WSJ: ВСУ объявили центр беспилотных технологий "Рубикон" своим злейшим врагом

05.10.25 03:57

Чрезвычайные ситуации

Элитное российское подразделение все активнее внедряет беспилотники под Донецком, вынуждая украинских защитников импровизировать.

Положение раненого солдата казалось безнадежным. У него было ранение в шею и серьезно повреждена рука. “Был полдень, и в открытом поле эвакуация была невозможна”, — вспоминает командир медицинского пункта в Донбассе сержант Андрей Темногоров. Разведывательные беспилотники запросто обнаружили бы полевых медиков. Потеря крови — основная причина предотвратимых смертей на поле боя на Украине, и бойцу срочно требовалось переливание.

К счастью, сержант Темногоров и его коллеги из бригады специального назначения уже экспериментировали с новым способом доставки крови с помощью беспилотника. Они научили рядовых делать переливания, а операторов беспилотников — подогревать кровь на водяной бане перед ее доставкой и выяснили опытным путем, что набор для переливания выдерживает падение с высоты до 30 метров, если его тщательно упаковать в пузырчатую пленку. Доставка крови прямиком из холодильника на фронт с помощью беспилотника “быстрее любой эвакуации”. В тот мартовский день это спасло жизнь раненому солдату, и бригада ВСУ “Азов”* теперь делает это “систематически”, отметил сержант Темногоров.

Эти новшества помогают Украине выдерживать российский натиск. Владимир Путин намерен поглотить весь Донбасс, но украинцы по-прежнему контролируют около 25% ДНР. Украина возвела там пятидесятикилометровую линию обороны. Ее еще называют “поясом крепостей”, и она препятствует продвижению России. Украинские военные и эксперты, с которыми мне удалось побеседовать, уверены, что эта твердыня выдержит прямые атаки в течение многих лет. Тогда русские сменили тактику и сосредоточились на “воздушном перехвате”.

Идея проста: если обороняющиеся украинцы не смогут получать припасы, подкрепления и предметы первой необходимости и лишатся возможности вывозить раненых, это их ослабит — возможно, решающим образом. Чтобы изолировать защитников, русские бьют по целям в тылу. Когда все дороги простреливаются беспилотниками, солдатам на местах это кажется “средневековой осадой”, только в наши дни, говорит капитан Евгений Алхимов, сотрудник пресс-службы 28-й механизированной бригады ВСУ, которая ведет бои на южной оконечности пояса крепостей. “Главная цель сейчас — измотать нас и перекрыть всю логистику в Донецкой области (ДНР)”, — отмечает он.

Злейший враг украинцев под Донецком — центр передовых беспилотных технологий “Рубикон”. Это элитное российское подразделение играет важнейшую роль в кампании воздушного перехвата. Ее название можно трактовать так, что война беспилотников — это Рубикон, точка невозврата. С другой стороны, в этом видится и отсылка к кубику Рубика — головоломке, которую России предстоит решить.

Украина преуспела в беспилотной войне отчасти потому, что разрешила разработчикам тесно сотрудничать с подразделениями на местах для оперативного решения вопросов. Тогда министр обороны России Андрей Белоусов летом 2024 года создал “Рубикон”. Командир Грузинского легиона* ВСУ Мамука Мамулашвили** говорит, что в состав “Рубикона” входят “опытные пилоты, инженеры и специалисты, которые оперативно проверяют тактические новшества и применяют их на практике”. В прошлом году он лично столкнулся с российским подразделением под Сумами на севере Украины.

“Специалисты “Рубикона” перебрасываются на важнейшие для Кремля фронты”, — объясняет Екатерина Степаненко из Института изучения войны. Начиная с июля, русские вынудили Украину ограничить проезд по минимум двум основным шоссе под Донецком. Под ударом оказалась в том числе дорога на Славянск, самый северный город в “поясе крепостей”.

Я побывала в Славянске в середине сентября. За несколько дней до моей поездки источники предупредили, что Россия простреливает ведущее в город шоссе, и показали фотографии сгоревших автомобилей, подбитых беспилотниками. Инженер наземных беспилотников Андрей Фонта сказал, что, когда “Рубикон” начал бить по дорогам вокруг Константиновки, он уничтожил 14 украинских грузовиков только за одну ночь — “увы, с потерями”. Командир Вячеслав Белковский рассказал, что ему пришлось провести на передовой восемь дней вместо положенных четырех, поскольку русские перекрыли путь подкреплениям. Соратникам удалось доставить боеприпасы, бензин для генераторов и другие необходимые предметы беспилотниками — наземными и воздушными.

На обратном пути из Славянска я заметила, что Украина начала натягивать вдоль дорог сети против беспилотников. Эта защита не идеальна — беспилотники проникают сквозь ячейки и всё равно подбивают автомобили, — но в большинстве случаев всё же работает. Украинские подразделения избегают больших скоплений на открытых пространствах и маскируют транспортные средства и склады.

В дальнейшем российская кампания по воздушному перехвату наверняка лишь усилится. Замкомандира роты разведывательного батальона с позывным “Велес” подсчитал, что в “Рубиконе” насчитывается около 400 операторов беспилотников и 600 инженеров и логистов. Украина предвидит, что в этом году подразделение стремительно расширится — возможно, до шести тысяч бойцов. Командир Грузинского легиона* Мамулашвили** убежден, что с этой угрозой можно справиться. ““Рубикон” же не волшебники какие-нибудь, — говорит он. — Они вовсе не непобедимы: у них есть базы, логистика и люди, которые точно так же ошибаются”. Но Украине по-прежнему не хватает оружия средней дальности, способного поражать цели на расстоянии от 20 до 90 километров. Это означает, что “у ребят из “Рубикона” и их техники относительная свобода действий”, отмечает Фред Каган из Американского института предпринимательства.

Но повинна в этом нехватка ресурсов, а отнюдь не технологий. Финансовые ограничения вынудили Украину расставить приоритеты в производстве вооружений, ограничив выпуск некоторых видов, несмотря на их очевидную пользу. Запад может помочь Украине наладить собственную кампанию перехвата: у Москвы на Западе имеются замороженные резервы на сумму порядка 300 миллиардов долларов, которые можно конфисковать, если только США и Европа проявят волю. Передайте эти средства Украине на производство оружия! Ведь, как заключил Велес, “будь у нас ресурсы, как у “Рубикона”, мы бы их вышибли”.

Джиллиан Кей Мельхиор — член редколлегии The Wall Street Journal из Лондона.

*Запрещенная в России террористическая организация.

**Внесен в перечень террористов и экстремистов.

Источник: ИноСМИ

Редактор: Ксения


Аббе

05.10.25 05:51

Сети вдоль дорог годятся против маломощных беспилотников. Придётся уничтожать сами дороги. Так, что бы скорость движения по грунту уменьшилась в сезоны проходимости и стала невозможной во время намокания грунта.
Да, это дорого. Да, это сложно.
Но, без дорог нет подвоза. А без подвоза исчерпываются любые запасы.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям