Станкостроению нужен план

30.05.23 12:41

В России

Сухие официальные цифры Минпромторга России: в 2021 году импорт станков в денежном выражении составил 77%, инструмента — 62%, за 9 месяцев 2022 года — 66 и 53,6% соответственно. И снижение доли импорта в прошлом году можно списать в большей мере на «потребительский шок», чем на рост собственного производства. При том что в прошлом году отечественное станкостроение выпустило станков и оборудования на 60 млрд рублей, на четверть больше, чем годом ранее, работая со стопроцентной загрузкой (некоторые заводы загружены заказами до 2025 года). Впрочем, это мало: весь рынок оценивается Минпромторгом в 160 млрд рублей, а износ основных фондов у основного потребителя металлообрабатывающего оборудования — машиностроения — по данным Торгово-промышленной палаты, достигает 60%, и это тревожный сигнал для страны в целом.

Замещение же западного оборудования китайским происходит в основном в наиболее массовых сегментах, не требующих особых компетенций. Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. А тем более сейчас, когда от советской отрасли остались, по сути, фрагменты. И от производственной базы, и подавно от «мозговых центров», отраслевой науки. И с уходом доминировавших последние годы западных корпораций появились, с одной стороны, невиданные ранее возможности для увеличения сбыта отечественных станков, а с другой — наращивать особо нечего. Хотя сказать, что ничего не делается ни самими станкостроителями, ни государством, — погрешить против истины. Базис отрасли, НИОКР, уже субсидируются Минпромторгом: пока выделено 1,6 млрд рублей на 12 проектов.

По словам генерального директора дочерней компании «Ростеха» «РТ-Капитал» Семена Якубова, станкостроительный холдинг «Стан», где госкорпорация — один из совладельцев, готовится к рывку в 2024 году. Унификация моделей, выделение группы наиболее востребованных станков, новые разработки, свои шпиндели, свои двухкоординатные обрабатывающие «головы», своя система ЧПУ «Мехатроника». Последняя также разработана в контуре «Ростеха» ВНИИинструментом — и уже внедряется в серийное производство. В ближайшие годы намечен выход на 15 млрд рублей выручки в год в нынешнем контуре, что в два раза больше выручки 2021 года. В скорой перспективе — строительство современного завода, входящего в федеральный проект развития станкостроения. Цена вопроса — 25 млрд рублей, из них предположительно 20 млрд — из федерального бюджета. Завод будет выпускать 1000 мало- и среднегабаритных станков и 70 крупногабаритных в год.

Вот только сам проект пока не принят — по словам заместителя министра промышленности  и торговли РФ Михаила Иванова, он до сих пор «в стадии согласования» с Минфином. Принятия проекта участники рынка ожидают с марта этого года. Но пока его нет, и неизвестны ни суммы господдержки, ни ее сроки. Поэтому замминистра промышленности ограничился лишь скупыми заявлениями: «…что-то собираемся успеть в этом году, что-то в следующем и актуализировать стандарты для соответствия современному уровню и унификации решений».

Впрочем, станкостроители не жаловались на сложности текущего момента (за вычетом традиционных уже во всех отраслях стенаний о кадровом голоде). А вот об отдаленных перспективах, на пять лет и более, говорили прямо: расширять производство без четкой государственной политики в области станкостроения нет смысла. Уже проходили в 1990-е, когда из больших заводов становились маленькими. И наступать на те же грабли желания нет.

Поэтому резонны ожидания от государства и дорожной карты на средне- и долгосрочную перспективу, и воссоздании под управлением Минпромторга станкостроения как устойчивой системы, со своими научными учреждениями, центрами компетенций и компонентной базой, включая электронику. А это не только деньги, но и время. Не пять и не десять лет. Но выхода нет: западная технологическая блокада надолго, и параллельным импортом проблему не решить. Как и китайскими станками, в основном массовыми, а не узкоспециализированными, без которых нет топовых технологий в металлообработке.

И нетоповых тоже. Достаточно вспомнить коробки передач «Лад» последних выпусков, в недра которых вернулся пресловутый вой. Такого оборудования для финишной обработки зубчатки, как на немецком ZF, в стране нет. А ведь трансмиссии вазовских машин далеко не вершина технологий по нынешним временам, даже по меркам механических коробок передач. Зубчатку же для автоматических трансмиссий (она с иным, «планетарным», профилем зуба) у нас изготавливать просто некому. И это опять-таки всего лишь один показательный пример из не самого высокотехнологичного направления не только в машиностроении вообще, но и в производстве шестерен в частности.

Не лаптем щи

Тем не менее на выставке нашим станкостроителям было что показать. Пожалуй, главное достижение — самый большой в мире 3D-принтер для изготовления деталей методом послойного порошкового спекания (оно же прямое лазерное выращивание, оно же DMD-процесс). И не надо смеяться: советские слоны и советские микросхемы, конечно, были самыми большими в мире, но разработка компании «Русатом — Аддитивные технологии» и Санкт-Петербургского морского технического университета (Институт лазерных и сварочных технологий), оснащенная двумя промышленными шестиосевыми роботами и позиционером, грузоподъемностью до 8 тонн действительно позволяет выращивать детали диаметром до 2,2 и высотой до 1 метра. Производительность — до 2,4 кг/ч при применении порошковых материалов из никелевых сплавов, нержавеющих и жаропрочных сталей. Это указывает и на потенциального потребителя: авиапром и энергетическое машиностроение. В силу малой серийности (а то и единичного производства) изделий эти отрасли нуждаются в развитии аддитивных технологий такого уровня, которые более эффективны, нежели традиционное литье.

Вышеупомянутый «Стан» показал не столь впечатляющие, но тоже серьезные новинки. СТШ ЭКО — СЧПУ для шлифовки твердосплавных инструментальных пластин. Особенности — манипулятор и полностью автономная система управления, позволяющая автоматизировать процесс полностью.

Вторая новинка — высокоточный сверлильно-фрезерно-расточной «пятикоординатник» 1000VBFL на «сименсовской» системе ЧПУ Sinumerik 840D. Допустимая погрешность обработки — 0,005 мм, что позволяет обрабатывать «под ключ» среднеразмерные (до 1500 × 450 мм) заготовки, например лопаток турбин или блоков цилиндров ДВС.

Подобные станки имеются на российских предприятиях (в частности, в НАМИ), но западного производства. Но сейчас нам нужно не только перегнать, но догнать ЕС и США. Не престижа ради, а чтобы дать машиностроителям (включая авиа- и автомобилестроение) возможность производить современную технику в условиях тотальной технологической блокады.

Участники выставки в ходе проходивших в ее рамках мероприятий отмечали, что государство сейчас оказывает существенную поддержку отрасли. Например, Юрий Коваль, гендиректор Южного завода тяжелого станкостроения (возрожденного в 2016 году Завода имени Седина, в советские времена мирового лидера по производству токарно-карусельных станков), заявил о достаточности мер поддержки завода. В том числе прямой финансовой: за последние четыре года завод получил на развитие производства 109 млн рублей из краевого Фонда развития промышленности. В этом году планы заводчан — нарастить производство в полтора раза, произведя 23 единицы продукции, включая обрабатывающие центры с ЧПУ, на сумму около 3 млрд рублей. Для сравнения: объем производства в мирном 2021-м составил 460 млн рублей.

Те же, кто смотрит дальше, чем на ближайшие пять лет, задавались вопросом о дальнейших перспективах, начиная с научной базы. Она, по их словам, должна включать в себя расчет потребностей и определение перспективных направлений развития российского станкостроения (слово «маркетинг», заметим, здесь не употребляли). И превращения разрозненных, в основном отнюдь не гигантских предприятий в полноценную базу развития промышленности в целом. Благо у станкостроителей впервые за многие десятилетия появился реальный шанс для этого. Китай ввиду собственной отсталости в передовых сегментах станкостроения нам не поможет (не считая массовых станков и центров). А параллельный импорт столь сложного оборудования находится под жестким контролем его производителей ― недружественных нам стран и, судя по всему, вскоре станет невозможен.

Источник: ЭКСПЕРТ ОНЛАЙН

Редактор: Ксения


aristarkh17

30.05.23 15:13

Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. -
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Согласно эксперту, станкостроение там все-таки есть. Возможно, даже металлобработка и машиностроение. Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

30.05.23 15:31

Что хорошо получается, аддитивные станки любого размера деталей, то и выпускать, людей надо решиться принимать из КНДР, они пробивные, найдут подход к южанам собратьям. Нам пока достаточно на 5 лет будет. Главное питерцы-военмехцы и Росатом сумели 3D диаметром до 2,5м детали и высотой 1м, а это половина самой большой детали ГТД и возможность работать десятью выпускникам ПТУ и техникумов.под руководством одного специалиста-бригадира высокой квалификации..

GAF

30.05.23 19:44

....Вот только сам проект пока не принят — по словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Михаила Иванова, он до сих пор "в стадии согласования" с Минфином. Принятия проекта участники рынка ожидают с марта этого года. Но пока его нет, и неизвестны ни суммы господдержки, ни ее сроки. Поэтому замминистра промышленности ограничился лишь скупыми заявлениями: "…что-то собираемся успеть в этом году, что-то в следующем и актуализировать стандарты для соответствия современному уровню и унификации решений"
.
Классика жанра по отмазки ответственности - конкретно некому отвечать по существу за состояние отрасли. Может человек и рад был бы что-либо сделать, но увы.... и вместо плана - т.н."дорожная карта" с указателями и минфином со знаком "стоп".......


XP Best

30.05.23 21:51

> aristarkh17
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.
Раз народ просит: доход машиностроения США в 2021г. $ 321.5 млрд и в 2022 году составила $ 337.9 млрд, больше чем весь бюджет РФ в 2022 г. ($258 млрд.). За счет дотаций бюджета РФ нам нужно не только перегнать, но догнать ЕС и США
.


aristarkh17

30.05.23 22:28

> XP Best
> aristarkh17
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.
Раз народ просит: доход машиностроения ...
Я, собственно, против шапкозакидательства в любую сторону. Американцы тоже наступали на эти грабли, а потом, одев очки, обнаружили, что "страна с порванной в клочья экономикой" - крупная энергетическая держава и достаточно опытный политический игрок. У многих крупных держав есть системные проблемы. Не стоит как недооценивать, так и переоценивать.


Alanv

31.05.23 14:30

> aristarkh17
Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. -
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Согласно эксперту, станкостроение там все-таки есть. Возможно, даже металлобработка и машиностроение. Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.
Само собой, слово "ничего" надо понимать исключительно как в процентах к миру и по сравнению с несколькими десятилетиями ранее. Т.е., "кое-что", и уже не во всех отраслях, но они, несомненно, производят.
Из очевидного - вооружения и самолётостроение.
И у них пошёл перекос типа СССР - потребуха собственная у них очень сильно просела. Вот кто-нибудь скажет, если ли лично у него хоть что-нибудь "Made in Pendossian"?


Никто

31.05.23 14:39

> aristarkh17
Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. -
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Согласно эксперту, станкостроение там все-таки есть. Возможно, даже металлобработка и машиностроение. Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.
Вы немного попутали некоторые понятия. Если бы эта Глисон была бы госкомпанией, то можно было бы говорить об Америке (США). Но это частная компания, которая может в любой момент слинять из штатов и перевести производство куда-нибудь к черту на кулички, как это сделали многие иные компании. Что мы и имеем в действительности. У компании есть заводы-изготовители в США, Великобритании, Индии, Китае, Швейцарии и Германии ... Яркий пример та же Эппл, которая вывела все свое производство из США. Интел, который перестал производить пластины для процессоров. АМД - пластины на Тайване. Вся микроэлектроника это восточная и юговосточная Азия. Маск производит свою Теслу в Китае. Про остальное производство просто не интересовался, но можно погуглить.
Реклама у Глисон прекрасная. Но в России достаточно производителей, которые никуда не намыливаются и являются именно Российскими производителями:
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
И все заявляют о предовых технологиях. Причем я им верю больше, чем Глисону. Они говорят не только о точности нарезки колес, но и о термической обработке поверхности, которая очень важна и очень сложна. Об этом Глисон молчит.
Российские станки - Пенза и Рязань.


aristarkh17

31.05.23 15:25

> Никто
> aristarkh17
Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. -
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Согласно эксперту, станкостроение там все-таки есть. Возможно, даже металлобработка и машиностроение. Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.
Вы немного попутали некоторые понятия.
Спасибо за подробный ответ. Вы, видимо, разбираетесь в этой теме. Для уточнения спрошу еще:
1) Является ли Geason лидером в этой отрасли станкостроения или нет?
2) Придется ли в России замещать его продукцию?
3) Сколько времени, на Ваш взгляд, на это уйдет?
4) Прав ли автор, что автоматические коробки для отечественных автомобилей можно точить только на импортных станках?
5) Посмотрел Ваши ссылки. Насколько я понял, эти предприятия изготовляют шестеренки, а Gleason - станки для изготовления шестеренок. В частности, в разделах "Продукция" и "Услуги" увидел мелаллобработку и шестерни, но не станки. Если этим предприятиям понадобится оборудование, его где-то придется покупать. Или я не там смотрел?

Про Эппл и Интел. Да, многие компании в США вывели свое производство (особенно грязное) из страны. Тайваньцы их клепают на голландском оборудовании. Это то, которое Китай хотел купить, но ему не продали. Если Интел или AMD накроются, Тайвань не сможет делать дизайн новых процессоров, но продолжит клепать старые. Из того, что я понимаю, Запад держится за ключевые элементы - софт для дизайна процессоров, литография в наноэлектронике, прецезионые станки с ЧПУ. Насколько это правильный подход - покажет время.


GAF

31.05.23 18:34

> Никто
> aristarkh17
Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. -
Это как-то связано с периодически повляющимися заявлениями, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек? Согласно эксперту, станкостроение там все-таки есть. Возможно, даже металлобработка и машиностроение. Если кто в теме, прокомментируйте, пожалуйста.
Вы немного попутали некоторые понятия. Если бы эта Глисон была бы госкомпанией, то можно было бы говорить об Америке (США). Но это частная компания, которая может в любой момент слинять из штатов и перевести производство куда-нибудь к черту на кулички, как это сделали многие иные компании. Что мы и имеем в действительности. У компании есть заводы-изготовители в США, Великобритании, Индии, Китае, Швейцарии и Германии ... Яркий пример та же Эппл, которая вывела все свое производство из США. Интел, который перестал производить пластины для процессоров. АМД - пластины на Тайване. Вся микроэлектроника это восточная и юговосточная Азия. Маск производит свою Теслу в Китае. Про остальное производство просто не интересовался, но можно погуглить.
Реклама у Глисон прекрасная. Но в России достаточно производителей, которые никуда не намыливаются и являются именно Российскими производителями:
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
И все заявляют о предовых технологиях. Причем я им верю больше, чем Глисону. Они говорят не только о точности нарезки колес, но и о термической обработке поверхности, которая очень важна и очень сложна. Об этом Глисон молчит.
Российские станки - Пенза и Рязань.
Можно согласиться с Вами в том, что-то осталось в наследство от СССР и разработано вновь. Речь о масштабах нашей продукции на только что прошедшей выставке оборудования по металлообработке, на которой доминировал Китай при отсутствии экспонатов Запада. Подтверждает расхожее мнение о том, что станкостроительная отрасль как таковая перестала существовать в России по крайней мере в организационном порядке. Были министерства тяжёлого машиностроения, среднего, общего. При них профильные Главки. Сейчас Минпромторг и ОАО, каждое из которых имеет собственный интерес. Стартовые позиции для становления массового станкостроения неважнецкие. Далеко не ходить, в своём городе:было пять предприятий Союзного значения, имеющих отношение в станкостроительной отрасли. В 90-е производство встало (к примеру, выпуск самолётов в России в 1996 году упал почти в 100 раз по сравнению с таковым в РФ в 1979 году). На смену государственной необходимости пришли: выживание, прибыль и пр. атрибуты рыночной экономики. Каждое из предприятий занимало по кварталу до 10 га на престижных для коммерции территориях города. По этой причине, одно их них по производству систем ЧПУ исчезло с карты города. Другие остались, "усыхая" каждый по своему:
Ссылка , Ссылка ,
Ссылка .
Ссылка
Вторая проблема: "Кадры решают всё!". В старейшем в стране Политехе со дня его основания был Машиностроительный факультет. В результате "Болонки" и усердия местных исчезли факультеты и кафедры как таковые из структуры вуза. Кое-что из МСФ растворилось в винигрете трёх т.н. инженерных школ без "осадка". Для сохранения лица "осадок" перевели в Юргинский филиал вуза, созданный ранее на базе здравствующего в те годы МСФ. Можно найти в Сети, что осталось от крупнейшего в СССР машиностроительного завода, вокруг которого рос г. Юрга. Градообразующий завод с почётом остался в прошлом. Кому нужен там специализированный филиал вуза? Такие вот дела.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям