокатская монополия из той же песни), при которой главное поприсутствовать и отчитаться, а не сделать что либо для обратившегося. При этом одновременно есть возможность бесплатно (для обратившегося) реально получить качественные юруслуги через АЮР Ссылка и других лиц, через лиц не включенные ни в состав Госбюро, ни адвокатов, в т.ч. путем уступки прав требования на судебные издержки (т.е. формально услуга платная, но представитель-исполнитель получит деньги только в случае удовлетворения требований защищаемого лица, а само обратившееся лицо никаких издержек не несет Ссылка , но тут вопрос сколько присудит к возмещению суд, который тоже часто режет расходы в разы "от балды"). При этом это очень нервирует минюстовских, т.к. явно не связано с мошенничеством (но противостит мошенникам) и одновременно дискредитирует адвокатскую монополию (которой по данной схеме работать запрещено законом для обеспечения независимости адвоката не только от госорганов, но и от клиентов).
Как раз в части утечек у банков все тоже не так хорошо как хотелось бы, периодически случаются и большие.
У минюста РФ (по личному впечатлению от взаимодействия) ситуация хуже чем у Судебного департамента с ГАС "Правосудие". ГАС "Правосудие" работает (после восстановления его сноса в октябре 2024), но слабо. Причем там большая проблема в том, что ГАС требует в качестве обязательных документы не предусмотренные (в качестве таковых) ГПК РФ, КАС РФ и УПК РФ, а также не предусматривает нормальную подачу ряда процессуальных документов (уточненный иск, встречный иск и т.д). У Арбитражных судов отдельная система и там всё работает, процессуальных косяков нет, причем и восстановили ее после атаки за сутки (а не тянули квартал).


kotik

06.06.25 12:37

Потому что нужен конкурс решений, а не стандартная госзакупка. А так выигрывают тендеры далекие от ИТ организации, набирают с улицы разрабов и пилят бюджет. Плюс админ ресурс используют для заработка денег, когда выпускают законы и продвигают свои организации.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям