«Россети» завершили работу по первому этапу электроснабжения Восточного полигона

12.02.24 14:58

В России

В России завершен стратегически значимый проект: «Россети» реализовали первый этап электроснабжения Восточного полигона — БАМа и Транссиба. Объем инвестиций превысил 160 млрд рублей. Новая электросетевая инфраструктура нужна не только железной дороге, она станет стимулом для развития сразу восьми регионов Сибири и Дальнего Востока. Также это мощный драйвер для роста ориентированной на экспорт промышленности, отмечают эксперты.

Часть большего

О выполнении работ глава ПАО «Россети» Андрей Рюмин доложил президенту РФ Владимиру Путину на совещании о развитии транспортной отрасли 7 февраля.

— Все электросетевые объекты первого этапа электроснабжения Восточного полигона поставлены под напряжение. Уже сейчас мы обеспечили около 200 МВт дополнительной мощности для БАМа и Транссиба, — сообщил Андрей Рюмин.

Вице-премьер Александр Новак в ходе совещания отметил, что необходимые работы идут в рамках нацпроекта — Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Восточный полигон — это более 14 тыс. км железных дорог, по которым ежегодно перевозится 23 млн пассажиров. Кроме того, это ключевое звено международного транспортного коридора Запад – Восток, от которого напрямую зависят рост товарооборота со странами Азии и диверсификация российского экспорта.

— Усиление Восточного полигона — это проект, появление которого диктовалось одновременно развитием отношений с Китаем, а также грядущим отказом от угля со стороны Евросоюза. Перед нами часть большой программы, цель которой — упростить экспорт энергоресурсов, — отметил в беседе с «Известиями» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Ранее Владимир Путин поставил задачу в 2024 году увеличить пропускную способность Восточного полигона до 180 млн т в год. Для сравнения, еще 10 лет назад показатель был около 100 млн т. При этом по итогам 2030 года он должен дойти до 210 млн т.

— Решение такой масштабной задачи невозможно без электрификации железных дорог и создания новых энергетических мощностей, — подчеркнул экономист Андрей Лобода.

Так, в рамках первого этапа «Россети» построили почти 3 тыс. км новых линий электропередачи и несколько крупных питающих центров. Один из них — подстанция 500 кВ «Нижнеангарская» в Бурятии, которая вошла в тройку крупнейших сетевых объектов Дальнего Востока. Завершение ее строительства и 500-километрового энерготранзита до подстанции 500 кВ «Усть-Кут» в Иркутской области ознаменовало финал первого этапа.

Стимулы роста

В ходе совещания Владимир Путин подчеркнул, что новая энергетическая инфраструктура важна не только для развития транспортной отрасли, но и для жителей восьми регионов России — Бурятии, Хакасии, Забайкалья, Красноярского края, Приморья, Хабаровского края, Иркутской области и Кузбасса.

— Проделанная работа позволяет увеличить, значительно увеличить мощности и повысить надежность электроснабжения населенных пунктов во всех этих регионах, — заявил президент.

Реализация проекта также стала стимулом для роста промышленности: обеспечены энергией несколько крупных предприятий и объектов инфраструктуры, отмечают представители отрасли. Речь идет в том числе о создании возможности подключения к новым мощностям проектов в таких сферах, как нефтегазовая, нефтегазохимия, добыча полезных ископаемых, драгоценных металлов, а также в лесной промышленности и других отраслях, пояснил вице-премьер Александр Новак.

— Приведу ряд крупных из них: это нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, золоторудное месторождение «Сухой Лог», конечно, Ковыктинское газовое месторождение (ресурсная база газопровода «Сила Сибири». — «Известия») и многие другие, — рассказал Андрей Рюмин.

Комплексный эффект

Создание энергетической инфраструктуры шло в трудных условиях: при экстремальных температурах до минус 60 градусов, вдали от населенных пунктов и автодорог. На стройке энергообъектов было занято более 6 тыс. человек и свыше 2 тыс. единиц техники, добавил глава компании «Россети».

— Работы, проведенные в рекордные сроки, в тяжелых условиях, показали возможности нашего электроэнергетического комплекса мобилизовать максимум усилий при реализации сложнейших технологических и логистических задач, — считает зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.

Сегодня, в период активной реализации политики импортозамещения, показательно, что 90% всего установленного оборудования и использованных материалов в проекте — российского производства, отметил заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

Были также применены сложные технические решения: например, для перехода ЛЭП через Лену использовались опоры, которые по высоте сопоставимы с 30-этажным домом, сообщил Андрей Рюмин.

Юрий Федоров добавляет, что 90% российского оборудования и материалов «означает синергетический эффект для экономики».

— Это налоги внутри страны, развитие отечественного производства, — говорит он.

Сейчас уже активно идут работы по второму этапу электроснабжения Восточного полигона. Будет введено еще семь объектов магистральных сетей, в том числе более 2,1 тыс. км линий электропередачи в общей сложности. «Россети» решают поставленные задачи в соответствии с графиками и всё выполнят в срок, заключил глава компании.

Как ранее писали «Известия», в конце 2023 года Владимир Путин заявил, что эффективное развитие железнодорожной сети Восточного полигона — в интересах граждан, так как «новая инфраструктура означает дополнительные рабочие места, рост доходов семей, широкие перспективы для бизнеса, для обновления облика городов и поселков».

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Редактор: Ксения


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям