Тихоокеанский флот усилят новыми субмаринами

24.11.21 05:05

Армия, ВПК, спецслужбы

Подводные силы Тихоокеанского флота (ТОФ) ждет укрепление. К 2024 году во Владивостоке будут нести службу шесть многоцелевых субмарин проекта 636.3. Эти корабли увеличат возможности российского флота в регионе: лодки этой серии считаются одними из самых бесшумных в мире и несут на борту внушительный арсенал, в том числе крылатые ракеты «Калибр», а также сверхзвуковые «Ониксы». По словам экспертов, усиление подводной составляющей ТОФ необходимо с учетом осложняющейся ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Невидимы и бесшумны

Минобороны согласовало план поставки дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 на Тихоокеанский флот, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Согласно плану, к 2024 году должно завершиться перевооружение российских подводных сил в Приморье. К этому времени во Владивостоке будут нести службу шесть субмарин этого класса. Они будут входить в состав 19-й бригады подводных лодок.

Изначально корабли 636-й серии разрабатывались для экспорта в страны Организации Варшавского договора. Со второй половины 1990-х годов по проекту и его модификациям строились лодки для КНР, Алжира и Вьетнама. Однако затем было принято решение закупить такие субмарины и для российского флота. Они создаются по модернизированному варианту 636.3. От базовой версии эти лодки отличаются лучшими ходовыми характеристиками, еще более низким уровнем шумности, наличием автоматизированной системы управления, современным навигационным комплексом.

Первая серия из шести подлодок проекта 636.3 была построена с 2014 по 2016 год. Все они несут службу на Черноморском флоте. В сентябре 2016-го был подписан контракт еще на шесть субмарин для Тихоокеанского флота. Сегодня в строю находятся три из них. «Петропавловск-Камчатский» был передан флоту в 2019 году, «Волхов» — в 2020-м, и совсем недавно, 12 октября 2021-го, в состав ВМФ вошла лодка «Магадан».

Подводные лодки проекта 636.3 считаются одними из самых бесшумных в мире и способны выполнять широкий круг задач — уничтожать надводные и подводные корабли, патрулировать прибрежные воды, вести разведку.

Длина корабля — 74 м, максимальное водоизмещение — свыше 3,9 тыс. т, скорость — до 20 узлов, автономность плавания — 45 суток. На борту он несет шесть 533-мм торпедных аппаратов, может применять торпеды и мины, а также крылатые ракеты «Калибр-ПЛ».

Корабли-носители крылатых ракет «Калибр» стали направлять на Тихий океан лишь в последние годы, отметил военный историк Дмитрий Болтенков. Дальность полета таких боеприпасов приближается к 1,5 тыс. км, они поражают объекты с высокой точностью и представляют собой непростую цель для современных систем ПВО.

— До поступления на ТОФ подлодок проекта 636.3 там было лишь несколько субмарин еще советской постройки, — рассказал «Известиям» эксперт. — В базирующейся во Владивостоке 19-й бригаде подводных лодок осталось всего несколько. На Камчатке дизель-электрических субмарин вообще не осталось. Необходимо дальнейшее усиление подводной составляющей Тихоокеанского флота, особенно если посмотреть, как усиливаются военно-морские силы Японии, Северной и Южной Кореи, Китая. Корабли проекта 636.3 при необходимости смогут ставить минные заграждения, обнаруживать и уничтожать подлодки вероятного противника, наносить удары по наземным объектам.

Внимание на Тихий

Поскольку лодки обновленного проекта стали носителями крылатых ракет «Калибр» и способны наносить удары по наземным целям, они могут применяться для действий в Японском море, полагает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

— С учетом ухудшения ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе такие лодки нужны, — уверен эксперт. — В связи с угрозой размещения американских ракет средней дальности на территории Японии нам нужно дополнительное количество носителей крылатых ракет. Но основная роль новых подводных лодок в том, чтобы ограничивать возможность действий кораблей противника в важных для нас районах в ближней морской зоне. Наличие субмарин проекта 636.3 важно с точки зрения возможного применения в различных локальных конфликтах. Тем более что в последние годы и у Японии, и у Южной Кореи подводные силы модернизировались высокими темпами.

Немаловажной задачей для новых подводных лодок может стать и прикрытие атомных подводных стратегических ракетоносцев, добавил Василий Кашин.

— В советские времена дизель-электрические подводные лодки направлялись на Дальний Восток в том числе для обеспечения безопасности атомных ракетных крейсеров, несущих боевое дежурство в Охотском море. Они брали под контроль проливы между Курильскими островами, где был наиболее вероятен проход американских субмарин, — напомнил он.

Тихоокеанский флот в постсоветские годы длительное время оставался без внимания. Новые корабли шли преимущественно в Арктику, на Балтику и на Черное море. Однако в последние годы Минобороны всерьез взялось за обновление корабельного состава ТОФ. В конце прошлого года в его состав вошел корвет «Гремящий» — головной корабль проекта 20385, способный применять ракеты «Калибр» и «Оникс». 

Одновременно в строй встал корвет проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов». Также была завершена глубокая модернизация большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников». После установки противокорабельных и крылатых ракет и усиления ПВО бывший противолодочный корабль сменил специализацию и был переквалифицирован во фрегат. Кроме того, в состав ТОФ в прошлом году вошел новый базовый тральщик «Яков Баляев».

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Редактор: Ксения


Leo Leon

24.11.21 11:22

Почему бы не наладить выпуск дизельных подлодок на Амурском Судостроительном Заводе, бывшем заводе им. Ленинского Комсомола, бывшем п/я 199? В советское время там строили АПЛ, значит соответствующие цеха есть. Насытить их современным оборудованием и обучить персонал... Конечно это деньги, это объемный труд, но иметь на ДВ нормально действующий центр военного судостроения наверное стоит того.

Иван дурак

24.11.21 13:00

По минам для ПЛ хотелось бы закончить мысль. На мой взгляд, для малошумных ПЛ будет уместным применять маломощные мины-хлопушки с таймером, которые помогут выявлять вражеские ПЛ. Такая мина будет иметь задачу предотвратить столкновение двух малошумных ПЛ, если они друг друга потеряли, и происходит опасное сближение. Повторюсь - во избежание их столкновения. В международных водах применение таких мин, на мой взгляд, допустимо.

Zmey

24.11.21 13:45

--> Leo Leon
На Амруском СРСЗ сейчас корветы клепают пр.20380/20385 и заказов у них на пару лет веперед.

--> Иван дурак
Логика в том, что ПЛ надо передвигаться максимально скрытно, и никак себя не обнаруживать. Если ПЛ будет по курсу валить мины пачкамии, это в противоречие с логикой, позволит максимально легко ее обнаружить, а по закладке двух-трех мин понять курс.
Только тишина и никаких лишних движений.


NRoss

24.11.21 14:10

Да, с НАПЛ печальненько как-то. Адмиралтейцы 636-ю штампуют за 2 года - это очень хороший темп, но..., но эта ПЛ - лишь отчасти ПЛ. 3-е суток под водой, и не на 20 узлов, а потом снова дизели на подзарядку. Европейские ВНЭУ, говорят, до 30 сут. работает, и стоит лишь надеяться, что пр. 677 всё таки допилят. Уж больно долго ведётся разработка: даже промышленный шпионаж мог отработать по этому направлению много раз, если бы на то была политическая воля.
Как затыкание зияющих дыр 636-е вполне нормальны, но для мирного времени.
Куда более плачевно дела обстоят с минно-тральным вооружением, равно как и с береговой авиацией.


Аббе

24.11.21 14:46

Япония пытается попробовать замену атмосферонезависимых источников энергии на литий-ионные аккумуляторы. В России про это молчат.
И это - сильно неприятно. Ионники позволят увеличить запас энергии относительно свинца,как минимум в 3 раза. Не факт, сильно не факт, номожет быть, получится иметь срок погружения в два-три раза относительно просто дизельных ПЛ.
Но, это никак не продвигает нас к 20-30 суткам под водой в версии с жидким кислородом на борту.
Может что то отрабатывается из технологий ядерных реакторов малой мощности? Для корабля с водоизмещением в 4000 тонн понадобится (крайне грубо) от 200 кВт на движение и от 200 же киловатт на жизнеобеспечение и приборы. Восстановление воздуха и дополнение его кислородом - задача энергоёмкая. Приборы боевой службы - не святым духом питаются.
То есть - мало-мало, но вот 400 кВт электричества и от 800-1000 кВт выделения тепла - неизбежны.
О чём думают в штабе ВМФ и с какими проблемами столкнулись - никаких сведений нет.
Может для публики это и знать не нужно, может быть.
Но, неприятно. СИЛЬНО неприятно.
Печальной необходимостью выглядит создание массовой серии подводных беспилотников на корпусе ядерного Посейдона. Замена реакторов и ядерной БЧ на литиевые аккумуляторы и много приборов слежения за обставновкой.
Боевая ценность у них почти никакая. Но, замена ими ПЛ для патрулирования - может оказаться реальностью.
Типа замены больших кораблей флота типа Петра и Кузнецова на малые ракетные корабли с Калибрами.
Из разряда "как смогли, так и сделали".
Пустяк? Почти ничто? Неизбежные базирования на надводные корабли флота, выводимые в интерсующий нас район? Что бы не гонять беспилотники к береговой базе.
Ну, так оно и есть. Типа авиаматки образца 1915года. Вышли в море, в нужных местах спустили на воду расчётное количество бепилотников и легли дрейф. ЖДАТЬ и получать от беспилотников сведения.
Условно "район пролива такой то" прикрыт. Мера же качества рикрытия - останется неизвестной до момента создания и применения такого вот оружия.
Просто масса условного "Посейдона 2" не может превысить 20 тонн. В отличие от ПЛ водоизмещением в 4000 тонн.


Иван дурак

24.11.21 15:11

> Zmey
Логика в том, что ПЛ надо передвигаться максимально скрытно, и никак себя не обнаруживать. Если ПЛ будет по курсу валить мины пачкамии, это в противоречие с логикой, позволит максимально легко ее обнаружить, а по закладке двух-трех мин понять курс.
Только тишина и никаких лишних движений.
Постановка мин имеет смысл только в случае, если надо остановиться и при этом избежать столкновения. ПЛ друг друга пасут, двигаются вблизи, несмотря на скрытность. Вот предположим, следящая лодка напоролась на мину, её действия? Скорее всего остановится для выяснения обстановки: авария, диверсия, атака?
В это время преследуемая лодка зафиксирует, откуда за ней следят, сменит курс и тихо оторвётся от преследования.

ЗЫ: допустим, одна модификация мины-хлопушки может быть безобидной - предупреждающей, а другая модификация может тряхнуть так, что у преследующей лодки выйдет из строя высокочувствительное оборудование, так что ПЛ "ослепнет".
При этом мина должна утилизироваться так, чтобы следов не нашли :) Что взорвалось, где взорвалось, кто хозяин мины - загадка :)


_STRANNIK

24.11.21 16:29

> Аббе
Япония пытается попробовать замену атмосферонезависимых источников энергии на литий-ионные аккумуляторы. В России про это молчат.
И это - сильно неприятно.
Нуу...эээ....Не судите опрометчиво (С). Как известно - "не все золото, что блестит"...Отсутствие материалов по конкретной теме может иметь совершенно разные причины...ИМХО.


Zmey

24.11.21 16:47

--> Иван дурак
Постановка мин имеет смысл только в случае, если надо остановиться и при этом избежать столкновения.
И только в том случае, если лодка противника идет точно в хвост. Шанс чего абсолютно мизерный.

ПЛ друг друга пасут, двигаются вблизи, несмотря на скрытность.
На совершенно разных курсах, на разной глубине и на разной скорости. И в подавляющем большиснтве случаев - только предполагая, где же лодка противника, не имея никаких точных данных.

Вот предположим, следящая лодка напоролась на мину, её действия? Скорее всего остановится для выяснения обстановки: авария, диверсия, атака?
Любой командир ПЛ, если предположит, что его реально атаковали, тут же будет атаковать в ответ. Причем любые доступные цели. Потому что у него под водой нет полной информации об обстановке. А вдруг уже началась война и активные боевые действия? И если его не убили этой атакой, то вскоре последует другая.

В это время преследуемая лодка зафиксирует, откуда за ней следят, сменит курс и тихо оторвётся от преследования.
Как она зафиксирует и тихо оторвется? Если и рванет ваша мина, то только в хвосте. И никто вам не скажет, на каком курсе лодка противника на эту мину напоролась - на догонном, на пересекающем или вообще на всплытии. И тихо оторваться уже не получится, потому что противник может предположить начало войны, включит активный сонар и вломит уже реальными торпедами.

допустим, одна модификация мины-хлопушки может быть безобидной - предупреждающей, а другая модификация может тряхнуть так, что у преследующей лодки выйдет из строя высокочувствительное оборудование, так что ПЛ "ослепнет".
Что есть фактическое нападение на корабль иностранного государства. Классический казус белли.

При этом мина должна утилизироваться так, чтобы следов не нашли :) Что взорвалось, где взорвалось, кто хозяин мины - загадка :)
Короче, вы ппц фантаст, оторванный от реальности.


Амиго

24.11.21 17:04

Про мины.... Мина должна распознать сигнатуру источника и его интенсивность. То есть большой вопрос - на какой глубине ее устанавливать. Если просто положить на дно то сигнала может не хватить для ее срабатывания. В случае с "Курском" были учения. Учения это всегда огромное скопление кораблей. Разумеется, перед учениями сообщаются координаты полигона, и кто в него вошёл тот это делает на свой риск; подлодки вероятного противника рискуют. И Ваша мина может сработать под своим плавсредством и может не сработать под подлодкой противника.

Аббе

24.11.21 17:46

> _STRANNIK
> Аббе
Япония пытается попробовать замену атмосферонезависимых источников энергии на литий-ионные аккумуляторы. В России про это молчат.
И это - сильно неприятно.
Нуу...эээ....Не судите опрометчиво (С). Как известно - "не все золото, что блестит"...Отсутствие материалов по конкретной теме может иметь совершенно разные причины...ИМХО.
Причин может быть много. Важно то, что наши ПЛ сегодня не могут сидеть под водой 30 суток. А та же ПЛ над водой и с шумом дизелей - мишень.
В Чёрном море есть укрытие времён СССР. И там можно разместить ПЛ, которые вообще не будут подниматься на поверхность во время боевого дежурства. Вышли под водой и отработали весь поход ПОД водой. Осталось сделать их литиевыми. Крайне грубо - 6 улов это 11 км/час. Всё море пройти вдоль, туда и обратно - 90 часов*2. 180 часов. Неделя с небольшим.
Две недели под водой - исплаваться до усталости. А сегодняшний шантаж России лазерным зондированием "вот здесь у Вас выбросы метана" подсказывают, что выбросы углекислого газа в локальной точке моря опознаются ещё быстрее.
Бог к ним, что ПЛ бесшумная. Важно, что известно, где она извергает выхлопные газы. О дальнейшем будет рассуждать?
Если в России сделали Поседон с ядерным двигателем - никто не может помешать сделать торпеды в калибре от 650 до 1000 мм. И кидать их с самолётов, благо, что море глубокое.
Кинули, она уравновесилась, всплыла на 50 метров и пошла сутчать локаторами. А если их 20 штук, то уходить от них, из кольца - немножко затруднительно. Скорость не эсминца, скорее 5-8 узлов? Но, ПЛ, которая разовьёт 20 узлов - даст шум. И на него уже наводить надводные корабли - нет проблем.
Торпедоподобные БПЛА в калибре 1000 мм смогут дать дальность до 100 км относительно быстрого хода и вдвое дальше на литии. Смысл - как у скидываемых с самолёта буях поиска ПЛ. При этом они многоразовые. Отработали поиск и соберутся в кучу - собирайте их судном - сборщиком таких устройств.
Нечто, сравнимое с раскидываемой с лодки, или с берегового пирса сетки для ловли рыбы. КИНУЛИ и свинцовые грузила быстро увлекли края сети ко дну. Уйти то рыба не успеет.
Вот что лежит на поверхности в самом ближайшем времени.
И сегодняшняя Холодная Война №2 будет намного более тяжкая, чем вчера.
У противника этих НАПЛ уже десятки. И их характеристики в части невсплытия по 20 суток....
Это неприятно.
Так что - ядерный реактор на 500 кВт электрической мощности - вполне разумная версия решения такой проблемы.


Иван дурак

24.11.21 20:22

> Zmey
Короче, вы ппц фантаст, оторванный от реальности.
Пишет бывший командир ПЛ, что делать с этой реальностью:

"Несмотря на то что и российские, и американские, и другие подводные лодки оборудованы современными сонарами и другими средствами обнаружения, такие столкновения происходят регулярно, добавил Игорь Кудрин. Из-за особенностей водной среды две субмарины могли просто оказаться друг у друга в зоне "акустической тени". Ссылка

Это вам вопрос: что с этим делать? Хорошо, когда неопасное столкновение у ПЛ, а если опасное вплоть до взрыва БК? Реальность, она такая.


Иван дурак

24.11.21 20:27

> Амиго
мина может сработать под своим плавсредством и может не сработать под подлодкой противника.
Я почитал про морские мины. Пишут, что их можно настраивать под разные параметры цели. Понятно, что 100% гарантии нет, однако речь не идёт о боевой мине, направленной на поражение.


Zmey

25.11.21 09:35

--> Иван дурак
Это вам вопрос: что с этим делать? Хорошо, когда неопасное столкновение у ПЛ, а если опасное вплоть до взрыва БК? Реальность, она такая.
В том то и фокус, что с этой реальностью никто ничего не будет делать, потому что это реальность. Это боевая служба, это противостояние на военных кораблях, всегда приближенное к реальной боевой обстановке, в условиях когда настоящая война может начаться неожиданно и прямо сейчас.
На учениях тоже, бывает, бойцы гибнут и техника ломается в ноль, самолеты падают. От этого никуда не деться.

Единственный вариант - делать лодки так, что бы при случайном столкновении тонула вражеская ПЛ, а не твоя.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям