26.09.22 07:45
В целях ускорения работы по развитию международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг, в частности его железнодорожного сегмента через Западную хорду, в Баку подписана Декларация Россией, Азербайджаном и Ираном, подтверждающая готовность этих стран к активизации сотрудничества в области оценки и анализа инфраструктуры и транспортных возможностей для использования коридора в полной мере. Стороны заявили о намерении рассмотреть предложенные целевые показатели по реализации 30 млн тонн транзитных и двусторонних сухопутных грузовых перевозок по территориям трех стран к 2030 году. Заместитель председателя правительства России Александр Новак подчеркнул, что Западная хорда маршрута будет основой железнодорожного сообщения, однако она не сможет нарастить мощность без ввода иранской магистрали Решт – Астара протяжённостью 165 км. По его словам, строительство железнодорожной магистрали займёт несколько лет, но необходимо урегулировать вопросы с имущественными правами на землю и землепользование, а также обеспечить защиту инвестиций сторон. Вице-премьер также отметил, что будущий железнодорожный маршрут должен включать логистические центры и сервисы для перевалки в портах Энзели, Бендер-Аббас грузов, следующих в страны и из стран Персидского залива и Южной Азии. «Реализация проекта окажет кумулятивный эффект на экономики трёх стран, предпринимательство, увеличит товарооборот, поставки и транзит грузов», — подчеркнул А. Новак.
Как заявил 12 сентября официальный представитель МИД Исламской Республики Нассер Канани, Тегеран, Баку и Москва достигли договорëнности об ускорении строительства железнодорожной линии Решт — Астара в рамках МТК Север — Юг. Решение этого вопроса позволит ускорить реализацию проекта по прямому железнодорожному сообщению через пограничные переходы Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран). В вопросе быстрейшего ввода этого транспортного коридора строительство железной дороги Решт – Астара является сегодня важнейшей задачей.
Вопрос достройки 165-километрового участка железной дороги между административным центром северной иранской провинции Гилян городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой обсуждался в ходе визита в Москву президента Ирана Эбрахима Раиси 19 января с.г. В соответствии с достигнутыми договоренностями Ираном были выделены дополнительные средства для скорейшего строительства этой железной дороги.
Как ранее рассказал заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби, Иран ведет активные переговоры по сбору необходимых ресурсов на финансирование железнодорожного проекта Решт – Астара, на завершение реализации которого требуется более 20 миллиардов долларов инвестиций. В частности, предусматривается это финансирование тремя способами: внутренним финансированием, иностранными инвестициями и бартером. Ранее Баку уже предоставил Тегерану на эти цели кредит в $500 млн. 25 января на границе Азербайджана и Ирана был заложен фундамент нового моста через реку Астарачай длиной 89 метров и шириной 30 метров, строительство которого планируется завершить до конца 2022 года.
Отмечаемая пробуксовка со строительством участка железной дороги Решт – Астара обусловлена не только дефицитом финансовых средств в находящей под санкциями стране, но и надеждами Тегерана на восстановление еще известного с советских времён железнодорожного сообщения через Джульфу с выходом через Мегринский район Армении и Азербайджан в Россию. Однако, после «осенней» карабахской войны 2020 года, а также последних приграничных инцидентов между Арменией и Азербайджаном, нерешенных вопросов здесь пока больше, чем ответов. Кроме того, пассивное поведение Еревана привело к изменению логистики и в сфере электроэнергетических коммуникаций. В частности, в рамках электроэнергетического коридора Север-Юг Иран – Армения – Грузия – Россия происходит нарушение всех приемлемых сроков сдачи в эксплуатацию 3-ей ЛЭП Иран-Армения. Вместо первоначально обговоренного 2019 года, армянские власти сначала перенесли сроки сдачи ЛЭП на 2021 г., а сегодня уже заявляют о возможном завершении проекта до конца 2023. В этих условиях Тегеран уже сообщил о готовности синхронизировать свою электроэнергетическую систему с российской через Азербайджан с целью увеличения взаимных электроэнергетических перетоков, вместо синхронизации энергетических систем Ирана и России через Армению и Грузию.
Международный транспортный коридор Север-Юг был создан 12 сентября 2000 года в соответствии с соглашением, подписанным между Россией, Ираном и Индией. В последующие годы к этому проекту присоединилось еще 10 стран, в том числе Азербайджан. Планировалось, что маршрут Север — Юг протяженностью 7200 километров пройдет от индийского порта Нава-Шева, расположенного на юге Мумбаи, до Санкт-Петербурга через Иран. Для перевозок будет использован морской, речной и железнодорожный транспорт. При этом Россия станет надежным транзитным пунктом в МТК и через Каспий свяжет страны Европы и Индию. Проект МТК Север – Юг почти в два раза сократит сроки доставки товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и наоборот.
В перспективе к МТК Север – Юг возможно присоединение Трансаравийской железной дороги, соединяющей Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Катар, ОАЭ и Оман. Это позволило бы вывести международные торговые пути за пределы континентальной Евразии.
В июле с.г. к этому маршруту присоединился Туркменистан, через территорию которого из России в Иран прибыл первый грузовой железнодорожный состав. Он преодолел по Восточной хорде МТК 1600 км, направляясь в иранский порт Бендер-Аббас. Состав с 39 контейнерами, отправившись с подмосковной станции Чехов, прошёл 3800 км по железным дорогам России, Казахстана и Туркменистана и прибыл в Иран на железнодорожную станцию Серахс на границе с Туркменией, в провинции Хорасан-Резави. Поезд достигнет на юге Ирана порта Шахид-Раджаи в провинции Хормозган, затем груз будет доставлен в Индию морем.
Кроме Восточной хорды МТК, которая соединяет Россию с Индией через страны Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, и Западной ветки МТК через Азербайджан, предполагается активное использование и Центральной ветки. Она начинается в индийском крупнейшем порту Джавахарлала Неру в западном штате Махараштра на берегу Индийского океана, затем морским маршрутом протяженностью 1275 км соединяется с портом Бендер-Аббас в Ормузском проливе Ирана. После этого она проходит на север Ирана по суше автомобильным и железнодорожным транспортом в Ноушехр, Амирабад и к Каспийскому морю в иранском порту Анзали. От которого она может продолжаться в порты России Лагань и Астрахань, а также порты в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане.
В условиях, когда Европа закрылась, маршруты МТК Север-Юг становятся одним из основных маршрутов доставки грузов из Азии в Россию, а также в Северную и Западную Европу. Становясь реальной альтернативой не только китайскому проекту «Один пояс, один путь», но и традиционным маршрутам через Суэцкий канал — Черноморские проливы Турции; Суэцкий канал — порты бывшей Югославии; Суэцкий канал — Гибралтарский пролив — порты Бельгии/Голландии. При этом становятся явно преимущественными не только экономические выгоды, но и демонстрируются геополитические преимущества МТК для Индии, России и Ирана. А Россия и Иран превращаются чуть ли не в главный морской и сухопутный коридор из Азии в Европу.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»
26.09.22 07:45
Санкции объедут по рельсам: РЖД переориентирует грузоперевозкиНачальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, входящего в ОАО «РЖД», Игорь Хахулин в рамках Международного конгресса «Транспорт и строительство», проходящего в Уфе, рассказал «Эксперту» о новых вызовах, с которыми сталкивается логистическая сфера в России под санкционным давлением.
Он напомнил, что из-за ограничительных мер со стороны стран ЕС, значительно изменилось направление грузопотоков. Так, снижается погрузка портов Северо-Кавказской железной дороги (снижение на 1412 тысяч тонн или 14%), Приволжской дороги (на 670 т.т. или 35%), Юго-Восточной (на 460 т.т. или 25%). При этом значительно увеличивается перевозка по восточным магистралям. Все это происходит в условиях прекращения захода иностранных судов в балтийские порты РФ.
Названы перспективы Восточного полигона«Значительно увеличиваются перевозки грузов контейнерными поездами и контейнеров. В связи с тем, что практически прекращены заходы судов в пункты Балтийского моря, все перевозки в контейнерах переключается на порты Дальнего Востока и на сухопутные погранпереходы в Китай. Частично производится погрузка через порты Черного моря, в частности — Новороссийск», – заметил он. Стоит отметить, что именно через данную гавань сейчас организованно грузовое сообщение России с Турцией.
Игорь Хахулин заметил также, что активно идет реализация транспортного потенциала восточной ветви Международного транспортного коридора «Север-Юг». При этом около 80% господдержки реализуется в части покрытия затрат производителей при транспортировке продукции на внешние рынки.
Однако одним из самых важных направлений остается дальнейшее развитие Восточного полигона. В эксклюзивном комментарии корреспонденту «Эксперта» Игорь Хахулин заметил, что РЖД и правительство РФ ведут активную работу по увеличению грузовых поставок по входящим в него маршрутам.
«У нас действовали правила особого доступа к инфраструктуре РЖД, где было предусмотрено приоритет отгрузки ряда грузов, в частности угля, который возили с того же Кузбасса по поручению президента Владимира Путина. Сейчас эти ограничения приостановлены, действует временное правило предоставление доступа к инфраструктуре РЖД, а также немного изменены приоритеты. В частности — для несырьевого экспорта, для перевозок внутри РФ, идет модернизация Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. В следующем году должен заканчиваться второй этап данной модернизации. В настоящее время объем перевозок исчисляется в 150 млн тонн груза, к окончанию второго этапа планируется перевозить до 180 млн тонн в год. Перспективы — в 200-240 млн», — заявил он.
Новый маршрут стал вызовомНачальник отдела по международным перевозкам РЖД «Бизнес Актив» Андрей Кочкин напомнил, что в связи с введением ограничительных мер начата реализация в том числе и совершенно новых проектов. Например, получил развитие дополнительный погранпереход «Благовещенск». Оттуда производится доставка грузов в Китай путем обработки их на терминале, перехода через транспортный мостовой переход на Амуре и автоперевозку грузов местных производителей.
«Таким образом, и в импортном, и в экспортном сообщении добавился определенный объем грузов, который мы также может обрабатывать и перевозить через данный переход. И данный маршрут стал для нас определенным вызовом, который мы, отработав, теперь можем предлагать клиентам, чтобы реализовать планы по доставки из или в Китай», — рассказал он «Эксперту».
Что касается Дальнего Востока, то, напомнил Андрей Кочкин, развитие данного направления имеет определенные сложности. Впрочем, компания планирует активно задействовать терминальные мощности АО «Терминал Афанасьева» в Находке для мультимодальных перевозок импортных грузов в Москву и Санкт-Петербург. Потенциальные объемы данного направления могут достигнуть до 10 контейнерных поездов в месяц.
Аббе
26.09.22 08:14
Леонид Ильич Брежнев дорогой.
26.09.22 09:09
Строить порт в Астахани и далее до устья Камы на Волге каналом. Суда река-море из Ирана до Балтики, углублять и углублять Волгу.Аббе
26.09.22 11:49
ale19547797
26.09.22 13:57
Леонид Ильич Брежнев дорогой.
26.09.22 14:25
Как наработаемся за наши деньги, так турки и прикроют Север Юг руками долбанутых баксами депутатов в Баку и все, приехали, начинай сначала.Аббе
26.09.22 15:22
delta
27.09.22 14:04
...в Баку подписана Декларация Россией, Азербайджаном и Ираном, подтверждающая готовность этих стран к активизации сотрудничества в области оценки и анализа инфраструктуры и транспортных возможностей для использования коридора в полной мере. Стороны заявили о намерении...Аббе
27.09.22 14:54
Ёпрст
27.09.22 16:37
И зачем там Азербайджан ? Аналог Польши в ЕС. Который по первому свистку из Вашингтона/Анкары/Лондона - заблокирует проект/Будет вставлять палки в колёса - как СП/СП2.