ООН предупреждает о разрушительных последствиях электромобильного бума

10.08.20 21:29

Экология и климат

Организация Объединенных Наций объявила в воскресенье, что бум на рынке электромобилей будет иметь разрушительные для экологии планеты последствия. Хотя тенденция перехода на электротранспорт стала результатом непрекращающихся усилий снизить зависимость мирового развития от ископаемого топлива, ООН предупреждает, что ресурсы, используемые для производства аккумуляторов электромобилей, в основном сконцентрированы в нескольких странах, а их добыча и переработка представляют серьезную угрозу для окружающей среды.

Ключевой орган ООН, Конференция по торговле и развитию ЮНКТАД, выпустила новый доклад, в котором анализируются некоторые непреднамеренные негативные последствия этого процесса, касающиеся в том числе ухудшения состояния окружающей среды, а также нарушения прав человека.

В докладе отмечается, что такие металлы, как кобальт, литий, марганец, медь, а также такие минералы, как графит, "играют важную роль в развитии энергетических технологий, и в частности, в создании перезаряжаемых аккумуляторов, которые используются во многих сферах — от электроники до электромобилей, а также в возобновляемой энергетике".

Некоторые из этих видов сырья довольно редко встречаются в природе и имеют мало заменителей или вообще не имеют их. Более половины мировых запасов лития, ключевого компонента литий-ионных аккумуляторов, добывают на солончаках в Андах Чили, Боливии и Аргентины. Производство этого сырья "часто связано с нежелательными последствиями для окружающей среды и с нарушениями прав трудящихся", — говорится в отчете.

Например, в Чили "при добыче лития для откачки рассолов из пробуренных скважин используется почти 65% водных ресурсов региона Салар-де-Атамака, одного из самых засушливых пустынных районов в мире", отмечают эксперты ООН, ведь для получения одной тонны лития требуется миллион литров воды. Это "способствовало ухудшению состояния окружающей среды, нарушению ландшафта, загрязнению почвы, истощению и загрязнению грунтовых вод", отмечается в докладе ООН.

Специалисты ЮНКТАД оценивают, что в ближайшее десятилетие объемы продаж электромобилей вырастут до 23 миллионов единиц, и таким образом всего за четыре года рынок аккумуляторных батарей, как ожидается, вырастет более чем на 700 процентов до 58 миллиардов долларов к 2024 году с нынешнего уровня в 7 миллиардов долларов.

Наряду с литием, другим ключевым компонентом аккумуляторов электромобилей является кобальт, а две трети всего кобальта добывается в Демократической Республике Конго (ДРК), отмечает ООН.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) сообщает, что около 20 процентов кобальта, поставляемого из ДРК, добывается кустарным способом на рудниках, "где постоянно нарушаются права человека и используется труд 40 тысяч детей, работающих в чрезвычайно опасных условиях за мизерную плату".

В ООН также опасаются, что в кобальт-медные рудниках в ДРК могут содержаться минералы серы, которые способствуют дренажу кислотных шахтных вод, связанному с загрязнением поверхностных вод, тем самым увеличивая содержание токсичных веществ в реках и питьевой воде. "Экологические последствия добычи графита аналогичны тем, которые связаны с добычей кобальта", — говорится в отчете.

В декабре прошлого года видный профессор Копенгагенской школы бизнеса заявил, что попытки обуздать глобальное потепление с помощью электромобилей — не что иное, как "бессмысленная попытка играть на публику, демонстрируя показную добродетель".

"Представителям среднего класса в странах с развитой экономикой абсурдно убеждать себя в том, что сокращение потребления стейков или поездок на автомобиле Toyota Prius поможет сдержать температурный рост", — заявил директор Копенгагенского центра консенсуса Бьёрн Ломборг, написавший книгу "Скептический эколог".

"Я сам являюсь вегетарианцем, и у меня нет машины, но я считаю, что нам нужно честно сказать, чего можно добиться с помощью такого выбора", — заявил Ломборг. Хотя электромобили "позиционируются как экологически чистые", факт остается фактом: "выработка необходимой для них электроэнергии почти всегда связана со сжиганием ископаемого топлива", заявил он.

"Более того, производство энергоемких аккумуляторов для таких автомобилей неизменно способствует значительным выбросам CO2", — писал он, поэтому у электромобилей возникает огромный дефицит углерода, когда они выезжают на дорогу, и "они начнут сокращать выбросы только после того, как проедут 60 тысяч километров".

Он заявил, ссылаясь на данные из отчета Международного энергетического агентства (МЭА), что даже если доля электромобилей в мире вырастет в 15 раз по сравнению с нынешним числом, то это сократит глобальные выбросы CO2 только на 1 процент.

В свою очередь исполнительный директор МЭА Фатих Бирол заявил, что в 2018 году электромобили сэкономили 40 миллионов тонн CO2 во всем мире, что эквивалентно снижению глобальной температуры всего на 0,000018°С — или чуть более чем на стотысячную градуса Цельсия — к концу века.

"Если вы думаете, что можете спасти климат с помощью электромобилей, вы ошибаетесь", — заключил Бирол.

Источник: MixedNews

Редактор: Moro


delta

11.08.20 04:40

...тенденция перехода на электротранспорт стала результатом непрекращающихся усилий снизить зависимость мирового развития от ископаемого топлива...

Понятное дело - раскручивая маховик производства электромобилей и ВИЭ и обещая положительный эффект от этого завтра,
на самом деле, имеют целью, лишь, снизить стоимость фьючерсов на углеводороды сегодня.


Ёпрст

11.08.20 09:05

ООН до этог опро короновирус предупреждала ... и лечение оказалось хуже чем болезнь. В Белоруссии и Швеции хуже не стало ...

Alanv

11.08.20 11:08

> Ёпрст
ООН до этог опро короновирус предупреждала ... и лечение оказалось хуже чем болезнь. В Белоруссии и Швеции хуже не стало ...
И в КНДР не стало. А в нелечившихся поначалу США и Британии - "ууууу". А в Китае - резко лечили и выправили за пару месяцев почти до нуля. Может это проще связать с режимами и менталитетами граждан, а не с серьёзностью пандемии?


Ril

11.08.20 12:19

Нисколько не сомневаюсь, что нефтедобывающая индустрия будут платить любые деньги кому угодно для написания подобного рода "предупреждений ООН".

И природа, согласно этим отчетам, при добыче линия загрязняется и права трудящихся нарушаются и т.д. и т.п.

Но это всего лишь паника владельцев нефтедобывающего сектара - через 20-30 лет они потеряют большую часть своих доходов. Особенно это касается государств ОПЕК.

Нет, добыча нефти сохранится. Химическая промышленность целиком и полностью зависит от нефти. Но это лишь небольшая часть рынка нефти. Никаких сверхдоходов у арабских шейхов в будущем не будет.

Отстегивать по миллиону долларов всякого рода экспертам, для убеждения общественности в пользительности ДВС на бензине, солярке и мазуте в отличие от недемократических рабских электромобилей, литий для которых добывают в Конго с помощью детского труда - это ведь проще, нежели побуждать свое собственное население учиться, развивать экономику и т.д.


Alanv

11.08.20 12:24

"Но это всего лишь паника владельцев нефтедобывающего сектара - через 20-30 лет они потеряют большую часть своих доходов. Особенно это касается государств ОПЕК."

Куда вероятнее, что у стран Залива уже и просто нефти не будет (как там - "внук будет ездить опять на верблюде":). Небольшие они относительно. Это у России и ёё берегов места для поиска новых месторождений до хренища...

Не знаю о чём вы спорите, ПМСМ очевидное решение единственно - жоповозок на 1 чела быть не должно, перемещение масс народа должно резко уменьшаться (удалёнка), и в перспективе - энергия от термоядерки.

А любители маскоподелок и гринписюки также далеки от решения, как и любители ДВС и нефтекомпании.


Ril

11.08.20 12:54

> Alanv

А любители маскоподелок и гринписюки также далеки от решения, как и любители ДВС и нефтекомпании.

КПД электродвигателя - в районе 90%.
КПД двс - в лучшем случае - 40%.
Электродвигателю не нужна коробка передач, так как работает он в широком диапозоне оборотов, в отличие от ДВС.
Очевидно, что будущее исключительно за электродвигателями. (И это мы не говорим про выхлоп)

И в таких странах как Россия с ее бескрайними размерами - обойтись только общественным транспортом не представляется возможным.


Alanv

11.08.20 13:33

> Ril
> Alanv

А любители маскоподелок и гринписюки также далеки от решения, как и любители ДВС и нефтекомпании.

КПД электродвигателя - в районе 90%.
КПД двс - в лучшем случае - 40%.
Электродвигателю не нужна коробка передач, так как работает он в широком диапозоне оборотов, в отличие от ДВС.
Очевидно, что будущее исключительно за электродвигателями. (И это мы не говорим про выхлоп)

И в таких странах как Россия с ее бескрайними размерами - обойтись только общественным транспортом не представляется возможным.
- Разница в том, что залежей электричества в мире нет и быть не может (оно - лишь почти идеальный ПЕРЕДАТЧИК). Поэтому к КПД эл/двигателя прибавляйте КПД получения этого эл-ва. Плюс КПД доставки эл-ва от мест его выработки. Плюс оно и крайне сложно "хранится" - в дико дорогих по всем параметрам и малоКПДшных аккумуляторах. Да и про выхлоп этой выработки не забудьте. А так-то - собственно гибриды - это и есть ваше суммарное КПД в одном месте. И он не очень-то и велик... А в массовую зелёную энергетику только лошки верят.
- В России МАССОВО живут также скучено, как и везде - в БОЛЬШИХ городах. Пока что "КПД цивилизации" там намного выше. А уж междугороднее сообщение - это всегда было цитаделью именно общественного транспорта. Так что НИКАКОЙ разницы не вижу.



argus98

11.08.20 20:00

> Ril "Электродвигателю не нужна коробка передач
"(c) - тут Вы крупно ошибаетесь. Для серьёзного пускового момента нужен либо редуктор, либо большое количество меди и стали (электротехнической). Разумные люди обычно выбирают редуктор. Ну и с повышением оборотов момент, естественно, падает, поэтому без переключения передач всё равно не обойтись.
Пример: Spark-Renault SRT_01E (электромобиль Формулы-Е) - пятиступенчатая коробка передач. -> Ссылка

ps Доказывать преимущество электромотора перед ДВС - бессмысленно, так как электромотор безусловно лучше ДВС практически по всем параметрам. Кроме одного - электромотор НЕ работает напрямик от бензина/керосина/солярки.
Проблема не в моторе, проблема в хранении и генерации энергии в удобном и дешёвом виде при эксплуатации.


timosha

11.08.20 20:09

UNCTAD чуть больше, чем наполовину финансируется Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Типа битва Билли с Илошей. Я ставлю на Илошу - Повелителя Батутов и посрамителя Рогожи.

Аббе

11.08.20 23:42

Электротранспорт в его сегодняшнем виде - самоубийство экономики.
Он может иметьсвою экологическую нишу в виде перехода на натриевые аккумуляторы. Там не нужно рыскать по планете в поискаъ дефицитного лития. Хотя, какие навороты потребуются к натрию мы можем только догадываться.
А ниша может быть примерно такой: Тяжёлые машины, с вохможностью частой перезарядки, или же с простой заменой аккумулятора. К примеру - карьерные грузовики. Что бы не гадить в карьеры, которые уже достигли глубины в большие сотни метров. И проветривать их просто нечем.
ЖД локомотивы на неэлектрофицированных участках. Цепляем в состав "вагон аккумуляторов" и едем до ближайшей станции, где меняем разряженный на заряженный. Зарядка таких вагонов как мера балансирования суточного потребления. (Или аварийный запас энергии).
Троллейбусы, уверенно перескакивающие с одной линии на другую. Притом по участкам, гле троллей нет.
Возможно - городской и окологородской речной транспорт. Малая скорость, нет загрязнений среды, зимой - батареи на компенсацию суточных колебаний энергопотребления.
ВОЗМОЖНО - воздушный транспорт для магазинов. С задачей уменьшения расходов "общества в целом" на доставку продуктов. Хотя, прдестваить себе милион БПЛА над городом, разносящих булки хлеба - задача для сильно крепких нервов.
Вероятно - разнос малых грузов в пригородах. Электрический БПЛА с функцией почтальона на пять деревень. Проезд там жуткий. А цена проладки дороги до каждого хутора весьма велика.
Массив же электромобилей в десятки миллионов штук по всей планете - штука жуткая. Из какой такой "розетки" взять столько киловатт*часов?
Вооооо...
Это могло бы иметьсмысл где то в Автралии. Там, где цена доставки топлива до ферм сделает его в разы дороже. Вот ТАМ с фотопанелями и сменными аккумуляторами для части транспорта - это могло бы иметь какой то смысл. Но, какой же цены должны быть продукты с такой фермы, что бы оправдывать такие расходы?
В целом же, в Новосибирске я вижу применение электросамокатов. (электровелосипеды вижу много реже).
И у них есть своя, уверенная ниша применения. Там, "где ждать транспорт и ехать на нём" дольше, чем доехать до нужного места на самокате с электродвигателем. Хотя, и тут не всё просто. ехать на нём (весьма условно) более получаса - занятие престранное. Соответственно - это транспорт "на 10-15 километров". Из глухого угла или же в глухой угол.
Фэтбайк (велосипед с широкой шиной в 3-4 дюйма толщиной и на колесе 16 дюймов) пройдёт почти везде и по почти любым луже-грязи-снегу. Батарея в 500-700 ватт*час не может быть критически большой нагрузкой даже и для квартирной разводки электричества. Их заряжают по 6-8 часов, то есть расход в 80-100 ватт. А это - не много. Выгода поездки "от подъездной двери" имеет свои достоинства, свои сложности.


GSL

19.08.20 09:00

> Ril


КПД электродвигателя - в районе 90%.
Вы не учли всю цепочку превращения топлива в механическую энергию. Надо еще учесть КПД тепловой электростанциии, аккумулятора, ЛЭП. И тогда цифра будет существенно ниже.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям