11.01.21 15:41
Ситуацию, которая сложилась в регионе Закавказья после заключения соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном (при посредничестве президента России В.В. Путина), по итогам карабахской войны, в Тбилиси оценивают по-разному. Часть аналитиков считает, что "новая реальность", в которой значительно усилились позиции России и еще более окрепло влияние Турции, открывает всем трем странам региона — Грузии, Азербайджану и Армении — новые возможности. Это касается открытия новых или возобновления работы старых, проходящих через Грузию транзитных путей. Особенный акцент, как пишет издание DalmaNews делается на осуществлении новых региональных проектов, в которых отныне наравне с Грузией и Азербайджаном сможет участвовать и доселе изолированная со стороны Баку и Анкары Республики Армения. Другая часть грузинских экспертов опасается уменьшения влияния и значения Грузии в тех или иных региональных проектах, а также, как следствие этого — ее окончательное обращение под влияние России.
Аналитики грузинской исследовательской организации "Центр по исследованию транспортных коридоров" считают, что Россия еще с 2000 года развивает концепцию коридора Север-Юг и ищет новые направления диверсификации грузоперевозок. Согласно им, именно с этой целью Россия в 2008 году подписала договор с Республикой Армения, согласно которому 100%-ая дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги" ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД) получила в концессионное управление армянское государственное ЗАО "Армянская железная дорога" (на срок до 30 лет с правом пролонгации ещё на 10 лет по взаимному согласию сторон — ред.).
Согласно официальной статистике Грузии, в последние годы усилилась тенденция уменьшения грузоперевозок по государственной АО "Грузинская железная дорога". Анализируя причины этого, эксперты отмечают перенос объемов транспортировки нефти с ж/д в трубопровод. Тем не менее, в "Центре по исследованию транспортных коридоров" отмечают, что в период 2009—2012 годов прежним властям Грузии удавалось возмещать спад грузоперевозок по ж/д увеличением транзита сухих грузов — тогда объем перевозок сухих грузов возрос с 7,4 млн до 10,7 млн тонн. Однако, в 2014—2019 годах перевозки сухих грузов по ГЖД упали до 6,8 млн тонн, что в два раза сократило доходы, получаемые ежегодно Грузинской железной дорогой.
Президент "Центра по исследованию транспортных коридоров" Паата Цагареишвили в беседе с грузинскими СМИ ранее с тревогой отмечал и тот факт, что в последние годы резко упали и прямые иностранные инвестиции в транспортную сферу Грузии. Так, согласно официальной информации Грузстата, в 2015 году этот показатель достигал $ 610 млн и составлял 35,1% от общего объема прямых иностранных инвестиций в страну. Уже в 2019 году этот показатель составил $ 54 млн или 4,2% всех иностранных инвестиций. По данным за 9 месяцев 2020 года показатель инвестиций в транспортную сферу упал до $ 4,1 млн или 0,6% от общего объема иностранных инвестиций за этот период.
Вследствие такой политики резко ухудшилось состояние транспортного сектора Грузии. По "индексу эффективности логистики" Всемирного банка, Грузия переместилась с 77-го места, которое занимала в 2012 году, на 119-е место (в 2018 году). По оценке Пааты Цагареишвили, такое ухудшение позиции является для Грузии катастрофическим.
Грузинский эксперт по вопросам безопасности Вахтанг Маисая считает, что новая реальность, сложившаяся в Закавказье после достижения соглашения по Нагорному Карабаху, "открывает возможности для сбалансированного развития всех трех стран региона", включая Грузию.
"Я бы не сказал, что роль Грузии в транзитной сфере приуменьшится. Конечно, уменьшение отмечается, но я думаю, что в конечном итоге будет задействован сбалансированный вариант, где все три актора Закавказского региона — Грузия, Армения и Азербайджан — будут наравне участвовать в реализации различных транспортных коридоров и геоэкономических проектов, которые будут касаться всего Кавказского региона, а не только его южного пространства", — заявил Вахтанг Маисая в беседе с Dalma News.
— Господин Маисая, о каких конкретно проектах идет речь?
— Я недавно ознакомился с очень интересной аналитикой, где говорилось о восстановлении т.н. "Транссиба Закавказья". В статье подчеркивалось значение этой магистрали не только для России, но и для других стран региона — Ирана, Армении и, включая Азербайджан. Эта магистраль существует давно, но последние 30 лет из-за конфликта в Нагорном Карабахе она бездействовала. Она сыграла большую роль в годы второй мировой войны, так как по этой дороге перебрасывались продукция и военная амуниция для поддержки войны с нацистской Германией.
На данном этапе следует ожидать, что статус "Транссиба Закавказья" поднимется еще выше. Восстановительные работы на этой магистрали (ее протяженность составляет около 750 километров) уже начались. Я думаю, что этот проект был заложен в числе других и в московском соглашении от 10 ноября, на основании которого был установлен мир и в Нагорном Карабахе были размещены российские миротворцы.
— А будет ли участником этого проекта Грузия?
— Грузия в маршрут "Транссиб Закавказья" напрямую не входит. Эта дорога изначально соединяла Россию с Ираном (через Азербайджан и Армению), а далее — с Турцией. Но если по инициативе Турции "Транссиб Закавказья" подключат к другому, уже действующему транзитному коридору, "Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс", то Грузия в таком контексте может стать активным участником и этого проекта.
— Что конкретно получит Грузия от реализации таких проектов?
— В результате восстановления магистрали "Транссиб Закавказья" и полного задействования железной дороги "Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс", с участием всех стран региона, как ускорятся грузоперевозки, так и возрастут их объемы по транспортным коридорам региона, которые проходят и через Грузию. Я думаю, что в этом контексте Кавказский регион в целом обретет знаковое положение в реализации многих глобальных проектов, включая проект "Один пояс — один путь".
— В соглашении от 10 ноября говорится о разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе. Но остается еще один маршрут, Абхазская железная дорога. Какова его перспектива?
— Задействование проходившей через Грузию железнодорожной магистрали Север-Юг, ключевой составляющей которой является "Абхазская железная дорога", еще больше повысит роль Грузии в регионе и, я думаю, она может принять участие в реализации этого проекта.
— Но мы знаем о жесткой позиции правительства Грузии, которое ставит обязательным условием задействования Абхазского участка восстановление территориальной целостности страны…
— Мы знаем, что еще более жесткой и непримиримой была позиция армянских властей в отношении восстановления "Транссиба Закавказья". Но после заключения соглашения по Нагорному Карабаху, в условиях новой реальности, Армения изменила позицию и согласилась на осуществление этого проекта. Так что, время покажет.
— Обсуждается ли вопрос восстановления Абхазской железной дороги в настоящее время?
— Нет, на практическом уровне этот вопрос пока не рассматривается. У меня складывается такое впечатление, что сейчас все перенацелены на реализацию проекта "Транссиб Закавказья". А уже после того, как этот проект примет реальные очертания, я думаю, в повестку дня встанет вопрос реализации проходящего через Грузию коридора Север-Юг, в котором ключевую роль будет играть восстановление "Абхазской железной дороги". Думаю, что стороны приложат усилия, и вторым этапом разблокирования всех транспортных коридоров может стать именно путь через Абхазию, в результате открытия которого еще больше возрастет транзитная роль Грузии.
П.С. По данным Всемирного банка, в рейтинге "индекса эффективности логистики" за 2012 год Грузия значительно опережала Армению, занимавшую 100-е место, и Азербайджан, находившийся на 116-м месте. В рейтинге за 2018 год Армения занимает уже 92-е место, Грузия — 119-е, а Азербайджан в этом рейтинге вообще отсутствует. Данные за 2019 год на сайте Всемирного банка пока не опубликованы.
Между тем, в последнее время азербайджанские эксперты активно говорят об усилении транзитной роли их страны и превращении Азербайджана в ближайшем будущем в международный транспортный перекресток. При этом они ссылаются на контракт, подписанный между российской РЖД и Контейнерной корпорацией Индии о перевозке грузов через Международный транспортный коридор Север-Юг, который проходит через Азербайджан. Таким образом, территория Азербайджана станет транзитным коридором для перевозок грузов между Индией, Россией и Европой, с одной стороны, и между Россией и Ираном, с другой. Затеряется ли в этих интенсивных транспортных связях транзитная роль Грузии и ее некогда объявленное стремление стать транспортным центром Южного Кавказа, покажет время и дальнейшее развитие событий.
Ирина Хачидзе (Тбилиси)
veldinc`
11.01.21 16:21
Грузинам без покаяния ничего не выгорит. Транспортный коридор пройдет мимо них. И правильно, за русофобию и ненависть к другим народам нужно платить. Армяне долгое время пытались усидеть на трех стульях (Россия, ЕС, США). Но так не бывает в жизни и события закономерно указали им соответствующее место. Если армянское руководство подойдет к делу правильно, то возможно будет и проблему Карабаха решить, и с соседями отношения восстановить, и на транзите заработать...baban
11.01.21 20:35
XP Best
12.01.21 23:50
argus98
13.01.21 00:06
Нехороший человек
17.01.21 11:35
Мы знаем, что еще более жесткой и непримиримой была позиция армянских властей в отношении восстановления "Транссиба Закавказья".Ирина
18.01.21 12:50
еще более жесткой и непримиримой была позиция армянских властей в отношении восстановления "Транссиба Закавказья".