Готова ли Россия создать собственный флот газовозов

06.06.24 08:01

В России

В борьбе против российских проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ) у США полностью развязаны руки и нет никаких ограничений. Это в ЕС могут долго просчитывать последствия для себя всего лишь возможного запрета перевалки нашего СПГ в европейских портах. Для США, чем меньше российского СПГ попадет на мировой рынок, тем лучше.

Изначальная ставка американцами была сделана на санкции, запрещающие передачу России технологий для сжижения газа. Считалось, что без них мы не сможем запустить ни один новый СПГ-проект.

Это оказалось ошибкой. В конце 2023 года была построена первая линия (мощностью 6,6 млн тонн в год) завода "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове. После этого были введены санкции уже против самого проекта и связанных с ним компаний, что также не принесло желаемого результата, хотя ЕС пришлось отказаться от газа с "Арктик СПГ-2". В результате, под запрет США попало само строительство судов, их передача, продажа и фрахт для "Арктик СПГ-2".

Нет никаких сомнений, что любой новый российский проект по производству СПГ столкнется с аналогичными ограничениями, давление будет расти и распространяться на все суда, перевозящие наш газ.

Россия уже создала свой флот нефтяных танкеров, но вот провернуть такое же дело с газовозами будет значительно сложнее. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вопрос введения санкций и создания параллельной структуры экспорта взаимосвязаны.

Эксперт допускает, что не только Россия, но некоторые международные структуры, которые обслуживают серые схемы в торговле подсанкционными товарами уже работают в данном направлении.

"Я очень надеюсь, что процесс создания такого флота уже идет", - говорит Гривач.

При этом, как отмечает руководитель проектов компании "Имплемента" Иван Тимонин, по сравнению с нефтяным флотом, газовый является существенно более "нишевым". Если нефтяных и нефтепродуктовых танкеров с дедвейтом более 10 тыс. тонн в мире насчитывается порядка 9 тыс., то судов для перевозки СПГ на конец 2023 года - меньше 1 тыс. Кроме того, новые корабли строятся, как правило, под нужды конкретных проектов. Таким образом, поиск "свободных" судов в случае газовозов является ощутимо более сложной задачей.

Принимая санкции против нашего экспорта нефти США приходилось учитывать, что нарушение баланса на рынке приведет к катастрофическим последствиям, в том числе в их стране. Они не хотели убрать нашу нефть с рынка, а лишь пытались ограничить ее цену. С российским СПГ они не церемонятся, для США мы только конкурент. Газа у них достаточно своего с избытком, который позволил им стать мировым лидером по экспорту СПГ в 2023 году. А учитывая ожидаемый профицит СПГ на рынке в 2025-2026 годах, конкуренция только обострится. Не проще ли убрать конкурента?

Поэтому и запреты могут быть более жесткими, чем с нефтью. К тому же основной прирост производства российского СПГ должен прийтись на проекты в Арктике, а это еще сильнее ограничивает возможности для создания своего флота.

Газовозы арктического класса еще меньше, чем обычных, поясняет Тимонин. Наиболее вероятным решением в их случае представляется развитие собственных производств. Исходя из практики верфи "Звезда", сроки строительства подобных танкеров составляют порядка 3-4 лет.

Работающий сейчас завод "Ямал-СПГ" обслуживают 15 газовозов арктического класса. Для "Арктик СПГ-2" нужен 21 газовоз. Первый планируют сдать в этом году. Но времени у нас почти нет.

Для ускорения процесса также возможно рассматривать варианты партнерств с китайскими судостроителями, считает Тимонин. Кроме того, важно отметить и вопрос развития перевалочной инфраструктуры СПГ (перегрузка СПГ с газовозов ледового класса на обыкновенные - запланированы в Мурманске и на Камчатке), нацеленной на оптимизацию численности именно арктических судов.

Впрочем, есть еще вариант доставлять СПГ на побережье Балтийского, Черного или Охотского моря и отправлять на экспорт оттуда. Но, как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, в теории такая возможность, наверное, есть, так как сухопутные логистические коридоры в РФ между этими регионами возможны. Но доставка по суше несет в себе значительный рост издержек на транспортировку, что сильно снизит маржинальность проекта.

По мнению Тимонина, морские поставки сжиженного газа при больших расстояниях и объемах транспортировки являются наиболее эффективным с экономической точки зрения решением. Возможность железнодорожных отгрузок в случае крупнотоннажных активов может рассматриваться только теоретически. В связи с этим операторы арктических заводов СПГ все же будут стремиться к формированию флота даже в санкционных условиях, считает эксперт.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


astill07

07.06.24 12:56

Необходим расчет (и просчет) самых крайних вариантов штатовского противодействия. Включая, военные меры. На море и под водой. Поскольку процесс снятия последних печатей...

Alanv

09.06.24 17:43

Вы почему-то считаете, что они не просчитаны? А с чего бы?

astill07

10.06.24 16:08

Практика последних 8-10 лет показывает странную "веру" в приоритетную значимость экономики для всех. Включая наших (смертельных) противников. Строительство второй очереди Сев.Потока, даже слушать не желало предупреждения о военных решениях. Не верило. Считало такие расчеты ГЛУПОСТЬЮ. И сейчас, похоже, большинство наших управленцев (самых высших, в том числе) продолжает "верить" в приоритетность экономических соображений "выгоды".

Аббе

10.06.24 16:39

> astill07
Практика последних 8-10 лет показывает странную "веру" в приоритетную значимость экономики для всех. Включая наших (смертельных) противников. Строительство второй очереди Сев.Потока, даже слушать не желало предупреждения о военных решениях. Не верило. Считало такие расчеты ГЛУПОСТЬЮ. И сейчас, похоже, большинство наших управленцев (самых высших, в том числе) продолжает "верить" в приоритетность экономических соображений "выгоды".
Не совсем так.
Экономическими мерами размахивали. Только про них и говорили.
Но?
Те же Северные потоки имели разную судьбу. Первый отработал и не плохо.
Вспоминайте, КАК достраивали второй поток?
Откровенно тянули резину. То идёт укладчик, то не идёт. То идёт с загогулинами.
Экономическими лозунгами маскировали всё остальное.
По крайней мере, такой приём "не исключается".


Аббе

10.06.24 16:55

Опять же.
Размахиванием флага "Россия имеет сложности со строительством газовозов" могут прикрывать ту же газификацию Кольского полуострова.
И какие трубы собираются укладывать в гранитные массивы тамошних пространств - сегодня не будет говорить никто.
А разница то огромная.
Если там газа "только для Мурманской области" - тогда и говорить не об чем. Это автаркия и сразу экономическое поражения.
Если же "для Мурманска и ещё в разы больше", так это уже стратегическое решение распараллеливания способов решения проблемы.
Мурманск порт не замерзающий. И подогнать туда готовый блок с заводом СПГ - вполне реальное решение.
А это значит только то, что газовозы усиленного ледового класса станут менее жёстко востребованы.
Если верить Марцинкевичу, то "просто газовоз" стоит около 150-160 миллионов долларов.
Похожий, но усиленного ледового класса - 320 миллионов.
Так ведь судно то - дело среднесрочное. Вышел расчётный срок эксплуатации - на списание.
Трубы же и делаются из менее сложных сплавов и сроки им намного дольше.
Получается, что завод СПГ на незамерзающем берегу вполне сможет отдавать жидкий метан любому танкеру мирового флота. И этих "нероссийских просто танкеров" многократно больше, чем у собственно России.
Решение не абсолютное. США и ЕС могут пакостить и на этом направлении. Более того, обязательно станут пакостить.
Но?
Фронт противодействия растягивается. Тут и против Южной Кореи, что бы не отдавали России готовые газовозы, и против ЛЮБЫХ усилий России получить что то извне на то, что будет строиться в России, но ведь ещё и против ВСЕХ, у кого такие танкеры окажутся свободдными для такой операции.

Вот корейцам то радости? Уже построили, а в Россию продать нельзя, запрещено. И никому в целом мире нельзя. Они вне ледовых полей не имеют смысла.
Потом - бегать по всей технологической отрасли - продолжать запрещать. Им тоже счастье.
И что делать против десятков и сотен "просто газовозов"?
Пройдёт какое то время, в России построят СВОИ танкеры УЛК. И смогут таскать груз до пункта перевалки к границе льдов.
И это ещё одна головная боль в противодействиях.

Но?

Силы то у США уже совсем не те, что в 1945 году.
Время работает на Россию.


argus98

10.06.24 19:48

> astill07 "Считало такие расчеты ГЛУПОСТЬЮ.
"(с) - потоки многократно окупились, за счёт повышения цены газа. Причём буржуйские инвесторы в СП (французы, немцы, австрийцы, голландцы, бритты) получили убытки, а Газпром - прибыли.

И кто после этого глупый??!


NRoss

14.06.24 17:05

Не о том думаете, господа. Нужна глубокая переработка газа.
Сжигать метан в печках - это топить её осигнациями(CR).
К примеру, Амурский комплекс - это лучшее решение властей за посл. 20 лет. И главное там - это гелий.
Когда-то СГА запретили воздухоплаванье из-за монополии на гелий и получилась эпоха аэронавтики: 20-й - 21-й век. Амурский завод даёт надежду на /хотя бы/ тестовую эксплуатацию дирижаблей на гелии, а это - новая/старая/ революция в логистике.
Печально, что об этом даже не задумываются те, у кого есть возможности и деньги - наверняка запродадут всё китаёзам, а потом будем у них покупать мавики дирижале-комплекты.
И это только пример. На деле нужны куда большие инвестиции в нефтехимию и гахохимию.


ale19547797

14.06.24 17:15

> NRoss
Не о том думаете, господа. Нужна глубокая переработка газа.
Сжигать метан в печках - это топить её осигнациями(CR).
К примеру, Амурский комплекс - это лучшее решение властей за посл. 20 лет. И главное там - это гелий.
На настоящий момент строится ряд газоперерабатывающих заводов на берегу Финского Залива, причем запроектированы и начали строится они еще до 22-го года. Правда, сроки сдвинуты вправо из-за отказа контран=гентов на поставки оборудования, но рано или поздно введут в строй. Есть данные о целом ряде других именно перерабатывающих проектов.
Не все быстро, ну да только скоро только сказки сказываются))


Alanv

14.06.24 19:07

"Строительство второй очереди Сев.Потока, даже слушать не желало предупреждения о военных решениях. Не верило. Считало такие расчеты ГЛУПОСТЬЮ."

Так НИКТО В МИРЕ не верил в подрывы ТАКИХ объектов инфраструктуры. Ни разу до того ни от кого таких опасений не возникало. Ну вот вы, видимо, были прозорливы, и так думали, тогда вам в Ванги. Это не военное, а террористическое решение. И более того, глупостью является именно сам этот подрыв. По крайней мере, по отношению к России. Этот подрыв - чисто проблема Германии/Гейропы, и не более того. Именно они нынче платят за него.
Нам от этого ни холодно, ни жарко, поэтому это никак не просчёт России.


Аббе

15.06.24 09:14

> NRoss
Не о том думаете, господа. Нужна глубокая переработка газа.
Сжигать метан в печках - это топить её осигнациями(CR).
К примеру, Амурский комплекс - это лучшее решение властей за посл. 20 лет. И главное там - это гелий.
Когда-то СГА запретили воздухоплаванье из-за монополии на гелий и получилась эпоха аэронавтики: 20-й - 21-й век. Амурский завод даёт надежду на /хотя бы/ тестовую эксплуатацию дирижаблей на гелии, а это - новая/старая/ революция в логистике.
Печально, что об этом даже не задумываются те, у кого есть возможности и деньги - наверняка запродадут всё китаёзам, а потом будем у них покупать мавики дирижале-комплекты.
И это только пример. На деле нужны куда большие инвестиции в нефтехимию и гахохимию.
Газовая турбина совокупно с паровым котлом на сверхкритических значениях пара и малооборотистой паровой турбиной - это выход на КПД изрядно выше 50%.
Была энергия сгорания метана и из неё получить более 50% в виде эектроэнергии - это ОЧЕНЬ хороший результат. Точно не "топить печку ассигнациями".
Если получится ещё и применить сбросное тепло для отопления чего то важного и нужного - вовсе идеальное решение.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям