06.06.24 08:01
В борьбе против российских проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ) у США полностью развязаны руки и нет никаких ограничений. Это в ЕС могут долго просчитывать последствия для себя всего лишь возможного запрета перевалки нашего СПГ в европейских портах. Для США, чем меньше российского СПГ попадет на мировой рынок, тем лучше.Изначальная ставка американцами была сделана на санкции, запрещающие передачу России технологий для сжижения газа. Считалось, что без них мы не сможем запустить ни один новый СПГ-проект.
Это оказалось ошибкой. В конце 2023 года была построена первая линия (мощностью 6,6 млн тонн в год) завода "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове. После этого были введены санкции уже против самого проекта и связанных с ним компаний, что также не принесло желаемого результата, хотя ЕС пришлось отказаться от газа с "Арктик СПГ-2". В результате, под запрет США попало само строительство судов, их передача, продажа и фрахт для "Арктик СПГ-2".
Нет никаких сомнений, что любой новый российский проект по производству СПГ столкнется с аналогичными ограничениями, давление будет расти и распространяться на все суда, перевозящие наш газ.
Россия уже создала свой флот нефтяных танкеров, но вот провернуть такое же дело с газовозами будет значительно сложнее. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вопрос введения санкций и создания параллельной структуры экспорта взаимосвязаны.
Эксперт допускает, что не только Россия, но некоторые международные структуры, которые обслуживают серые схемы в торговле подсанкционными товарами уже работают в данном направлении.
"Я очень надеюсь, что процесс создания такого флота уже идет", - говорит Гривач.
При этом, как отмечает руководитель проектов компании "Имплемента" Иван Тимонин, по сравнению с нефтяным флотом, газовый является существенно более "нишевым". Если нефтяных и нефтепродуктовых танкеров с дедвейтом более 10 тыс. тонн в мире насчитывается порядка 9 тыс., то судов для перевозки СПГ на конец 2023 года - меньше 1 тыс. Кроме того, новые корабли строятся, как правило, под нужды конкретных проектов. Таким образом, поиск "свободных" судов в случае газовозов является ощутимо более сложной задачей.
Принимая санкции против нашего экспорта нефти США приходилось учитывать, что нарушение баланса на рынке приведет к катастрофическим последствиям, в том числе в их стране. Они не хотели убрать нашу нефть с рынка, а лишь пытались ограничить ее цену. С российским СПГ они не церемонятся, для США мы только конкурент. Газа у них достаточно своего с избытком, который позволил им стать мировым лидером по экспорту СПГ в 2023 году. А учитывая ожидаемый профицит СПГ на рынке в 2025-2026 годах, конкуренция только обострится. Не проще ли убрать конкурента?
Поэтому и запреты могут быть более жесткими, чем с нефтью. К тому же основной прирост производства российского СПГ должен прийтись на проекты в Арктике, а это еще сильнее ограничивает возможности для создания своего флота.
Газовозы арктического класса еще меньше, чем обычных, поясняет Тимонин. Наиболее вероятным решением в их случае представляется развитие собственных производств. Исходя из практики верфи "Звезда", сроки строительства подобных танкеров составляют порядка 3-4 лет.
Работающий сейчас завод "Ямал-СПГ" обслуживают 15 газовозов арктического класса. Для "Арктик СПГ-2" нужен 21 газовоз. Первый планируют сдать в этом году. Но времени у нас почти нет.
Для ускорения процесса также возможно рассматривать варианты партнерств с китайскими судостроителями, считает Тимонин. Кроме того, важно отметить и вопрос развития перевалочной инфраструктуры СПГ (перегрузка СПГ с газовозов ледового класса на обыкновенные - запланированы в Мурманске и на Камчатке), нацеленной на оптимизацию численности именно арктических судов.
Впрочем, есть еще вариант доставлять СПГ на побережье Балтийского, Черного или Охотского моря и отправлять на экспорт оттуда. Но, как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, в теории такая возможность, наверное, есть, так как сухопутные логистические коридоры в РФ между этими регионами возможны. Но доставка по суше несет в себе значительный рост издержек на транспортировку, что сильно снизит маржинальность проекта.
По мнению Тимонина, морские поставки сжиженного газа при больших расстояниях и объемах транспортировки являются наиболее эффективным с экономической точки зрения решением. Возможность железнодорожных отгрузок в случае крупнотоннажных активов может рассматриваться только теоретически. В связи с этим операторы арктических заводов СПГ все же будут стремиться к формированию флота даже в санкционных условиях, считает эксперт.
astill07
07.06.24 12:56
Необходим расчет (и просчет) самых крайних вариантов штатовского противодействия. Включая, военные меры. На море и под водой. Поскольку процесс снятия последних печатей...Alanv
09.06.24 17:43
Вы почему-то считаете, что они не просчитаны? А с чего бы?astill07
10.06.24 16:08
Практика последних 8-10 лет показывает странную "веру" в приоритетную значимость экономики для всех. Включая наших (смертельных) противников. Строительство второй очереди Сев.Потока, даже слушать не желало предупреждения о военных решениях. Не верило. Считало такие расчеты ГЛУПОСТЬЮ. И сейчас, похоже, большинство наших управленцев (самых высших, в том числе) продолжает "верить" в приоритетность экономических соображений "выгоды".Аббе
10.06.24 16:39
Аббе
10.06.24 16:55
argus98
10.06.24 19:48
NRoss
14.06.24 17:05
Не о том думаете, господа. Нужна глубокая переработка газа.ale19547797
14.06.24 17:15
Alanv
14.06.24 19:07
Аббе
15.06.24 09:14