Guardian: нарушение цепочек поставок грозит мировой экономике «идеальным штормом»

09.10.21 19:36

Экономика

Всплеск потребительского спроса на фоне пандемии вызвал ряд глобальных проблем. По мнению экспертов, сочетание трёх элементов: нехватки энергии, дефицита рабочей силы и перебоев с транспортом — могут сбить мировую экономику с привычного курса, пишет The Guardian.

«Всё шло очень хорошо. Успешные программы вакцинации способствовали восстановлению мировой экономики после пандемии, фондовые рынки вернулись к рекордным максимумам, а цены выросли настолько, что опасения по поводу дефляции остались в прошлом», — пишет The Guardian.

«Недостаточность поставок изначально вызывала сомнения о доступности роскошных автомобилей или достаточном количестве игровых приставок под нашими рождественскими ёлками. Но теперь она превращается в полномасштабный кризис с нехваткой энергии, рабочей силы и транспорта от Ливерпуля до Лос-Анджелеса, от Циндао до Квинсленда», — отмечает издание.
 
По словам The Guardian, все эти проблемы так или иначе связаны с всплеском потребительского спроса, которому способствовала пандемия. Но вместе они грозят превратиться  в «идеальный шторм», способный сбить мировую экономику с курса.
 
Советник страхового гиганта Allianz и президент Куинз-колледжа в Кембридже Мохамед Эль-Эриан говорит, что неожиданное падение объёмов производства в Китае на этой неделе явилось чётким предупреждением о том, что мировая экономика может резко обрушиться, в то время как цены продолжат стремительно идти вверх. Подобный «двойной удар Судного дня» едва не потопил Британию в 1970-х, обращает внимание издание.
 
«Проблемы с цепочкой поставок носят гораздо более серьёзный характер, чем ожидало большинство политиков. Впрочем, компании удивлены этим в меньшей степени», — сказал Эль-Эриан. — Правительствам необходимо быстро переосмыслить свои мнения, потому что три элемента — сфера предложения, транспорт, рабочая сила — объединяются, чтобы вызвать стагфляционный ветер во всей мировой экономике».
 
Дефицит энергии наиболее ярко иллюстрирует существующую проблему. В Британии растёт количество заправок, на которых исчерпываются запасы топлива, а городам на севере Китая приходится нормировать потребление электричества и приостанавливать работу заводов перед самым пиком предрождественских закупок на Западе, обращает внимание The Guardian.
 
Обе страны были застигнуты врасплох, так как у них не оказалось достаточных топливных резервов. Всё это происходит в тот самый момент, когда весь мир стремительно скупает энергоресурсы, цена на которые заметно возросла за последние месяцы, отмечает издание.  
 
В августе из-за нехватки полупроводников производство автомобилей в Великобритании сократилось на 27% в годовом исчислении, что привело к значительному падению экспорта в Австралию, США и Китай. В четверг Stellantis, производитель Volkswagen, Ford и Opel, объявил о новых временных закрытиях предприятий в Германии в связи с недостаточным количеством микропроцессоров.
 
Но даже если бы удалось решить проблемы с ресурсами и производством, возникла бы другая проблема — подорожание перевозки товаров. На некоторых загруженных маршрутах, например из Китая в крупнейший европейский порт Роттердам, стоимость доставки контейнера за последний год выросла в шесть раз, подчёркивает The Guardian.
 
После прибытия продукции в порт трудности не заканчиваются. Нехватка рабочей силы представляет собой последнюю проблему на «всё более мучительном пути» товаров к конечному пункту назначения. Отсутствие водителей грузовиков во многих частях Европы, отчасти из-за споров по поводу условий труда, а отчасти из-за сохраняющихся COVID-ограничений, приводит к задержкам, утверждает издание.
 
Эксперт по цепочкам доставок из Университета Эдит Коуэн в Западной Австралии Флавио Ромеро Макао считает, что спровоцированный пандемией массовый потребительский спрос нарушил тонко сбалансированную глобальную экономическую экосистему. По его словам, мир оказался наводнён долларами от правительственных компенсаций, потому что люди, «как сумасшедшие», скупают всё — от телефонов с ноутбуками до тренажёров.  
 
«Повышенный спрос плюс ограниченное предложение равняются инфляции: выхода нет. Сложите все эти элементы вместе и получите идеальный шторм», — рассуждает Макао.
 
Всё чаще раздаются предупреждения об угрозе стагфляции. Среди экономистов укрепляется мнение, что центральным банкам, возможно, придётся спешно повысить процентные ставки, если инфляция сохранится во всём развитом мире, в первую очередь, в США и Британии.
 
Смена парадигмы монетарной политики после многих лет дешёвого кредита может сопровождаться «перебалансировкой» мировой экономики. Ведь страны стремятся сократить цепочки поставок и стать более самодостаточными за счёт всё более автаркической политики, которая способствует независимости от импорта, поясняет издание.
 
Ромеро Макао считает, что многие компании могут перенести производство из Китая, где заканчивается дешёвая рабочая сила, положившая начало его экономическому чуду, в такие страны, как Вьетнам и Мексика. В последней, по словам эксперта, затраты на рабочую силу ниже, чем в КНР, что делает её особенно привлекательной для американских компаний.
 
Главный инвестиционный директор компании Moneyfarm Ричард Флакс утверждает, что кризис уже подтолкнул политиков и лидеров бизнеса к переосмыслению своего курса. «Крупные корпорации и правительства пересматривают свои цепочки поставок важнейших товаров, уделяя внимание безопасности поставок, а также стоимости. Мы ожидаем, что цепочки поставок в некоторых секторах сократятся в ответ на COVID, либо через переориентацию, либо по мере того, как компании попытаются диверсифицировать свои источники поставок», — заявил он.

Источник: RT Ино ТВ

Редактор: Ксения


09.10.21 19:36

Специи, шерсть, игрушки, смартфоны... дефицит ушел, чтобы вернуться (Le Monde, Франция)

Статья обобщает тревожную ситуацию, сложившуюся в крупнейших портах мира из-за ряда трудностей в торговле. Пандемия бушует в Азии, которая преуспела в самоизоляции, но отстает от Запада в вакцинации. Санкции США против Китая лишили его полупроводников. А решение России не вывозить больше в тот же Китай необработанную древесину добавило КНР проблем.

Мировая экономика превратилась в непредсказуемую. В Европе и США потребление при содействии программ поддержки возобновляется на фоне кампаний вакцинации, в то время как в Азии фабрики и порты закрываются, чтобы ограничить распространение covid-19. Оказавшись между двумя огнями, судоходные компании должны перевозить быстро растущие объемы грузов (+10,8% в 2021 году, согласно последним прогнозам Всемирной торговой организации — ВТО). На входе в порты собираются пробки из контейнерных судов, в результате чего увеличивается время перевозок и растут цены на фрахт, за восемнадцать месяцев они выросли в десять раз. В итоге, растет дефицит пряностей, шерсти, игрушек и айфонов. Одни проблемы влекут за собой другие: отсутствие полупроводников, например, вынудило автопроизводителей закрыть некоторые из своих заводов.

«В США и Европе активность вернулась к докризисному уровню, но ее содержание изменилось, — сказал Себастьен Жан, директор Центра перспективных исследований и международной информации. — Спрос на товары длительного пользования вырос, а потребление услуг снижается». Например, рост покупок электронной продукции связан с ростом удаленной работы и цифровизацией экономики. Зато накопление сбережений богатых семей во время изоляции стимулировало продажи автомобилей во время возобновления деловой активности. А хорошее положение в строительном секторе, особенно в США, увеличивает спрос на товары для дома.

«В мире, где все спрогнозировано и спланировано, и где логистические цепочки работают по принципу „точно в срок", малейшее непредвиденное обстоятельство может посеять хаос, поставив мир в положение оркестра, где один музыкант выбивается из ритма», — отмечает Себастьен Жан. Чем дольше длится кризис, тем болезненнее его последствия. Дефицит ведет к повышению цен, что, в свою очередь, может подтолкнуть центральные банки к ужесточению их денежно-кредитной политики, а это может помешать восстановлению экономики. Со вспышкой пандемии, казалось, можно почти забыть о последствиях напряженности в торговых отношениях. Однако усиление контроля со стороны США над передачей технологий в Китай способствовало нарушению цепочек поставок полупроводников, а российский запрет на экспорт необработанной древесины в Китай спровоцировал рост цен.

Перегруженность портов

От Лос-Анджелеса до Шэньчжэня и Роттердама, у входов в порт растут очереди из судов. По данным логистического гиганта Kühne + Nagel, по состоянию на понедельник, 4 октября, по крайней мере 659 судов по всему миру ожидали выгрузки своего груза. Ожидание может длиться до трех недель. Санитарные ограничения и закрытие терминалов, подобное тому, что случилось в китайском порту Нинбо-Чжоушань, где в августе был объявлен карантин на две недели, замедляют судоходство в тот самый момент, когда возобновилась торговля товарами. Более того, суда прибывают с более высокой загрузкой, что увеличивает продолжительность стоянки. Компания IHS Markit, собирающая данные по транспорту и финансам, подсчитала, что среднее время стоянки в американском порту Лонг-Бич (Калифорния)увеличилось более чем на 70% с начала пандемии, а в порту Антверпена — на 14%.

«Не так-то просто поставить хотя бы новые подъемные краны, а для создания новой портовой инфраструктуры требуются время и деньги», — объясняет Турлок Муни, менеджер морского сектора в IHS Markit. Он выступает за улучшение координации между управляющими терминалов, администрацией порта и судоходными компаниями, чтобы лучше прогнозировать и управлять потоком товаров. В США порт Лос-Анджелеса разрешил ночную разгрузку в выходные дни, а порт Лонг-Бич будет работать круглосуточно. «Пропускная способность контейнеровозов в последние годы резко выросла, и не все порты имеют необходимую и достаточную инфраструктуру для их размещения», — добавляет Муни.

Кризис достиг таких размеров, что Такеси Хасимото, глава могущественной судоходной компании Mitsui OSK Lines, призывает государства к скоординированным действиям. «Мы находимся в ситуации, когда морская логистика переживает полный хаос и когда скоординированные действия государств могут восстановить порядок в цепочках поставок», — сказал Хашимото. Однако этот «хаос» идет на пользу судоходным компаниям. Судовладелец CMA CGM из Марселя только во втором квартале 2021 года получил чистую прибыль в размере 3,5 миллиарда долларов.

Отключение электричества наносит ущерб китайской промышленности

Прекращение подачи электроэнергии замедляет рост китайской экономики. Многим компаниям, включая субподрядчиков американского автопроизводителя Tesla и производителя Apple, пришлось в сентябре временно закрыть заводы, потому что они не могли продолжать производственный процесс. По оценкам Goldman Sachs, почти половина промышленного производства в Китае остановилась из-за отключения электроэнергии. Ожидается, что они обойдутся стране в 0,4 процентного пункта роста в 2021 году. Внутренняя добыча угля больше недостаточна для удовлетворения спроса, хотя экономика зафиксировала рост на 12,7% в первой половине 2021 года. Остановив импорт из Австралии по политическим причинам, Китай испытывает трудности с импортом из Монголии и Индонезии из-за нарушения морского судоходства. В связи с резким ростом цен на уголь, электростанции не могут увеличивать свою выработку, поскольку цена на электроэнергию имеет свои пределы.

Власти провинций, которые не справляются с сокращением выброса парниковых газов, даже решили закрыть некоторые тепловые электростанции. Больше всего от массовых отключений электроэнергии проигрывают такие энергоемкие отрасли, как предприятия по производству цемента и металлов. «Поскольку регион является центральным хабом обрабатывающей промышленности, сбои в производстве усугубят спад предложения по всему миру прямо перед Рождеством», — написал банк Natixis в комментарии, опубликованном 29 сентября.

Последствия карантина в Азии

«Развивающиеся страны Азии все еще охвачены пандемией covid-19», — отмечает Азиатский банк развития в своем последнем отчете, опубликованном в конце сентября. Азиатские государства рассчитывали сдержать пандемию путем введения драконовской политики карантина и локальных ограничений в 2020 году, и в конечном итоге они не уделили должного внимания вакцинации. С появлением гораздо более заразного штамма Дельта они были вынуждены усилить изоляцию. Когда Вьетнам закрыл фабрики, чтобы сдержать распространение эпидемии, его валовой внутренний продукт упал с роста на 6,6% до снижения на 6,2% между вторым и третьим кварталами 2021 года.

По мере того, как экономика США и Европы восстанавливалась благодаря вакцинации, многие фабрики в Азии закрывались, углубляя нехватку электроники и одежды. Страны Юго-Восточной Азии начали ослаблять ограничительные меры в сентябре, но охват этих стран вакцинацией остается низким. В конце августа 28,7% населения развивающихся стран Азии были вакцинированы. Для сравнения: этот процент составляет 51,8% в США и 58% в Европе.

Риски изменения климата

Во время невиданной волны жары, обрушившейся на Канаду летом 2021 года, пожарами были охвачены территории на западе страны, заблокировав железнодорожный транспорт на несколько недель. На Тайване апрельская засуха привела к снижению объемов производства на заводах по производству полупроводников, потребляющих много воды, что способствовало глобальному дефициту. Из-за урагана Ида, обрушившегося на прибрежные районы Мексиканского залива в августе 2021 года, была остановлена добыча нефти в США. «Рост числа серьезных климатических явлений может привести к увеличению числа сбоев в глобальных цепочках поставок, нарушению производства, увеличению затрат и росту цен, что ведет к снижению доходов предприятий», — предупреждает глобалистская консалтинговая фирма McKinsey в исследовании, опубликованном летом 2020 года.

Трудности скоро не кончатся

«Чего люди не ожидали, так это ограничений на уровне предложения, для них это стало неожиданностью», — признал в сентябре глава Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл, предупредив, что «высокий спрос на товары в сочетании с наличием узких мест означает, что инфляция превысит целевые показатели». Чтобы привести производственные мощности в соответствие со спросом потребуется немало времени. В случае с полупроводниками, например, для строительства завода потребуется в среднем два года плюс большие инвестиции, что особенно рискованно в эти трудные времена.

Агентство S&P Global Ratings прогнозирует возвращения к норме в секторе электроники, который обеспечивает большую часть экономики, «не ранее, чем через год или полтора». Способность предприятий реагировать на повышенный спрос также зависит от отмены санитарных ограничений, а в Азии с эти не торопятся. «Маловероятно, что с дефицитом будет покончено до конца 2022 года и, конечно, не раньше следующего китайского Нового года, — сказал Муни. — Поскольку запасы остаются все еще на относительно низком уровне, спрос будет высоким в следующем году».

Жюльен Буису (Julien Bouissou)

Источник: ИноСМИ

Редактор: Ксения

 


setavrw

13.10.21 18:47


Элементы системного фазового кризиса. Приращение отрицательного синергетического эффекта.


USSR2

16.10.21 14:31

Синергия тут пока не видна. Если бы она была то уже в 2008 году экономику бы обрушило. Скорее всего в современной экономике очень велики резервы

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям