Алексей Рахманов: проекты авианосца у ОСК есть, а заказа ВМФ нет

25.09.21 07:24

Армия, ВПК, спецслужбы

Кораблестроительная отрасль России после периода безденежья в 90-е годы, стагнации в начале 2000-х вышла сегодня на ритмичное строительство боевых кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота страны. В этом году корабелы должны передать флоту 10 кораблей, из которых семь – в оставшийся до нового года период. Рассказать о ходе строительства кораблей, сроках ремонта единственного в ВМФ РФ авианосца и планах на будущее отрасли руководитель профильной редакции РИА Новости Сергей Сафронов попросил генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова.

– Алексей Львович, недавно прошла информация о том, что докование нашего единственного авианосца "Адмирал Кузнецов" сдвигается либо на конец 2021 года или переносится на 2022 год. Означает ли это, что и передача корабля флоту сдвигается на год?

– У нас по контракту все доковые работы должны завершиться к началу 2023 года, с этим все в порядке. Проблема в другом. Когда подписывался контракт на ремонт и модернизацию крейсера и определялся необходимый объем работ, то предполагалось, что выгрузке и ремонту подлежит только один газотурбинный агрегат из четырех. На сегодняшний день ситуация изменилась – оказалось, что ремонт необходим всем четырем агрегатам, а это еще суммарно 10-11 месяцев работ. Но и в этом случае, если не вскроются другие дефекты, в 2023 году мы корабль передадим флоту, как и планировалось.

– На стенде ОСК на форуме "Армия-2021" была выставлена модель нового большого десантного корабля "Кайман". Это новая версия проекта 11711?

– "Кайман" – это дальнейшее развитие идеи, представление проектанта, "Невского ПКБ", о том, как подобный корабль может выглядеть в будущем. Это боевая машина широкого применения, которая рассчитана на широкий спектр заказчиков, у которых есть различные требования по осадке судна, грузоподъемности, типажу техники.

 Лодка "Варшавянка" проекта 636.3, которая в различных модификациях строится уже более 40 лет, имеет будущее, или модернизационный ресурс у нее закончился?

– Конечно, лодки проекта 677 "Лада" имеют лучшие боевые характеристики и представляют из себя инновационный продукт. Но в случае "Лады" необходимо отработать перспективные системы, чтобы не получить долгострой и, соответственно, убытки. На головной лодке "Санкт-Петербург" сейчас как раз ведется доводка систем.

– А что еще на "Янтаре" можно строить кроме десантных кораблей?

– Есть программа строительства исследовательских судов, стоит серьезная задача по ледоколам. "Балтику" же построили на "Янтаре", есть планы по ледокольной платформе для "Газпрома". Будет продолжена программа строительства рыбопромыслового флота. У нас сомнений в загрузке "Янтаря" нет.

– Последний из шести фрегатов проекта 11356 до сих пор находится на "Янтаре". Какова его судьба?

– Корабли этого проекта показали себя в реальной работе, и инозаказчики проявляют к ним серьезный интерес. Уверен, что мы договоримся с ними о судьбе фрегата.

– Проект авианосца в каком состоянии находится?

– У нас достаточно наработок, которые могли бы пригодиться при строительстве корабля такого типа. Готовность наших предприятий в кооперации реализовать проект – полная. Однако заказа пока нет, а нет заказа, значит, нет проекта, нет стройки.

– Головной завод в этой кооперации уже определен? Это будет "Севмаш" или может, к примеру, дальневосточная "Звезда"?

– Головной завод определит заказчик. Это может быть и "Звезда", и "Балтзавод", и "Севмаш". У каждого свои плюсы и минусы, но опыт на стороне предприятий ОСК. Кроме того, Северная верфь способна построить три четверти авианосца. Но в любом случае это будет кооперация. Суммарно есть три возможные площадки: "Балтзавод" частично, "Северная верфь" частично и "Севмаш" целиком, но при этом у "Севмаша" есть два крупных недостатка: первый – у него нет крытых помещений для строительства, второй – Белое море замерзает, и мы теряем гибкость сроков спуска и достройки. Но корпуса – еще полдела, надо еще иметь документацию, а на ее разработку уйдет некоторое время.

– И за сколько же лет вы сможете построить авианосец с учетом готовой документации?

– Думаю, лет за восемь управимся.

– То есть весь проект займет порядка десяти лет?

– Скорее всего. Возьмите американцев: они строят свои авианосцы десять лет, причем у них они серийные. Все-таки авианосец – это апофеоз судостроительной мысли, целая армия на воде.

– За счет чего "Севмаш" сможет строить подлодки на год быстрей, ведь такую задачу вы поставили недавно заводчанам?

– По сути речь идет о внедрении двух современных технологий: технологии контроля качества стальных швов и стыковке секций корпуса с высокой степенью насыщения оборудованием, трубопроводами и кабельными трасами. В этом случае у нас есть возможность сократить сроки строительства. Пока этой схеме сопротивляются проектанты, потому что для них возникают дополнительные технологические риски.

Нужно насыщать секции по мере их строительства, и тогда можно будет сэкономить массу времени. То есть если сейчас лодка строится семь лет, должна – шесть, если пять – то четыре, если три – значит два. Везде минус один год.

– Проект "Лидер" еще существует?

– Вне зависимости от позиции ВМФ мы считаем, что для кораблей водоизмещением более восьми тысяч тонн наиболее оптимальным энергетическим решением является ядерная установка. Можно спорить, где точно находится этот водораздел – 8, 10, 12, 20 тысяч тонн, потому что есть еще газотурбинные энергетические установки, которые также эффективно решают вопросы в диапазоне от 10 до 20 тысяч тонн. Но дальше сюда вплетается история с автономностью, потому что газотурбинная установка хороша, но она "пьет", как кит. Поэтому здесь нужно принимать взвешенное решение, что нужно больше: скорость, простота строительства или автономность?

– Но сейчас такого проекта нет?

– У нас много проектов, и они у нас представлены. Строить такие корабли также будем в кооперации, в том числе и с "Балтзаводом". А кто будет головным? Скажу так – ОСК.

– Когда, кстати, ОСК окончательно переедет из Москвы в Санкт-Петербург?

– До 15 октября переедет. Сейчас в Петербурге заканчивается подготовка к лицензированию на право проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, к этому времени будет закончен ремонт помещений для сотрудников, а также ремонт представительского офиса, где будем находиться и я, и председатель совета директоров, и будет переговорная зона представителей ВТС. В итоге 300 человек уедут в Питер, остальные 120 останутся в Москве.

– Обсуждается ли возможность вхождения в структуру ОСК кораблестроительного холдинга "Ак Барс" в Татарстане?

– Если бы перед нами поставили такую задачу – заняться этим активом – мы бы подошли к ней со всей серьезностью. Мне кажется, такие отрасли как космос, атомная энергетика, авиация и судостроение не могут жить в конкурентных условиях, аналогичных потребительскому рынку (где это обязательно). А для таких инвестиционно емких отраслей важна стратегия формирования национального чемпиона.

– Есть ли какой-то прогресс в создании анаэробной, воздухонезависимой установки (ВНЭУ)?

– Работы по созданию опытного образца ВНЭУ ведутся по линии Минпромторга. Сама установка уже создана, все физические принципы реализованы. В ближайшее время появится плавающая конструкция, будет протестирован реальный отсек.

– "Лада" проекта 677 не подойдет?

– ВНЭУ – это определенные требования к прочному корпусу. Если устанавливать на готовую лодку без ВНЭУ, надо что-поджимать, убирать, сокращать, а, возможно, в итоге придется менять и сам корпус. Это нецелесообразно.

– А проект "Калина" не подойдет, или его уже нет?

– Акцентирую внимание: мы не бросали ни один проект, который разрабатывали. У нас все положено на полочку, что называется, ниточка к ниточке. Но про ограничения относительно ВНЭУ я уже сказал.

– А что значит плавающая?

– У нас есть лабораторная установка, которая работает на земле, а у нас задача испытать ее и на воде. Две компании – "Рубин" и "Малахит" – занимаются разработкой установки, у каждой из них свои успехи, будем продвигать обе концепции.

– Когда же состоятся испытания на воде?

– Мне хотелось бы в этом году. Но если не получится, то в 2022 году точно покажем. Вопрос не простой, комплексный.

– Все ли планы по строительству военных кораблей в 2021 году будут выполнены? Каковы планы по ГОЗу на 2022 год?

– В этом году мы должны передать ВМФ 10 кораблей: в мае флот получил головной атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта "Ясень-М" – "Казань". В августе – судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров" и базовый тральщик "Георгий Курбатов". До конца года наши предприятия завершат строительство еще четырех кораблей и ремонт трех.

Источник: РИА Новости

Редактор: Ксения


Главный Злодей

25.09.21 13:08

Это к вопросу о вбросах на тему, что "Россия построит авианосец", и об "гы-гы-гы" (в свете этих вбросов) над теми, кто говорил, что России антипапуасные корыта в хрен не упёрлись. А оказывается, они правильно говорили.

astill07

26.09.21 00:39

Военные правы. Размазывание и так не резиновых финресурсов на абсолютно "вчерашние" идеи контрпродуктивно. И, к тому же, плохо сказывается на продуктивном развитии военно-технической фантазии у самих разработчиков.

Аббе

26.09.21 11:16

Вообще то авианосец можно начинать строить "по частям".
Как минимум три части должны появиться ДО того, как будет утверждён собственно проект.
1) Попытаться сделать электромагнитную катапульту. Что бы можно было использовать наш авианосец в Северном Ледовитом океане.
А это значит, что на вторую пару вертолётоносцев, которые строят взамен Мистралей уже можно примерять усечённый вариант такой катапульты.
То есть - заказывать авиастроителям самолёт короткого взлёта и почти вертикальной посадки. При том в двух направлениях.
а) Водушное такси на 10-15 пассажиров. Это самолёт санитарной авиации, это высадка и возврат десантных групп. Для ветролётоносцев "длинная рука" не помешает.
Этот же аппарат и поганая, но своя база для ДРЛО.
б) Продвинутая версия Як-38. Взлётная полоса на вертолётоносцах короткая. Но, с возможностью катапульты самолёт (крайне условно Як-38 версия 21 век) получит возможность взлетать не безоружным и имея у себя хотя бы какие то РЛС. Возврат на палубу - почти вертикально, или же всё таки с торможением на тормозные тросы.
2) Собственно самолёты ДРЛО с возможностями в два раза больше, чем у вертолётов.
3) Договориться с заказчиком о реализации опытового корабля с ядерной силовой установкой. Со всеми возможными ограничениями именно опытового корабля. Но, полноценного корабля на описываемые ими сколько там тысяч тонн. Может даже и УДК. Для осознания, ощупывания, а "что же собственно получилось". Ведь опыта применения корабля ВМФ с ядерной силовой установкой то до сих пор нет! Подводные лодки - есть.А надводных кораблей - нет.
************
Зачем всё это? Электромагнитная катапульта даст возможность применять самолёты и БПЛА самолётного типа в полярных широтах. И самолёт, взлетающий через три минуты после обнаружения необходиомости в нём важнее самолётов, прилетающих через десятки минут. Если они вообще прилетят.
ЭМ катапульта даст надежду на применение с УДК хотя бы и ограниченных по возможностям, но самолётов. И не Як-38, со всеми его слабостями, а уже чего то более основательного.
**********
Самолёты ДРЛО для УДК - основа опыта для обучения всей системы флота к тому, "что они есть".
Самолёты ДРЛО ограниченных возможностей могут стать основой воздушного прикрытия наших сил там, где ежеминутно держать в воздухе А-100 невозможно по разным к тому причинам. Хотя бы и по причине дороговизны такого самолёта. В частности речь может идти о Сирии. Самолёты "расходный материал войны". И самолёты, непрерывно смотрящие за тот горный хребет, откуда израильтяне постреливают ракетами дальнего радиуса действия.
Обнаружение таких самолётов на удобных для пуска позициях, возможно и обнаружение пуска - способ усилить возможности наземной ПВО.
Патрульный самолёт над нашей экономической зоной "с повышенными возможностями обнаружения кого угодно".
На границе с Донбасса, для обнаружения решительно всего нас интересующего - пригодятся.
Наконец - они могут быть неплохим товаром на мировом рынке вооружений. Самолёт, который можно укрыть в боксе, где ранее стояли истребители - как минимум удобен снидением требований к инфраструктуре.
Корабль с Ядерной Силовой Установкой - повышенные возможности с энергообеспеченностью. Самолёт в воздух выкинуть электромагнитной катапультой, РЛС дать энергии, так, что бы воздух светился от излучения. МОЖЕТ быть и микроволновая пушка, что бы самолётам противника зажигать плазму перед ними. Летать в плазме неудобно.
*********************************
Заметьте. ВСЁ это не требует радикального изменения инфраструктуры собственно флота.


GAF

26.09.21 16:48

"Ведь опыта применения корабля ВМФ с ядерной силовой установкой то до сих пор нет! Подводные лодки - есть.А надводных кораблей - нет
."

Как это нет. В СССР построены 4 ТАКР. Один из них заложен 17 мая 1983 года; 25 апреля 1986 года спущен на воду; 30 декабря 1988 года вступил в строй. 22 апреля 1992 года переименован в "Адмирал Нахимов". После перевооружения (ждать недолго осталось) поступит в состав ТОФ в статусе самого "зубастого" крейсера в мире. В СССР корабли пекли быстро как пирожки.


diversant777

28.09.21 07:43

"Мне кажется, такие отрасли как космос, атомная энергетика, авиация и судостроение не могут жить в конкурентных условиях, аналогичных потребительскому рынку (где это обязательно).
"
Одна из ключевых фраз отделяющих патриотов и людей планирующих существование и развитие государства в долгосрочном периоде от либероидов, демагогов и прочих "эффективных" менеджеров у которых "рынок все рассудит" и "денег нет, но вы держитесь".


Alanv

28.09.21 14:39

> reload
у эффективных менеджеров Форд спущен на воду в 2013, Кенеди в 2019, Энтерпрайз план на 2022, а патриоты в свою очередь спустили .. спустили на тормозах все планы. повторю, даже ссср понимал, что в критических отраслях, хоть какая-то конкуренция должна быть.
- Вы путаетесь в двух соснах. Время на постройку ОДНОГО авианосца (которое, как и упомянуто >10 лет) и периодичность спуска закладываемых (можно хоть в 10 доках каждый год - и потом каждый год сдавать).
- Как раз для таких как вы критиканов патриотизма и воспевателей "менеджерства" тут разъяснено НА ПАЛЬЦАХ: ВМФ РФ НЕ ВЫДАЁТ заказа на строительство новых. И "патриотизм" тут не при чём совершенно, ак и "эффективное менеджерство". Тут причём "ненужность авианосцев России как класса", точнее - на нынешний момент РФ куда нужнее другие классы оружия и боевых кораблей. А плавающие по мировым лужам аэродромы (поражаемые напрочь одной сверхзвуковой ПКР - не нужны. Пока, по крайней мере.


reload

28.09.21 16:07

> Alanv
- Вы путаетесь в двух соснах. Время на постройку ОДНОГО авианосца (которое, как и упомянуто >10 лет) и периодичность спуска закладываемых (можно хоть в 10 доках каждый год - и потом каждый год сдавать).
кому можно то ? назови имя сестра (тм)
кто кроме эфективных способен за 10+ лет построить атомный авианосец?

про ВМФ - это было серьезно ? кому ВМФ должно было заказ выдать, тем кто сначала поджог Кузю, потом утопил единственный нужного размера док !? мечты о эсминце и авианосце смешны, сейчас задача хотя бы корветы и фрегаты освоить. так даже тут красавцы без конкуренции заменили калибр советскими х-35.




Alanv

28.09.21 18:17


- Детские вопросы задаёте, чтобы я отвечал в стиле КО? "Нужно" пендам для "несения пендодерьмократии по всему миру...
- Не понял, в Китае тоже сплошь "эффективные менеджеры" типа пендосских??? Не, просто вот ИМЕЕНО ИМ АВИАНОСЦЫ НУЖНЫ - у них именно океанские проблемы, а не сухопутные, как у России. И они их СТРОЯТ.
- ОСК, конечно. Напомнить вам о громких случаях "поджогов и утоплений" В ДРУГИХ СТРАНАХ? Дурость - дело всемирнораспространённое...
- Не смешите меня с "эффектоменеджерами", которые строят эсминцы без орудий главного калибра, авианосцы без катапульт и золотые нелетающие топоры.
- Ну так у меня таких "мечт" и нет, на настоящий момент я и считаю авианосцы и суперэсминцы для РФ ПРОСТО НЕНУЖНЫМИ. А крветы и фрегаты вы проспали - они вплоне освоены. Проблемы пока только с турбинами из-за бандеровцев, но и они уже практически решены.


_STRANNIK

28.09.21 18:32

Авианосцы , це инструмент "проецирования силы". Эффективный только для пригибания ограниченного круга "папуасий" или тех , кто не способен
(или "стесняется") дать адеквантный отпор...
Собственно фсе... ИМХО...


Аббе

29.09.21 02:00

> reload
> Alanv
- Вы путаетесь в двух соснах. Время на постройку ОДНОГО авианосца (которое, как и упомянуто >10 лет) и периодичность спуска закладываемых (можно хоть в 10 доках каждый год - и потом каждый год сдавать).
кому можно то ? назови имя сестра (тм)
кто кроме эфективных способен за 10+ лет построить атомный авианосец?

про ВМФ - это было серьезно ? кому ВМФ должно было заказ выдать, тем кто сначала поджог Кузю, потом утопил единственный нужного размера док !? мечты о эсминце и авианосце смешны, сейчас задача хотя бы корветы и фрегаты освоить. так даже тут красавцы без конкуренции заменили калибр советскими х-35.


Насчёт поджога Кузнецова - увы, увы. Дураки страшнее врага. ПОКА что НАТО наши корабли оружием не топило. Но в том же НАТО уже не раз сами же сжигали свои корабли.
Насчёт утопленного дока? Согласен. История некрасивая.
Но....
А что мешает его поднять и отремонтировать? Гады и сволочи? Верю, верю. Или не верю. Если железяка ремонтопригодна - её можно и поднятьи отремонтировать. Если она не ремонтопригодна - возникает вопрос - а КТО же её довёл до такого состояния.
И возниакет вопрос - а какая длительность срока давности для такого рода преступлений?
И кто именно из системных либералов правительства сейчас жужжит в нужном направлении под угрозой заведения уголовного дела и тюрьмы на 25 лет.
Это не знание, это не уверенность, этоне более, как сомнение.


Zmey

29.09.21 08:17

А что мешает его поднять и отремонтировать? Гады и сволочи? Верю, верю. Или не верю. Если железяка ремонтопригодна - её можно и поднятьи отремонтировать. Если она не ремонтопригодна - возникает вопрос - а КТО же её довёл до такого состояния.
Аббе, вы как обычно, графоманите не в тему, о чем-то о своем.
На 35 СРЗ в Мурманске уже достраивается крупнейший сухой док, который не утонет и не сгорит. Что гораздо круче, чем поднимать и ремонтировать что-то давно устаревшее.


garik

04.10.21 08:35

10 лет до готовности сейчас это очень долго. Электроника успеет устареть. Сроки должны быть уменьшены раза в два. Штатники за такое время строят практически плавучие авиабазы, нам такое нахрен не надо.

Alanv

05.10.21 11:06

Электроника меняется быстро и блоками при любой модернизации. Т.е. она может быть поставлена на 10-м году постройки.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям