В Тихом гавань: как изменится российский подводный флот

23.03.20 07:58

Армия, ВПК, спецслужбы

Минобороны завершает первый этап модернизации инфраструктуры для базирования подводных сил. Впервые в современной истории российские субмарины получат защищенные базы и причалы со всем необходимым оборудованием. О том, как это скажется на боевых возможностях ВМФ России, "Известия" разбирались вместе с историком Военно-морского флота России и СССР Дмитрием Болтенковым.

Будет куда приткнуться

На первом этапе были разработаны объекты наземной инфраструктуры, защитные укрытия и объекты жизнеобеспечения. Их строительство в Гаджиево и Заозерске Мурманской области, а также в Вилючинске на Камчатке уже началось, сообщили источники "Известий" в главкомате ВМФ.

Современная подводная лодка остается, пожалуй, самым сложным и высокотехнологичным военным объектом. Чтобы он функционировал максимально долго, должны быть созданы все условия. Во время стоянки лодки на базе ей требуются электричество, сжатый воздух, пар и многое другое. Должны иметься арсеналы для хранения ракетного и минно-торпедного оружия, а также специальные пирсы и краны для погрузки баллистических ракет.

Поэтому при развертывании в 2012 году программы строительства океанского флота командование ВМФ и Министерства обороны пошло по пути первостепенного развития именно системы базирования, чтобы потом было куда принимать боевые корабли и подводные лодки.

Сегодня Россия ведет четыре программы строительства подводных лодок. Первая — создание 14 атомных ракетоносцев проекта 955А. Два из них — "Князь Владимир" и "Князь Олег" — войдут в состав флота уже в этом году. Вторая программа — строительство ударных подводных лодок проекта 885 и 885М. Эти субмарины четвертого поколения вооружены широким спектром ракетного и торпедного оружия, включая ракеты "Калибр". Они считаются самыми сложными и высокотехнологичными системами вооружения. Третья программа — дизельные ПЛ проекта 677, и четвертая — создание субмарин проекта 6363.

Бесценный опыт

Надо признать, в советские времена был сильный перекос в сторону строительства корабельного состава ВМФ в ущерб созданию инфраструктуры системы базирования. В результате корабли стояли гроздьями у причалов и их системы изнашивались раньше времени. Характерной стала недолгая история службы подлодок проекта 705. Это были самые скоростные субмарины в истории мирового флота. Небольшие хорошо вооруженные и высокоавтоматизированные лодки стали сенсацией в 1970–1980-е годы. Но их основой стал реактор на жидкометаллическом теплоносителе. К сожалению, проблемы с береговым обслуживанием таких реакторов привели к весьма недолгой службе этого чуда отечественного кораблестроения. А общая недоразвитость береговой системы базирования привела к массовому выводу из состава флота в 1990-е годы большого количества кораблей и подводных лодок, которые могли бы служить и в наше время.

Именно с учетом этого печального опыта при создании нового поколения субмарин командование ВМФ начало с разработки полноценной системы их обеспечения, как наземной, так и надводной.

Первый этап работ в Вилючинске уже завершен. На втором предстоит убрать около миллиона кубов грунта. По сути, будет создан совершенно новый пункт базирования.

Существенный объем работ по созданию пункта базирования проведен и в сирийском Тартусе. Если раньше за этим захолустным военным объектом присматривали четыре человека и собака, то теперь это полноценная военно-морская база, на которой могут находиться и атомные, и неатомные подводные лодки.

На земле и на море

Флот получил в свое распоряжение большие партии рейдовых буксиров, которые выводят атомные крейсера в океан. Появляются новые плавпричалы и плавкраны, различные суда обеспечения. В частности, деятельность командования подводных сил Тихоокеанского флота обеспечивает морской транспорт вооружения "Академик Ковалев". Для Северного флота строится транспорт вооружения "Академик Макеев".

В Вилючинске заканчивается создание защищенного дока для погрузки баллистических ракет.

Нужно иметь в виду, что в случае начала боевых действий силы флота будут проводить рассредоточение по разным бухтам. Как раз для этого в первую очередь и создаются различные вспомогательные суда.

Для плавсостава подводных сил в местах базирования на Кольском и Камчатском полуостровах построено жилье, созданы бытовые объекты — вплоть до аквапарков. Все-таки служба моряков-подводников проходит в тяжелейших северных условиях.

С учетом развития современных диверсионных сил противника созданы многоуровневые системы защиты. Каждый пункт базирования подлодок охраняется отрядом по борьбе с подводными диверсионными силами. Сами пункты прикрыты с воздуха зенитными ракетными полками с комплексами ПВО С-400 и "Панцирь".

Подводники должны постоянно отрабатывать вопросы живучести своих кораблей. Для этого функционируют учебные центры. Вопросам подготовки и переподготовки экипажей подводных лодок командование ВМФ уделяет пристальное внимание. Экипажам вручаются лодки огромной, даже можно сказать планетарной мощи. От качественной подготовки подводников, которые, к слову, 19 марта отметили свой профессиональный праздник, зависит судьба страны.

Источник: ИЗВЕСТИЯ

Редактор: Ксения


Leo Leon

23.03.20 10:25

Вчера посмотрел документальный фильм от "Военной приемки" как раз на эту тему. Огромные строительные работы проведены в Вилючинске за последний десяток лет. Интересно показаны изнутри новые подводные лодки 955 проекта, их выход в море. Всем рекомендую посмотреть. ""Осиное гнездо" подводных лодок" называется Ссылка
Я там подстанцию строил в начале семидесятых, а сейчас ничего не узнал.

Изменен: 23.03.20 10:27 / Leo Leon


Аббе

23.03.20 13:17

Интересно, будут ли использовать укрытие в Севастополе? Чёрное море маленькое. И в случае перехода на литиевые аккумуляторы наши ПЛ смогут весь поход идти не всплывая. Не долго? Не важно. Важно, что с любой такой ПЛ могут уйти по целям Калибры. И до Сирии, и до всего Восточного Средиземноморья.
Искать же их противолодочными кораблями прямо под боком у Севастопольской ВМБ - занятие для самоубийц.


NRoss

23.03.20 17:16

> Leo Leon
Всем рекомендую посмотреть. ""Осиное гнездо" подводных лодок" называется Ссылка
Я там подстанцию строил в начале семидесятых, а сейчас ничего не узнал.
Благодарствую за ссылку. Давно беспокоит вопрос береговой инфраструктуры нашего ВМФ. В Гугле как откроешь какой-нить Норфолк, или там Гуам - сразу понимаешь куда уходят их 600 ярдов бюджета...


Alanv

23.03.20 18:32

> NRoss
> Leo Leon
Всем рекомендую посмотреть. ""Осиное гнездо" подводных лодок" называется Ссылка
Я там подстанцию строил в начале семидесятых, а сейчас ничего не узнал.
Благодарствую за ссылку. Давно беспокоит вопрос береговой инфраструктуры нашего ВМФ. В Гугле как откроешь какой-нить Норфолк, или там Гуам - сразу понимаешь куда уходят их 600 ярдов бюджета...
В довоенной Британии и нынешних США ВМФ вообще существеннейшая часть всей силы и всех затрат на военку, поскольку они метались/мечутся по всему миру. И они очень дорогие в принципе. В России это не так, даже и для СЯС.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям