13.12.25 19:33
История экспедиций в Арктику и освоения ее природных ресурсов выходит на передний план не только в политике, но и в науке. Это стратегически важный для России регион, и его активное развитие лично отметил президент РФ. Но качественный рост невозможно представить без обращения к истории.
Поэтому особенно ценно изучать архивные документы о жизни и деятельности полярных исследователей, которые внесли огромный вклад в освоение российского Севера. В числе тех, кто взял на себя эту работу, - небольшой научный коллектив "Арктика в лицах". Материалы, которые они нашли, показывают, что сегодняшние возможности прохода по Северному морскому пути были заложены еще русскими мореплавателями.
С участниками группы беседует политический обозреватель "Интерфакса", кандидат исторических наук Вячеслав Терехов.
Все началось со студенческого проекта
Корр.: Вначале представлю состав коллектива: кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН, доцент РГГУ Елена Нуйкина, кандидат исторических наук, доцент РГГУ Наталья Соничева и аспирант РГГУ Софья Злодеева.
Естественно, первый вопрос – что такое научная группа "Арктика в лицах", как она появилась и каковы цели научных исследований?
Соничева: Все началось со студенческого проекта по исследованию биографий полярников, которые много сделали для изучения Арктических территорий и затем для освоения Северного морского пути. В частности, речь идет об Алексее Модестовиче Лаврове, Викторе Петровиче Кальянове, Казимире Романовиче Олевинском, Леоне Константиновиче Шар-Баронове, Арефе Ивановиче Минееве и др. Нам представляется чрезвычайно важным изучить их личные документы, сохранившиеся в архивах, и представить широкому кругу читателей биографические исследования о жизни и деятельности полярников в 1920-1930 гг. Эти годы относятся к периоду активного изучения и освоения Арктики.
Наш коллектив в своем роде уникален: он аккумулирует в себе академическую и университетскую науки, вовлекает молодые кадры в решение важной задачи сохранения и популяризации отечественной истории. Должна сказать, что архиважных и полезных материалов по проблемам Арктики и Севморпути достаточно много, но они мало изучены и находятся в архивах не только Москвы и Петербурга, но и Мурманска, Архангельска, Владивостока, Норильска, Самары, Камчатки. Там есть личные фонды исследователей Севера, имена которых еще не известны широкому кругу читателей и научных работников, документы учреждений, которые занимались организацией экспедиций.
Небольшой студенческий коллектив смог изучить фонды пятерых упомянутых полярников и в некоторых случаях уточнить этапы их жизни и деятельности. Магистерская работа Софьи Злодеевой, посвященная анализу историко-документального наследия А. М. Лаврова, была отмечена как одна из лучших научных студенческих работ РГГУ в этом году.
Один из тех, кто пытался спасти экспедицию генерала Нобиле
Корр.: А почему вас заинтересовал именно Лавров?
Злодеева: Еще до революции Алексей Модестович Лавров начал проводить гидрографические исследования в составе экспедиции Б. А. Вилькицкого. Ее целью было изучить Северный Ледовитый океан для возможной прокладки Северного морского пути. Большую часть жизни Лавров провел в плаваниях, участвуя во многих исследовательских экспедициях 1920-1930-х годов. Например, в 1928 г. Алексей Модестович принял участие в спасательной операции на ледоколе "Малыгин" по поиску потерпевшей крушение экспедиции генерала Умберто Нобиле. Из-за непроходимого льда и недостаточной мощности "Малыгина" было принято решение произвести ледовую аэроразведку для определения пути ледокола, а также осмотреть территории на наличие пострадавших. Во время этого полета (командир корабля - известный летчик М. С. Бабушкин) А. М. Лавров выступил в качестве навигатора и ледового разведчика. "Малыгин" сделал все возможное для поиска экспедиции, но ему так и не удалось спасти людей. Это сделал уже более мощный ледокол "Красин" под командованием Р. Л. Самойловича.
Несмотря на то, что имя Лаврова стоит в ряду наиболее известных советских полярников, его биография, к сожалению, еще не исследована в достаточной мере, вероятно, и потому, что документы ученого хранятся в разных архивах, музеях и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Изучение его биографии и научной деятельности открывает новые горизонты для понимания истории арктических исследований и роли отдельных личностей, ведь работы Алексея Модестовича стали основой для дальнейших исследований в области изучения арктических вод и до сих пор не теряют своей актуальности.
Новые документы об экспедиции на "Альбатросе"
Корр.: Таким образом, ваша группа подошла к идее подробнее заняться историко-биографическими исследованиями не только ученых, чьи имена остаются по-прежнему недостаточно изучены, но и сбором сведений о малоизученных экспедициях.
Нуйкина: Одной из таких малоизученных экспедиций является, например, Карская научно-промысловая экспедиция на судне "Альбатрос" по исследованию Енисейского залива и прилегающей части Карского моря. Она была организована в 1932 году "Комсеверопутем" и Океанографическим институтом. Потерпев крушение 22 сентября 1932 года возле острова Белый, экспедиция была спасена лишь через несколько месяцев. Из 18 человек погибло пятеро. Официальные сведения крайне скупы и противоречивы, но документы, распыленные по разным архивам и фондам, не только позволяют восстановить канву трагических событий, но и отражают ход научных исследований экспедиции, личный вклад людей, попавших в экстремальные обстоятельства.
Например, бывший тогда помощником начальника научной экспедиции В. П. Кальянов во время похода впервые дал геоморфологическое описание побережья Карского моря и о. Белый. До этого он привел данные по геоморфологии и движению береговой линии бухты Провидения, которая впоследствии стала частью Северного Морского пути.
500 лет с момента первого описания Севморпути
Корр.: Северный морской путь начал осваиваться в начале прошлого века?
Соничева: Не совсем так. В этом году в России отмечается 500-летие начала освоения Россией Севморпути. Этот факт известен, наверное, немногим.
Корр.: Вы не ошибаетесь в дате?
Соничева: Нет. Условно начальной датой считается 1525 г., когда посол Российского государства в Пруссии Дмитрий Герасимов в своей работе описал возможный путь обхода Евразии с Севера. Однако освоение северного пути началось задолго до этой работы - поморами, ходившими по водам Белого, Баренцева и Карского морей. А в 18-19 вв. русские мореплаватели (В. Беринг, Ф. Литке и др.) активно исследовали берега Арктики, фактически подготовив почву для полноценного освоения Северного Морского пути Советским государством в 1930-х гг.
Начало активного изучения Северного морского пути
Корр.: Хорошо, тогда еще раз поговорим о прошлом столетии.
Нуйкина: В течение 1920-х годов ХХ века советские мореплаватели не раз пытались освоить Северный морской путь, но целиком за одну навигацию его впервые прошел полярный капитан В. Воронин под руководством О. Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Серебряков" в 1932 году. Тогда это стало событием мирового масштаба. Я хочу отметить, что в советское время исследование Арктических территорий шло в основном в контексте изучения истории госучреждений или знаменитых экспедиций, тогда как освоение Арктики - это личности, их героический труд, преодоление себя в жестких природных условиях. И здесь мы имеем дело с антропологическим направлением истории, которое стало достаточно популярным в последнее время.
Арктика становилась частью жизни полярных исследователей разных профессий, без которой они себя не видели. Их целью было изучение и покорение этого сурового региона, желание сделать его полноценной частью России. Они исследовали арктические моря и их побережья, знакомились с северными народами, их культурой и промыслами. Шла серьезная работа по созданию лоций (описание морей, океанов и их прибрежной полосы для мореплавателей - ИФ). Внедрялись различные способы проведения ледовой разведки, в том числе с использованием самолетов. Разумеется, далеко не все было гладко, было много недочетов. Все это историкам и архивистам еще предстоит исследовать.
Соничева: Многое первооткрывателям Арктики приходилось осваивать прямо в полевых условиях. Метеорологические карты составлялись вручную на основе наблюдений, в частности, К. Олевинским, который провел 16 сезонов на экспедиционных судах ("Персей" и "Николай Книпович") в Баренцевом море. Его наблюдения и исследования легли в основу справочников и дали дополнительный толчок к пониманию особенностей Северного Морского пути. Учитывая богатый научный и практический опыт К. Олевинского, Главное управление Северного морского пути отправило его в 1940 г. на Чукотку для организации метеорологического пункта в Восточно-Сибирском море (на о. Айон) на период летней навигации. И таких энтузиастов, работавших в Арктике, было много, но, к сожалению, наши современники о них или не знают, или знают очень мало.
Осваивать Арктику невозможно без изучения архивных документов
Корр.: Архивы, вероятно, хранят еще множество неизученных документов, которые говорят о вкладе советских полярников в освоение Арктики.
Злодеева: Да, таких документов достаточно много. Они показывают нам, кем и при каких обстоятельствах проходило освоение Арктики, а также свидетельствуют о том, что сегодняшние возможности прохода Северным морским путем российских и иностранных судов были заложены русскими мореплавателями. Особое место занимают документы личных фондов полярников: летчиков, инженеров, врачей и представителей других специальностей, чья жизнь тесно связана и с Арктикой в целом, и с освоением Северного морского пути в частности.
Соничева: Наш проект нацелен на то, чтобы показать героический вклад рядовых покорителей Арктики, которые в тяжелейших условиях закладывали надежную основу безопасного и долгосрочного использования Арктических территорий на благо дорогого им Отечества.
Так что, как видим, возможности для исследовательской работы огромные! Тем более, что 2027 год в нашей стране уже объявлен годом географии и Арктики. А впереди, через семь лет – пятый всемирный конгресс по Арктике.