Россия вступила в кибервойну одной из последних

20.03.18 10:53

Информационные пузыри

До 2016 года самый большой страх, связанный с социальными сетями, заключался в том, что с их помощью тайные агенты узнают всю информацию о пользователях. Сегодня же существуют опасения по поводу того, что те же тайные агенты посредством соцсетей заставят пользователей верить ложной информации.

В обществе вызвали панику расследования, посвящённые российскому кибервмешательству в американские выборы (к нему относится всё, что угодно: от привлечения интернет-троллей и онлайн-ботов к распространению пропаганды до создания выдуманных новостей). Люди начали беспокоиться о последствиях подобных кампаний и о том, что Кремль способен их финансировать. Кампанию по дезинформации прозвали "кибервойной", хотя в традиционном понимании кибервойна – это атака на компьютеры или информационные сети с применением вирусов, а также сетевые атаки. Сотрудников российских спецслужб причислили к "мастерам внешней киберполитики", их работу сравнили с подчинением разума в антиутопии Джорджа Оруэлла.

В результате социальные сети решили принять меры, чтобы оградить себя от кибердезинформации, истоки которой находятся в России. Facebook разрабатывает способ сообщать пользователю о том, что он имеет дело с профилем Facebook или с аккаунтом Instagram, которые созданы при участии Агентства интернет-исследований (АИИ). В ответ на сообщения о том, что на сайте Reddit размещалась информация из источников АИИ, руководство компании пообещало сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Создатели Reddit призвали американцев отделять реальность от выдумок.

На фоне повышенного внимания к "мастерству" сотрудников российских спецслужб в области кибердезинформации блекнут другие обстоятельства происходящего. Если учесть все аспекты, случившееся воспринимается не как единичная операция Кремля, а как очередной эпизод глобальной гонки вооружений, которую, как правило, возглавляют западные демократические страны.

По примеру демократических стран

Правительства по всему миру проводят кампании по кибердезинформации, которые стали популярны 8 лет назад с появлением американской программы.

Специалист Оксфордского университета по изучению компьютерной пропаганды Саманта Брэдшоу рассказала, что авторитарные режимы следуют примеру демократических, а подобные кампании начались в США в 2010 году. В прошлом году Брэдшоу провела исследование, в котором рассмотрела манипуляцию пользователями соцсетей со стороны правительства в 28 странах.

"Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) выделило деньги, чтобы выяснить, как идея становится популярной в соцсетях, и как заставить пользователей активно обсуждать определённую тему. Полученные сведения сегодня применяются в политике", – утверждает Брэдшоу.

DARPA вложило 8,9 миллиона долларов в проект "Социальные медиа в стратегической коммуникации". Управление профинансировало различные исследования, направленные на изучение популярности контента, поведения пользователей в сети и распространения информации в интернете. В 2014 году журналисты The Guardian рассказали об этом исследовании, в ходе которого были изучены твиты Леди Гаги и Джастина Бибера, общение 2,4 тысячи пользователей Twitter со Среднего Востока и интернет-обсуждение фрекинга и других популярных тем. Исследователи даже общались с некоторыми пользователями, чтобы выяснить, кто из них обладает наибольшим влиянием.

Специалисты сделали несколько наблюдений. Некоторые выводы касались того, как эффективнее распространять информацию в сети и через каких именно пользователей доносить до людей выгодную государству информацию. С помощью автоматизированного анализа общения в сети специалисты определяли, насколько хорошо пользователи знают друг друга. Часто организации наподобие Агентства национальной безопасности США схожим образом используют компьютеры для анализа большого количества информации о людях.

Пропаганда и дезинформация

DARPA позиционировало исследование как часть оборонительной стратегии, которая поможет военным обнаружить и противостоять распространению дезинформации или другого нежелательного контента, особенно на той территории, где сражаются американские войска. Брэдшоу это подтверждает, подчёркивая, что действия DARPA отличаются от того, в чём обвиняется Кремль.

"Мы не пытались доказать, что демократические государства практикуют дезинформацию, – говорит она. – Скорее, это связано с распространением правдивой информации".

Но неоднозначность намерений DARPA прослеживается без труда. В 2015 году сотрудник DARPA Рэнд Вальцман, который запускал проект "Социальные медиа в стратегической коммуникации", писал о том, что у Америки должна быть пропагандистская программа, чтобы противостоять дезинформации в социальных сетях со стороны внешних сил. Слово "пропаганда" не всегда носило негативный оттенок: Вальцман сослался на Папу Григория XV, который с помощью пропаганды помогал людям выбрать "истинный путь". Вальцман процитировал крупнейшего специалиста по PR Эдварда Бернейса, утверждавшего, что "сознательная, осмысленная манипуляция привычками и мнением масс – важный элемент демократического общества".

Вальцман сокрушался по поводу того, что "США не способны в полной мере использовать возможности соцсетей и интернета из-за непродуманных политических решений и устаревших законов" наподобие тех, которые не позволяют разведывательному сообществу влиять на внутреннюю политику страны. В интернете границы размыты, и американцы рискуют стать жертвами информационных операций, цель которых – другие люди.

Некоторые правительства (к примеру, в России и Китае) используют подобные методы для манипуляции гражданами как своей, так и остальных стран. В то же время, президент Филиппин Родриго Дутерте известен тем, что возглавляет виртуальную армию, которая с помощью Facebook прославляет президента и оппонирует критикам. Метод крайне эффективен с учётом того, что соцсети играют в жизни страны важную роль.

Но правда ли, что западные демократические страны – лишь наблюдатели в этой игре?

Во имя всеобщего блага

Запад так много знает о действиях России не в последнюю очередь из-за того, что они изначально не были секретом. К примеру, хакеры, атаковавшие сервера Национального комитета демократической партии США, намеренно или по чудовищной неряшливости оставляли улики. Кроме того, несколько действующих и бывших сотрудников АИИ общались с западными журналистами (некоторые разговоры записаны), как это было два года назад, когда журналист New York Times Адриан Чен в Санкт-Петербурге побеседовал с представителем руководства АИИ.

Однако западные правительства свои "подвиги" не афишируют, соблюдая правила приличия. Несмотря на это, за последние восемь лет сведения о подобных операциях становились достоянием общественности.

Возможно, население западных стран не сразу узнает о схожей деятельности западных правительств. Но совершенно ясно, что российская кампания по дезинформации, каковы бы ни были её цели, появилась не на ровном месте. Её породила среда, которую годами создавали влиятельные государства, используя соцсети в качестве оружия для достижения политических целей или для нужд национальной безопасности. Среди этих государств не только Россия и Китай, но и западные демократические страны наподобие Великобритании и США, которые впервые применили актуальные сегодня техники.

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров

Источник: MixedNews

Редактор: Фыва


Giotoo

26.03.18 14:21


Россия вступила в кибервойну одной из последних (из ведущих стран)… но, очень быстро учится.
Доставшееся в наследство России от СССР одна из лучших "математических школ", стало базисом для подготовки из лучших программистов в мире… знание сетевых технологий и уязвимостей программных продуктов превращает талантливого программиста в талантливого хакера…
Поэтому у Россию в традиционной области кибервойны "атака на компьютеры или информационные сети"… были очень сильные позиции, сначала хакеров привлекало для работы ФСБ, затем уже и Минобороны. И при этом у России были и добровольные, неравнодушные помощники из числа хакеров… так появился мем "русские хакеры" (Но, при этом очень много кибератак… являются "операциями под чужим флагом"… в которых бездоказательно обвиняются "русские хакеры"… В принципе выявить и доказать источник кибератаки или вируса очень сложно… а связь его с правительственными структурами практически невозможно. Самый распространенный способ "операции под чужим флагом" - это аренда серверного пространства на серверах в России и проведение с них кибератак)
Другой аспект кибервойны - "информационная война".
Сразу надо понимать, что информационная война – это война, только ведущаяся другими средствами и в информационном пространстве (единое информационное пространство это новый технологический уклад, и буквально в ближайшем будущем будет пронизывать все аспекты жизни общества и влиять на него)…
И "информационная война" это война, в которой нельзя отказаться участвовать… если идет информационная атака, то сторона либо обороняется, либо нет (в последнем случае она терпит поражение). "Позиция КНДР: У нас есть ядерное оружие, и нам на всех положить" не правильная, КНДР потерпела катастрофическое поражение в "информационной войне" (большинство населения мира уверены, что в КНДР "расстреливают из зениток" и "скармливают любовниц собакам"). Очень многие хотели бы, того, чтобы Россия заняла подобную позицию, не отвечая на информационные атаки, а лишь угрожала бы ЯО.
В начале 2000-х внутреннее информационное пространство России было оккупировано иностранными и олигархическими СМИ… и подготовленными по различным программам NED и USAID местными журналистами…. (А форумы кишили "наемными политическими интернет-троллями"… оперирующими негативными эмоциями). Государство взялось восстанавливать суверенитет в СМИ, и первыми были переподчинены центральные каналы, появились "черные списки тем и персон" (которые есть во всех центральных СМИ западных стран).
Затем появилось необходимость высказывать независимую от "мировых медиа-корпораций" позицию, так появились RT, Sputnik и др. компании… которые начали показывать всю неприятную сущность "эры заката капитализма"… обнищание населения, политики распространения "управляемого хаоса" и превращение западных государств в олигархическо – тоталитарные системы…
В терминах "информационной войны" это называется "атакующая тактика", с трибуны ООН или Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности официальные лица России указывали на недостатки текущей мировой системы… российские СМИ конкретизировали… рейтинг и аудитория СМИ росла… влияние России в мире увеличивалось.
А вот в "защитной тактике" России все не было так гладко… и если на низовом уровне, ситуация частично выправилась (люди сами стали противодействовать, объединятся, появились блогеры – патриоты, государством были наняты люди, созданы управления, были проведены разъяснения о противодействии "троллям", сайты, видеоконтент и т.д.)
То, на высшем межгосударственном уровне, ситуация в "защитной тактике" России далека от идеальной. Более того, раз от раза мы наблюдаем грустную картину, что руководство России при "информационной атаке" другого государства не всегда может скоординировано отразить нападение.
Причина: В России нет стратегии информационной защиты - отражения информационного нападения другого государства. В "Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" Ссылка данная угроза рассматривается минимально, общими словами (что такое нападение может быть, и его надо нейтрализовать). Без указания конкретным мер.
Нет главного центра по координации и ведения "информационной войны". (В США такие центры реализуются на базе спецслужб и Государственного Департамента, к их работе привлекают и гражданские службы например пиар-компании, политологов, профессоров лингвистов, журналистов, психологов и т.д… ). В России пока этого нет…
Рассмотрим на конкретном примере "Отравление Скрипаля"… ("Применение химического оружия в Сирии", "Агрессия на Украине", "доклад Макларена", "Вмешательство в выборы США" не рассматриваем… там ситуация аналогичная)… Производится "информационное нападение" на Россию… фальсификация, причем настолько неудачное, и неаккуратно и "топорно" сделанное (начиная с выбора жертвы и выбора средства)… что кажется смешным.
Информационная защита России должна была построена быть на официальном утверждении тех фактов:
1) 1) Скрипаль уже искупил свое преступление перед Российской Федерацией в период 2004-2010 год (отсутствие мотива)...
2) 2) Официально помилован Президентом РФ (отсутствие вины перед государством)…
3) 3) Добровольной выдачей Россией Скрипаля в Британию (доказательство "доброй воли")...
4) 4) Химическая формула газа "Новичок" была опубликована в книге Вила Мирзаянова State Secrets. An Insider’s Chronicle of the Russian Chemical Weapon’s Program в 2008 году (возможность использования газа любым государством или преступным сообществом)...
И стоять на этих "трех китах", добавляя к ним новые факты… и многократного цитирования их на всех уровнях… (даже если Скрипаль поддастся шантажу "угрозы расправы над дочерью"… запишет "обвинения в адрес Путина"… и будет убит (официально впадет в кому и умрет))… все равно стоять.
Но, что было в итоге? МИД смотрит на ФСБ … ФСБ на Минобороны… Минобороны на ГРУ… ГРУ на Президента… Президент на ФСБ… ФСБ на МИД… и т.д. Все прекрасно все понимают… но центрального уполномоченного органа который... соберет все данные, сформулирует грамотную, выверенную "оборонительную информационную тактику" (а лучше и сразу "атакующую"), которой будут все придерживаться… нет… Вести "информационную войну", необходимо, это обычная война… анализ, планирование, отражение атаки, контратака… и Россия научится…


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям