Перспективы Европы при администрации Байдена

30.04.21 02:43

США: опыт строительства империи

Европейские элиты с замиранием сердца следили за эпохальной битвой  Байдена и Трампа потому, что в их представлении именно кандидат от  демократов ассоциировался с новым будущим для Евросоюза.

Еще на  этапе предвыборной компании Джо Байден в программной статье для Foreign  Affairs изложил позицию США, в случае его победы. Он обещал не только  восстановление порушенных Трампом отношений, но и их переформатирование в  соответствии с новыми реалиями.

Европейские элиты воспринимали  его слова сквозь призму собственных взглядов, основанных на стремлении  новой евробюрократии, не только еще дальше продвинуть Европарламент и  Еврокомиссию в направлении обретения власти на Евросоюзом, как высшей и  неоспоримой руководящей, а не то только совещательной силы, но и вернуть  Европе статус равного с США партнера по коллективному Западу.

Поэтому  победа Байдена в США была встречена дружным одобрением со стороны  европейского руководства. Однако дальнейшие события показали, что  американские и европейские взгляды на будущее Европы в значительной  степени различаются.

Приписываемое Байдену выражение «Америка  вернулась в игру» на практике означает подчеркивание претензии США на  возврат американо-европейских отношений к формуле «любое распоряжение  Вашингтона является обязательным к безоговорочному исполнению Европой».

Для  Белого дома Европа является лишь одним из факторов сложной мировой  геополитики, в которой единственной главной стратегической целью  остается победа в конкуренции с Китаем. Любые прочие действия с любыми  другими странами, их группами или регионами, по отношению к «китайскому  вопросу» вторичны.

Более того, на предложение «вернуться на курс  разумных и устойчивых отношений», высказанное членом политбюро КПК и  главой комитета по международным делам ЦК Яном Цзечи, после почти  недельной паузы, Госдепартамент США сделал встречное предложение:  давайте поделим мир.

Вашингтон «отдает» Африку, соглашается на  расширение китайского присутствия на Ближнем востоке, а также  пересматривает свое отношение к усилению Китая в азиатско-тихоокеанском  регионе, в замен на что Пекин полностью прекращает политическую и  экономическую экспансию в Европу, фактически соглашаясь отдать ее для  поглощения Америкой.

Это главный влияющий фактор, который  определит все будущее Евросоюза не только при нынешней «администрации  Байдена», но и на перспективу ближайших 8 лет.

Согласно докладу  МВФ «Перспективы развития мировой экономики на 2020 год» китайский ВВП  уже достиг 24,2 трлн долл, что в 1,16 раза больше аналогичного  показателя США (20,8 трлн). Также следует учесть два других момента.

Во-первых,  на протяжении истекших 5 – 7 лет руководство КНР стремилось к снижению  зависимости национальной экономики от экспорта. К 2020 году доля внешней  торговли в ВВП снизилась с 34 до 17%. В то время как итоговый  американский показатель получен с учетом экстренного «количественного  смягчения» ФРС США, в рамках противоэпидемиологических «экстренных мер» в  объеме свыше 9 трлн. долл.

Отсюда следует, что Китай сформировал  достаточную внутреннюю основу для продолжения своего экономического  роста, в то время как у Соединенных Штатов единственным ресурсом  осталась безудержная эмиссия доллара.

Во-вторых, прекращение «эры  Трампа» автоматически отменяет попытки американского государства  принудить корпорации к возврату производства на территорию США. А  длившаяся с 2017 года торговая война с Китаем привела лишь к увеличению  размера отрицательного сальдо внешней торговли Америки.

Таким  образом, повторяется ситуация, предопределившая вступление США во Вторую  мировую войну на стороне Британии, только с поправкой на современные  реалии. Знаменитая сделка «торговые права в колониях в обмен на полсотни  старых противолодочных фрегатов», позволила Вашингтону сначала  проникнуть в британские колонии, а потом и поглотить их, приведя Лондон к  крушению его колониальной империи. Ничего личного, просто Америке, для  выживания, остро потребовались новые свободные и емкие экспортные рынки.

В  настоящее время США находятся в аналогичном положении. И единственным  подходящим для ближнесрочной экспансии рынком остается только  европейский. Причем, от успеха его колонизации фактически зависит  принципиальная перспектива победы в схватке Вашингтона и Пекина в  перспективе 2030 – 2040 годов.

Формально США и ЕС являются  крупнейшими торговыми партнерами. В 2012 г. на долю стран Евросоюза  приходилось 22% американского товарного экспорта и 20% импорта. Доля США  в европейском экспорте составляла 18%, в импорте 11%; данные  относительные показатели в 2000—2011 гг. имели тенденцию к снижению.

Но  фактически структура экономик двух стран серьезно различается. К  настоящему моменту 12,7% (326 млрд долл) американской внешней торговли  приходится на Канаду и 14% (361 млрд) – на Мексику. Хотя в бухгалтерском  смысле обе цифры относятся к категории внешнеторговых отношений, по  факту речь идет о внутриамериканском торговом обороте, так как в Канаде и  Мексике располагаются заводы американских транснациональных корпораций,  полностью ориентированные на сбыт на внутреннем рынке США.

С  учетом указанного фактора торговля с ЕС не просто выходит на первое  место по общему объему, она делает Евросоюз единственным и главным  торговым партнером США (362 млрд), так как ближайший следующий по  размеру партнер – Китай – занимает долю размером 18,4% (данные за 2019  год).

Таким образом, если внешнюю торговлю США дисконтировать на  долю Мексики и Канады, получается, что торговых партнеров у Америки  формально много, но фактически две трети отношений формируются всего  двумя – Евросоюзом и КНР. Победить Китай у США пока не получается, что  делает американскую геополитическую и экономическую экспансию в Европу  неизбежной и неотвратимой.

В свою очередь европейская экономика  имеет боле многовекторый характер. Американский вектор внешней торговли  является в настоящее время для Евросоюза ключевым; 2-е место в  товарообороте ЕС прочно занимает Китай (8% экспорта, 17% импорта), 3-е  место — Россия. Впрочем, в деталях картина еще сложнее.

После  Brexit Британия также превратилась во внешние партнеры, объем торговли с  которой (общий оборот 511 млрд евро в 2019) сопоставим с аналогичным  показателем «китайского направления» (559 млрд евро), хотя при этом все  понимают, что более 80% европейской торговли с Лондоном на самом деле  через Сити проходит транзитом, являясь в действительности торговлей с  другими странами.

Также важно отметить, что внешнеторговое сальдо  ЕС с КНР и РФ является отрицательным, а с США и «прочими странами» -  положительным. Это значит, что Америка на торговле с ЕС деньги теряет, в  то время как Евросоюз их зарабатывает. Причем, зарабатывает как в США,  так и на Ближнем Востоке, в Африке, в торговле с Индией и странами  Азиатско-Тихоокеанского региона.

Отсюда и вытекает представление  части правящей элиты Евросоюза о достижимости отношений с США «на новой  основе». О чем, в частности заявил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан в  интервью радиостанции France Inter.

Однако оно ошибочно. И это  наглядно показала история с визитом главы МИД ЕС Жозепа Борреля в  Москву. Чтобы претендовать на равенство в геополитических отношениях,  Брюсселю необходимо продемонстрировать тот же уровень русофобии и  глобального геополитического влияния, которым располагают США.

Но,  во-первых, фактический масштаб геополитической субъектности Евросоюза  для этого недостаточно широк. Более того, в интервью министр иностранных  дел России Сергей Лавров прямо сказал, о готовности России прекратить  отношения с ЕС полностью. Во-вторых, Вашингтону «равный по могуществу»  конкурент внутри «нового мира коллективного запада» совершенно без  надобности.

Это значит, что в ближайшие год – два Европа должна  быть серьезно ослаблена экономически. Достичь этого можно сочетанием  трех действий.

В первую очередь США намерены лишить ЕС доступа к  «прочим рынкам». В этой связи Белый дом опять говорит о необходимости  расширения санкционного давления на Иран, а также объявил об отмене  распоряжений «прошлой администрации» насчет вывода американских войск из  Ближнего Востока. Это значит, что война там продолжится, а перспективы  экономического восстановления, в том числе с европейским участием,  откладываются на неопределенное время.

Во-вторую очередь, новая  президентская администрация, как сказано выше, пытается достичь  глобальной договоренности с руководством КНР о таком передели планеты, в  котором Китай бы согласился не препятствовать американской экспансии в  Европу и прекратить собственное туда проникновение.

Третье –  необходимо жесткое блокирование любых вариантов торговых отношений ЕС с  Россией, тем более ведущих к малейшей перспективе двустороннего  политического сближения.

Отсюда следует ряд выводов:

Глобалистская  команда Байдена приложит все силы для упрочения привязки Евросоюза к  США в классической роли «младшего партнера», несмотря на громкий статус  на визитке, сверх всякой меры нагруженного многочисленными обязанностями, но полностью лишенного каких бы то ни было прав в  принятии, тем более реализации, самостоятельных стратегических решений.

В  экономическом смысле это будет реализовано через асимметричный обмен  деньгами. В котором власти США соглашаются сохранить внешнеторговое  сальдо с Европой для себя отрицательным, при одновременной компенсации убытков через поступления по иным статьям. Например, через расширение  военных расходов европейских членов НАТО до 2% от их ВВП с направлением  львиной доли этих денег на закупку американских вооружений и разного  рода прочих «оборонных услуг».

Впрочем, такая оценка сегодня уже  является методически устаревшей. В новом мире транснациональных  финансовых корпораций конкретная территория происхождения прибылей или  убытков решающего значения не имеет.

Например, формально немецкий,  химический концерн BASF до 60% итоговой операционной прибыли получает  от заводов, расположенных в США и сбывающих продукцию преимущественно на  американском рынке. Или взять корпорацию Amazon, три четверти выручки и  две трети прибыли, получающей на рынках, находящихся за пределами  границ Соединенных Штатов.

Таким образом, крупнейшие  транснациональные корпорации, в первую очередь финансовые, свою прибыль  получат в любом случае, а убытки новой конфигурации мира лягут на  местные национальные правительства, сокращая их способность к исполнению  социальных обязательств перед своими народами. В переводе на русский, в  предстоящие 8 лет следует ожидать неуклонного падения уровня жизни в  европейских странах, что будет списываться на негативные экономические  последствия эпидемии коронавируса.

Впрочем, от этого раздражение  общества никуда не денется, и оно будет канализироваться в рост  русофобии. Потому что больше подходящих кандидатов на «во всем  виноватые» в мире не осталось. В этих условиях России вероятно удастся  успеть достроить «Северный поток – 2», но на перспективу 10 – 15 лет это  будет последний сколько-нибудь крупный совместный российско-европейский  инвестиционный проект.

Более того, администрация Байдена станет  активно поддерживать в Европе «зеленую повестку», включая самые  масштабные и наименее экономически или геополитически просчитанные  стратегии вроде «водородной энергетики» или вывода европейской  промышленности к полной экологической нейтральности к 2040 – 2050 годам.  В том числе с закрытием не только угольной или газовой, но и атомной  генерации и полным ее переводом на ВИЭ.

Оборотной стороной этой  политики неизбежно станет разрушение европейского рынка, особенно в  части долгосрочных контрактов, с резким ростом влияния политического  популизма. Что означает неумолимость дальнейшего сокращения масштаба  российско-европейской торговли.

Также, на примере итогов визита  главы МИД ЕС в Москву, особенно состава и тональности его заявления по  возвращении, следует понимать, что Европа «при администрации Байдена»  станет не просто более русофобской, она во всей политике в целом  перейдет на нынешнее американское мировоззрение, основанное на смеси  убежденности в праве сильного делать все, что ему вздумается, и  доминировании радикального сиюминутного популизма, совершенно далекого  от объективности, адекватности и здравого смысла.

В частности,  следует ожидать активизации попыток Берлина и Парижа к расшатыванию, а в  идеале и полному отказу от соблюдения, ранее достигнутых соглашений по  ключевым спорным моментам в Восточной Европе. В первую очередь по  Донбассу. Европа, что самостоятельно, что под видом НАТО,  непосредственное участие в боевых действиях, конечно, не примет, но  попустительствовать развязыванию рук политическим властям Киева станет  активно.

Начать новую войну «на юго-востоке» они не располагают  необходимыми ресурсами, однако Киев полон желания устроить какую-нибудь  громкую провокацию ряди медийной «перемоги над агрессором». Что означает  угрозу возникновения какого-то инцидента, которые будет использован  Брюсселем и особенно Вашингтоном, в качестве повода «полной изоляции  России от Европы».

Источник: Русстрат

Редактор: киборд


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям