США хотят контролировать логистику в Центральной Азии

04.04.24 07:08

США: опыт строительства империи

Казахстан и США обсуждают логистические возможности и перспективы добычи природных ресурсов этой центральноазиатской страны. Накануне стало известно о том, что Астана принимает меры для устранения «узких мест» в Среднем коридоре, а глава МИД республики Мурат Нуртлеу на переговорах в Вашингтоне предложил использовать передовые американские технологии. В последнее время США всё активнее стремятся сохранить контроль над логистикой Центральной Азии. Подробности — в материале «Известий».

Устранить «узкие места»

Казахстан предпринимает меры по устранению «узких мест» Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), известного как Средний коридор, связывающего сети контейнерных железнодорожных грузоперевозок Китая и стран Евросоюза через Центральную Азию, Кавказ, Турцию и Восточную Европу. Об этом заявил вице-министр транспорта Казахстана Сатжан Аблалиев в рамках второго заседания Азербайджано-Казахстанского делового совета в Баку.

«Средний коридор — очень важный транспортный маршрут в плане взаимодействия наших стран и выхода китайских грузов в Европу. Для расширения пропускной способности этого маршрута мы принимаем различные меры, чтобы устранить «узкие места», а также для увеличения пропускной способности данного коридора», — отметил министр.

Он добавил, что АО «Казахстанские железные дороги» уже запустило несколько проектов по строительству вторых путей: это позволит увеличить грузоперевозки по ТМТМ. В частности, уже началось строительство новой дороги на границе с Китаем, открывается новый пропускной пункт.

Также в Алма-Ате строится объездная железная дорога, которая на сутки сократит путь. Аблалиев упомянул и созданное Казахстаном, Азербайджаном и Грузией совместное предприятие, которое обеспечит единое окно перевозок по этому коридору.

«Оно должно заработать в этом году и предоставит большие удобства бизнесменам, перевозящим товары по этому коридору. Также ведется работа по цифровизации Среднего коридора. Мы хотим устранить все физические и нефизические барьеры и максимально совместить документацию», — пояснил министр.

Средний коридор помогает увеличить грузопоток из Китая в Турцию, а также в европейские страны и обратно за короткий промежуток времени: 20–25 дней.

Активное сотрудничество и добыча ресурсов

Одновременно с этим логистические возможности Казахстана также обсуждались на переговорах между госсекретарем США Энтони Блинкеном и министром иностранных дел Казахстана Муратом Нуртлеу, который предложил использовать передовые технологии США для развития транспортных маршрутов и коммерческого потенциала двух государств.

В частности, подразумевается, что Средний коридор станет основным маршрутом для поставок в Европу удобрений из Центральной Азии. Для этого строится специальный терминал в столице Азербайджана, а если Казахстан расширит свои возможности по переработке урана, то по другой части коридора будет перевозиться ядерное топливо. Пока у страны есть только один построенный Китаем обогатительный завод, продукция экспортируется в КНР.

В проекте Среднего коридора проявляется активное сотрудничество между Западом и Востоком, Европой и Китаем, отмечают эксперты.

В последнее время США активно ищут способы представить сотрудничество с Вашингтоном более привлекательным для стран Центральной Азии. В частности, существует формат С5+1, созданный в 2015 году, куда входят представители Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и США. Однако некоторые американские эксперты считают его недостаточным.

За восемь лет ежегодно проводились только встречи на уровне глав внешнеполитических ведомств, а первый полноценный саммит состоялся лишь осенью прошлого года. Тогда в Нью-Йорк прилетели лидеры стран Центральной Азии и США. Стороны обсуждали расширение сотрудничества по разработке и добыче природных ресурсов. Эту же тему обсуждали и на заседании Диалога по критическим минералам в формате С5+1, которая прошла в американском Госдепе.

В дальнейшем эти вопросы поднимались на встрече Мурата Нуртлеу с Энтони Блинкеном, а также на встрече сенатора США Стива Дэйнса с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в Астане и киргизским лидером Садыром Жапаровым в Бишкеке.

В Казахстане добывают уран, нефть и литий. В частности, республика заключила с некоторыми американскими компаниями контракты на восемь лет. Теперь стороны заговорили о повышении обеспечения энергокомпаний США природным ураном. Казахстанские и американские компании успешно сотрудничают на месторождениях «Кашаган», «Карачаганак» и «Тенгиз».

В то же время промышленный концерн из Германии HMS заинтересован в добыче лития. На востоке Казахстана недавно обнаружили запасы этого стратегического ресурса общей стоимостью в $15,7 млрд, однако если Вашингтон предложит более выгодные условия, то не исключено, что разрабатывать эти запасы совместно с Казахстаном будут они. Год назад стало известно, что Казахстан начал наращивать танкерный флот для поставок своей нефти на экспорт в обход России через Азербайджан.

В столице Киргизии Бишкеке Стив Дэйнс и Садыр Жапаров обсудили расширение политического и экономического партнерства, а также перспективные проекты в сфере транспорта, энергетики, сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Американский сенатор, в частности, акцентировал внимание на стратегической значимости Центрально-Азиатского региона.

Жапаров, который в ответ на письмо госсекретаря США Энтони Блинкена по поводу возможного принятия законопроекта об «иностранных представителях» попросил его не вмешиваться во внутренние дела Киргизии, назвал развитие политического диалога с США «одним из приоритетных направлений внешней политики» своей страны. Он также подчеркнул важность расширения межпарламентского сотрудничества двух стран, отметив, что развитие всестороннего сотрудничества между США и Центральной Азией «представляет всеобщий интерес».

Не направлено против РФ

Американские политики и дипломаты в последнее время активизировались в Центральной Азии. Вашингтон не раз старался убедить южных соседей России присоединиться к санкциям против нее. Помимо этого, США обсуждают со странами взаимодействие в сфере энергетики, безопасности, экономии и экологии.

Специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Рустам Бурнашев в разговоре с «Известиями» также подчеркнул рост активности США в регионе.

— Другое дело, насколько глубоко и практично будет это сотрудничество. С большим трудом представляю, что именно США могут предложить Центральной Азии как региону, — пояснил политолог.

Эксперт особо отметил инфраструктурные проекты, которые предлагают КНР и РФ.

— Но чего ожидать в этом плане от США — рассуждать сложно. Чисто региональных проектов в Центральной Азии нет. Страны региона не рассматривают Вашингтон в качестве противовеса Москве и Пекину. Все государства Центральной Азии в той или иной степени разделяют так называемую многовекторную политику, стараясь сотрудничать со всеми центрами силы, которые так или иначе хотят присутствовать в регионе. Нет никакого предпочтения, — подытожил специалист.

Президент общественного фонда Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев в беседе с «Известиями» подчеркнул, что страны Центральной Азии рады любым инвестициям.

— С учетом того, что Россия находится под санкциями, многие товары и технологии эти страны — в частности, Казахстан — не могут получать через Россию. Это касается многих ключевых технологий, особенно в энергетике. Речь идет о возобновляемых источниках энергии, о геологоразведке. У Казахстана, например, нет технологий, которые бы позволяли бурить на Каспии, разрабатывать нефтяные месторождения, — отметил эксперт.

Он добавил, что в этом страна привязана к американским и европейским технологиям. По словам специалиста, США довольно много инвестировали в энергетическую область Казахстана.

— Это составляет существенную часть экономики. Страна будет дружить с США так же, как и с другими государствами региона. У Казахстана, как и у других стран Центральной Азии, нет таких геополитических амбиций, всё поставлено на торговлю. При этом не стоит рассматривать это как западное влияние или угрозу российским интересам, — подытожил аналитик.

Источник: Известия

Редактор: Dmitriy427


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

04.04.24 10:38

Хрен с ними, нам освободить Транссиб и БАМ для перевозки угля и прочих грузов, пофиг этим шмуткам из КНР в ЕС. Там время покажет, второе, свой порт в Астрахани для Ирана нам нужен по зерну с удобрениями Ближнему Востоку, Африке и Азие и обратно уран с какавой.

Вова

04.04.24 15:50

Американцы берут за узкое сухопутное горлышко Китай. Именно он, в силу своёй хитро задости, свои шёлковые пути в обход России строил.

Chinchin

04.04.24 19:58

В этой заварухе у всех свои интересы, но основные факторы таковы:
1.США очень далеки географически от среднего коридора. Флоту США (проекция военной силы) тоже не добраться.
Так же не они производители товаров для транспортного среднего коридора. Единственный рычаг - финансовый.
2.Россия и Китай в стратегическом партнерстве сей час и обе державы, и РФ развивает существующие и новые маршруты так же и через центральную Азию, не ограничиваясь КНР (северный путь из ИРАНа, морские порты на востоке и западе страны).
3.КНР в конкуренции с США, и США будет трудно навязать КНР перевозку исключительно через средний корридор - уголь , нефть, газ идут из РФ - без встречного потока товаров РФ прекратит их поставку в КНР.
4.Если ЕС хочет получать товары в обход РФ - флаг им в руки - со всякими перевалками между странами скорее дороже обойдется, так же как и авиаполеты в обхор РФ в Ю.В.Азию. Поэтому все эти поездки из ГраданаХолме дают кратковременные и слабые эффекты .
5.Если гегемон хочет развивать технологии в странах среднего коридора - кто же против - обеими руками за, но до сих пор все сводилось к обогащению элиты и + + появлению дополнительных рабочих мест. А для страны: добытые ресурсы уходили за безценок за рубеж.

Поэтому в статье: "нет таких геополитических амбиций... - подытожил аналитик". Не получится вписаться в геополитку - одни убытки светят - или от КНР или без РФ.

Изменен: 04.04.24 20:04 / Chinchin


Аббе

04.04.24 21:22

Железная дорога и энергопроводы через плато Укок. Не факт, что монголы выдержат давление извне.
Из технологической дороги для строительства трубопроводов развернуть шоссе.
ЛЭП, нефтеропод и газопровод.
Внутри России - все коридоры мимо Средней Азии.


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

05.04.24 06:58

Денег бы Р.Байсарову на ж.д. в Монголию и далее Китай, сразу двухпутно с мостами и его тоннелями сначала только Тувинский уголь, далее по этим путям СПГ в трехстенных цистернам с хладоагентом аммиаком (проект Саратовского политеха) и вагонами УВЗ.
Можем по серпантинам в Афган и далее Индии.


astill07

05.04.24 11:14

Пора, пора уже объявить/сделать ВЕСЬ Каспий районом ПОЛНОГО военного контроля Рф-Иран. Объявить/сделать это силой. Каспий не является "международным" морем, а является "внутренним" для РФ и Ирана. Другие страны на побережьях Каспия могут иметь (а могут и не иметь) транспортно-логистические возможности ТОЛЬКО в рамках особого режима Каспия. Т.е., ТОЛЬКО по договоренности с РФ (или РФ-Иран). Никакие "международные" соглашения прикаспийских стран с "третьими" сторонами не могут осуществляться без РАЗРЕШЕНИЯ (или какой др. формы "договоренностей") руководства "Caspian Joint" или "Каспийского Узла" (т.е., военно-торгового управления логистикой Каспия). Естественно, любой "пролет" авиасредств над и через Каспий также подлежит регулированию (в разрешительном порядке) структурами управления "Каспийского Узла" (мой условный "термин" для обозначения НАШЕГО военно-торгового управления пространством Каспия, независимо от т.н. "территориальных" водных и воздушных пространств прикаспийских стран.
В общем, география должна стать защищённой и военно-регулируемой на всех пространствах НАШЕЙ географии. Всё "международное" - это там, где нас нет географически. И только там. У "нас", все "наше". Т.о., ВСЯ Средняя Азия должна ощутить НАШУ географию, как свои природные ПРЕДЕЛЫ и условия самого своего существования. Или не-существования.


Leo Leon

07.04.24 11:07

Что-то я не пойму... Зачем США бороться за разные там пути из малоподвластного Китая в полностью колонизированную Европу? Приказать Европе не покупать китайских товаров, а только американские. А при непослушании... ну вы понимаете. Сумели же прикрыть газовый крантик на российской трубе - приказали покупать американский СПГ и вассалы стерпели, даже визжат от радости. Ну так прикажите покупать только американские трусы и шлёпанцы!

Леонид Ильич Брежнев дорогой.

08.04.24 01:38

Нам бы как римлянам 1000 лет назад тачками строить дороги на Пакистан, взрывчатка есть, тачки навалом в китаях и будем нашими врагами таскать СПГ в Индии с Бангладешами.

Термит

12.04.24 19:57

> astill07
Пора, пора уже объявить/сделать ВЕСЬ Каспий районом ПОЛНОГО военного контроля Рф-Иран. Объявить/сделать это силой. Каспий не является "международным" морем, а является "внутренним" для РФ и Ирана. Другие страны на побережьях Каспия могут иметь (а могут и не иметь) транспортно-логистические возможности ТОЛЬКО в рамках особого режима Каспия. Т.е., ТОЛЬКО по договоренности с РФ (или РФ-Иран). Никакие "международные" соглашения прикаспийских стран с "третьими" сторонами не могут осуществляться без РАЗРЕШЕНИЯ (или какой др. формы "договоренностей") руководства "Caspian Joint" или "Каспийского Узла" (т.е., военно-торгового управления логистикой Каспия). Естественно, любой "пролет" авиасредств над и через Каспий также подлежит регулированию (в разрешительном порядке) структурами управления "Каспийского Узла" (мой условный "термин" для обозначения НАШЕГО военно-торгового управления пространством Каспия, независимо от т.н. "территориальных" водных и воздушных пространств прикаспийских стран.
В общем, география должна стать защищённой и военно-регулируемой на всех пространствах НАШЕЙ географии. Всё "международное" - это там, где нас нет географически. И только там. У "нас", все "наше". Т.о., ВСЯ Средняя Азия должна ощутить НАШУ географию, как свои природные ПРЕДЕЛЫ и условия самого своего существования. Или не-существования.
Наполеон вы наш, уймитесь. Гляньте на карту - РФ и Ирану в сумме принадлежит меньше половины побережья Каспия. Чесслово, когда читаю подобные вы@#$% - вспоминается знаменитое "Рабы не хотят быть свободными - они хотят быть рабовладельцами".
А если по теме - сильно умиляет полное отсутствие в планах создания Среднего Коридора страны с многотысячелетней историей, наследницы Великого Урарту и т.д. и т.п., ну, в общем вы поняли. Причем создатели Среднего Коридора предпочитают сделать крюк через Грузию - только бы с Великими не связываться :)


astill07

13.04.24 20:06

>Термит):
В сравнении с сегодняшними, как, очевидно, предполагается (по прочтении Термита), наследниками Великого Урарту, Наполеон, это, разумеется, самый минимум для референций. Не ровня, конечно, многотысячелетне Великим в "Среднем Коридоре", но, так, для сравнения с "рабами", сойдёт.
Ну, а с вопросами "кому, что и насколько принадлежит" на Каспии, это только к Великим. И к их ровням в прочем мире остальных. Пока они, эти Великие и их ровни, окончательно не исчезли в рабской суете сует. Уйдя в историю безвозвратно.


zhirovdv

26.05.24 21:50

Наполеон вы наш, уймитесь. Гляньте на карту - РФ и Ирану в сумме принадлежит меньше половины побережья Каспия.
Гляньте тоже! Западное побережье имеет только одну потенциальную "дыру" - Азербайджан. Все остальное - РФ и Иран. Т.е. здесь масть легла Алиеву.
Даже если все восточное побережье купит Америка, на западном будет игра с Азербайджаном.


zelya

27.05.24 12:58

> Аббе
> Внутри России - все коридоры мимо Средней Азии.
----------------
Не совсем, есть конечно, и объезд, но много гонят срезая через казахстан - с Волгограда на Новосибирск самое то.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям